Идея вкратце
Проблема
Основная задача лидера - направлять внимание. Для этого лидеры должны научиться фокусировать собственное внимание.
Аргумент
Люди обычно думают, что "быть сосредоточенным" - это отсеивать отвлекающие факторы, концентрируясь на чем-то одном. Но множество последних исследований в области неврологии показывают, что мы фокусируем внимание разными способами, для разных целей, используя при этом разные нейронные пути.
Решение
Каждый лидер должен культивировать триаду осознанности - фокус внутри себя, фокус на других и фокус вовне. Сосредоточенность на себе и на других помогает лидерам развивать эмоциональный интеллект. Фокусировка вовне может улучшить их способность разрабатывать стратегию, внедрять инновации и управлять организациями.
Основная задача лидерства - направлять внимание. Для этого лидеры должны научиться фокусировать собственное внимание. Когда мы говорим о концентрации внимания, мы обычно подразумеваем, что думаем о чем-то одном, отсеивая отвлекающие факторы. Но множество последних исследований в области нейронауки показывают, что мы фокусируемся разными способами, для разных целей, используя различные нейронные пути - некоторые из них работают согласованно, а другие, как правило, противостоят друг другу.
Если разделить эти способы концентрации внимания на три группы - концентрация на себе, концентрация на других, и концентрация на широком мире, - это прольет новый свет на практику многих важных лидерских навыков. Сосредоточенность на себе и конструктивное внимание к другим помогает лидерам культивировать первичные элементы эмоционального интеллекта. Более полное понимание того, как они фокусируются на окружающем мире, может улучшить их способность разрабатывать стратегии, внедрять инновации и управлять организациями.
Каждому лидеру необходимо культивировать эту триаду осознания, в изобилии и в надлежащем балансе, потому что неспособность сосредоточиться внутри себя оставляет вас без руля, неспособность сосредоточиться на других делает вас невежественным, а неспособность сосредоточиться вовне может оставить вас в тупике.
Сфокусироваться на себе
Эмоциональный интеллект начинается с самосознания - общения со своим внутренним голосом. Лидеры, которые прислушиваются к своему внутреннему голосу, могут использовать больше ресурсов для принятия лучших решений и общения со своим подлинным "я". Но что это значит? Взгляд на то, как люди сосредотачиваются внутри себя, может сделать это абстрактное понятие более конкретным.
Самосознание.
Слушать свой внутренний голос - это вопрос внимательного отношения к внутренним физиологическим сигналам. Эти тонкие сигналы отслеживаются инсулой, которая находится за лобными долями мозга. Внимание к любой части тела усиливает чувствительность инсулы к этой части. Настройтесь на сердцебиение, и инсула активирует больше нейронов в этой схеме. То, насколько хорошо люди чувствуют биение своего сердца, фактически стало стандартным способом измерения их самосознания.
Чувства кишечника - это сообщения от инсулы и миндалины, которые нейробиолог Антонио Дамасио из Университета Южной Калифорнии называет соматическими маркерами. Эти сообщения - ощущения того, что что-то "чувствуется" правильным или неправильным. Соматические маркеры упрощают принятие решений, направляя наше внимание на лучшие варианты. Их вряд ли можно назвать надежными (как часто ощущение, что вы оставили плиту включенной, было верным?), поэтому чем полнее мы их читаем, тем лучше используем нашу интуицию. (См. "Пропускаете ли вы этот сайдбар?")
Пропускаете ли вы этот сайдбар?
У вас возникают проблемы с запоминанием того, что кто-то только что сказал вам в разговоре? Вы ехали на работу сегодня утром на автопилоте? Вы больше внимания уделяете своему смартфону, чем человеку, с которым обедаете?
Внимание - это умственная мышца; как и любую другую мышцу, ее можно укрепить с помощью правильных упражнений. Фундаментальное упражнение для развития осознанного внимания очень простое: Когда ваш ум блуждает, обратите внимание на то, что он блуждает, верните его в желаемую точку фокусировки и удерживайте ее там столько, сколько сможете. Это базовое упражнение лежит в основе практически всех видов медитации. Медитация развивает концентрацию и спокойствие и способствует восстановлению после стресса.
Так же как и видеоигра под названием Tenacity, которая сейчас разрабатывается группой дизайнеров и нейробиологов из Университета Висконсина. Игра, выпуск которой запланирован на 2014 год, предлагает неторопливое путешествие по любой из полудюжины сцен - от бесплодной пустыни до фантастической лестницы, уходящей в небеса. На начальном уровне вы касаетесь экрана iPad одним пальцем при каждом выдохе; задача состоит в том, чтобы касаться двумя пальцами при каждом пятом вдохе. По мере перехода на более высокие уровни появляется все больше отвлекающих факторов - вертолет пролетает мимо, самолет делает сальто, стая птиц проносится мимо.
Когда игроки настраиваются на ритм дыхания, они ощущают усиление избирательного внимания и чувство спокойной сосредоточенности, как при медитации. Стэнфордский университет изучает эту связь в своей Лаборатории успокаивающих технологий, которая разрабатывает расслабляющие устройства, например, пояс, определяющий частоту дыхания. Если, например, переполненный почтовый ящик вызовет так называемое апноэ, приложение для iPhone подскажет вам упражнения для успокоения дыхания и ума.
Рассмотрим, например, последствия анализа интервью, проведенного группой британских исследователей со 118 профессиональными трейдерами и 10 старшими менеджерами четырех инвестиционных банков лондонского Сити. Самые успешные трейдеры (чей годовой доход в среднем составлял ?500 000) не были ни теми, кто полностью полагался на аналитику, ни теми, кто просто шел на поводу у своей интуиции. Они фокусировались на полном спектре эмоций, которые они использовали для оценки ценности своей интуиции. Когда они терпели убытки, они признавали свое беспокойство, становились более осторожными и шли на меньший риск. Наименее успешные трейдеры (средний доход которых составлял всего 100 000 фунтов стерлингов), как правило, игнорировали свою тревогу и продолжали действовать по наитию. Поскольку они не прислушивались к более широкому спектру внутренних сигналов, они были введены в заблуждение.
Отслеживание сенсорных впечатлений о себе в данный момент - один из основных элементов самосознания. Но для лидерства критически важно другое: объединение нашего опыта во времени в целостную картину нашего подлинного "я".
Быть подлинным - значит быть тем же человеком для других, что и для себя. Отчасти это подразумевает внимание к тому, что думают о вас другие, особенно люди, чье мнение вы цените и кто будет откровенен в своих отзывах. Разновидностью фокуса внимания, который полезен здесь, является открытое осознание, при котором мы широко замечаем, что происходит вокруг нас, не зацикливаясь и не отвлекаясь на чем-то конкретном. В этом режиме мы не судим, не цензурируем и не отключаемся; мы просто воспринимаем.
Лидерам, которые больше привыкли давать информацию, чем получать ее, это может показаться сложным. Тот, кто испытывает трудности с поддержанием открытого осознания, обычно зацикливается на раздражающих деталях, таких как попутчики в очереди на досмотр в аэропорту, которые вечно просовывают свои сумки в сканер. Тот, кто может удерживать внимание в открытом режиме, будет замечать попутчиков, но не беспокоиться о них, и будет воспринимать больше окружающей обстановки. (См. боковую панель "Расширьте свою осведомленность")
Расширьте свою осведомленность
Как объектив камеры можно установить узко на одну точку или более широко, чтобы охватить панорамный вид, так и вы можете сосредоточиться узко или широко.
В одном из методов измерения открытого осознания людям предлагается поток букв и цифр, таких как S, K, O, E, 4, R, T, 2, H, P. При сканировании потока многие люди заметят первую цифру - 4, но после этого их внимание ослабнет. Те, кто твердо находится в режиме открытого осознания, зафиксируют и второе число.
Укрепление способности поддерживать открытое осознание требует от лидеров совершать нечто, граничащее с противоестественным: хотя бы иногда культивировать готовность не контролировать ситуацию, не предлагать свою точку зрения, не осуждать других. Это вопрос не столько целенаправленных действий, сколько корректировки отношения.
Один из путей к такой корректировке - классическая сила позитивного мышления, поскольку пессимизм сужает наше внимание, тогда как позитивные эмоции расширяют наше внимание и восприимчивость к новому и неожиданному. Простой способ переключиться в позитивный режим - спросить себя: "Если бы в моей жизни все складывалось идеально, что бы я делал через 10 лет?". Почему это эффективно? Потому что, когда вы находитесь в приподнятом настроении, обнаружил нейробиолог Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина, левая префронтальная область вашего мозга загорается. Эта область содержит схему, которая напоминает нам о том, как прекрасно мы будем себя чувствовать, когда достигнем какой-то долгожданной цели.
"Разговоры о позитивных целях и мечтах активизируют центры мозга, которые открывают вам новые возможности", - говорит Ричард Боятзис, психолог из Case Western Reserve. "Но если вы переводите разговор на то, что вы должны сделать, чтобы исправить себя, это закрывает вас. Вам нужен негатив, чтобы выжить, а позитив - чтобы процветать".
Конечно, открытость к информации не гарантирует, что кто-то ее предоставит. К сожалению, жизнь дает нам мало шансов узнать, какими нас видят другие, и еще меньше - руководителям, которые поднимаются по карьерной лестнице. Возможно, именно поэтому одним из самых популярных и посещаемых курсов в Гарвардской школе бизнеса является курс Билла Джорджа "Развитие аутентичного лидерства", в рамках которого Джордж создал группы, которые он называет "группами истинного севера", чтобы повысить этот аспект самосознания.
Эти группы (которые может создать каждый) основаны на принципе, что самопознание начинается с самораскрытия. Соответственно, они являются открытыми и интимными, "безопасным местом, - объясняет Джордж, - где участники могут обсуждать личные вопросы, которые они не считают возможным поднимать в других местах - часто даже с самыми близкими членами семьи". Что это дает? "Мы не знаем, кто мы, пока не услышим, как мы сами рассказываем историю своей жизни тем, кому мы доверяем, - говорит Джордж. Это структурированный способ сопоставить наше представление о себе с мнением наших самых надежных коллег - внешняя проверка нашей подлинности.
Самоконтроль.
"Когнитивный контроль" - это научный термин, означающий направление внимания туда, куда нужно, и удержание его там перед лицом искушения поблуждать. Такая концентрация внимания является одним из аспектов исполнительной функции мозга, которая находится в префронтальной коре. В разговорной речи это называется "сила воли".
< <
В том же авторе
Лидерство, которое приносит результаты
Характеристика эмоционального интеллекта
Лучшие менеджеры используют шесть стилей лидерства.
Когнитивный контроль позволяет руководителям добиваться цели, несмотря на отвлекающие факторы и неудачи. Та же нейронная схема, которая позволяет так целеустремленно идти к цели, также управляет неуправляемыми эмоциями. Хороший когнитивный контроль можно увидеть у людей, которые сохраняют спокойствие в кризисной ситуации, усмиряют собственное возбуждение и восстанавливаются после неудачи или поражения.
Десятилетия исследований демонстрируют исключительную важность силы воли для успеха руководителя. Особенно убедительным является продольное исследование, в котором отслеживались судьбы всех 1037 детей, родившихся в течение одного года в 1970-х годах в новозеландском городе Данедин. В течение нескольких лет в детстве дети проходили ряд тестов на силу воли, включая легендарный "зефирный тест" психолога Уолтера Мишеля - выбор между тем, чтобы съесть одну зефирку сразу и получить две, подождав 15 минут. В экспериментах Мишеля примерно треть детей хватали зефир сразу же, еще треть ждали еще некоторое время, а трети удавалось продержаться все четверть часа.
Руководители, способные эффективно сосредоточиться на других, становятся прирожденными лидерами независимо от организационного или социального ранга.
Годы спустя, когда детям из исследования в Дунедине было уже за 30 и всех, кроме 4%, снова разыскали, исследователи обнаружили, что те, кому хватило когнитивного контроля, чтобы дольше всех сопротивляться зефиру, были значительно здоровее, успешнее в финансовом плане и законопослушнее, чем те, кто вообще не смог удержаться. Фактически, статистический анализ показал, что уровень самоконтроля ребенка был более мощным предиктором финансового успеха, чем IQ, социальный класс или семейные обстоятельства.
По словам Мишеля, то, как мы концентрируем внимание, является ключом к проявлению силы воли. Когда вы противопоставляете самоограничение самодовольству, в игру вступают три подварианта когнитивного контроля: способность добровольно отвлечься от объекта желания; способность не отвлекаться, чтобы не вернуться к этому объекту; и способность сосредоточиться на будущей цели и представить, как хорошо вы будете себя чувствовать, когда ее достигнете. Став взрослыми, дети из Данедина, возможно, стали заложниками своих молодых "я", но это не так, потому что способность концентрироваться можно развить. (См. боковую панель "Учимся самоограничению")
Учимся самоограничению
Быстрее, сейчас. Вот тест на когнитивный контроль. В каком направлении направлена средняя стрелка в каждом ряду?
Тест, называемый "Задача Эриксена с фланкером", определяет вашу восприимчивость к рассеянности. При его проведении в лабораторных условиях можно обнаружить разницу в тысячные доли секунды в скорости, с которой испытуемые воспринимают, в какую сторону указывают средние стрелки. Чем сильнее их когнитивный контроль, тем меньше они подвержены рассеянности.
Мероприятия по укреплению когнитивного контроля могут быть такими же простыми, как игра "Simon Says" или "Red Light" - любое упражнение, в котором вас просят остановиться по сигналу. Исследования показывают, что чем лучше у ребенка получается играть в "Музыкальные стулья", тем сильнее будет развита его префронтальная проводка для когнитивного контроля.
По такому же простому принципу работает метод социально-эмоционального обучения (SEL), который используется для укрепления когнитивного контроля у школьников по всей территории США. Когда дети сталкиваются с расстраивающей их проблемой, им предлагают подумать о сигнале светофора. Красный свет означает, что нужно остановиться, успокоиться и подумать, прежде чем действовать. Желтый свет означает, что нужно замедлиться и подумать о нескольких возможных решениях. Зеленый свет означает попробовать план и посмотреть, как он работает. Мышление в этих терминах позволяет детям перейти от импульсов, управляемых миндалиной, к обдуманному поведению, управляемому префронтальной зоной.
Взрослым тоже никогда не поздно укрепить эти схемы. Ежедневные занятия практикой осознанности действуют примерно так же, как "Музыкальные стулья" и SEL. Во время этих занятий вы концентрируете свое внимание на дыхании и практикуетесь в отслеживании своих мыслей и чувств, не уходя от них. Всякий раз, когда вы замечаете, что ваш ум отвлекся, вы просто возвращаете его к дыханию. Звучит просто, но попробуйте сделать это в течение 10 минут, и вы поймете, что этому нужно учиться.
Фокусирование на других
Слово "внимание" происходит от латинского attendere, что означает "тянуться к". Это идеальное определение внимания к другим, которое является основой эмпатии и способности строить социальные отношения - второго и третьего столпов эмоционального интеллекта.
Руководителей, умеющих эффективно концентрироваться на других, легко распознать. Это те, кто находит общий язык, чье мнение имеет наибольший вес и с кем другие люди хотят работать. Они становятся прирожденными лидерами независимо от организационного или социального ранга.
Триада эмпатии.
Чаще всего мы говорим об эмпатии как об отдельном атрибуте. Но внимательный взгляд на то, на чем фокусируются лидеры, когда проявляют ее, позволяет выявить три разных вида, каждый из которых важен для эффективности лидерства:
- когнитивная эмпатия - способность понимать точку зрения другого человека;
- эмоциональная эмпатия
- эмпатическая забота - способность чувствовать, что другому человеку нужно от вас.
Когнитивная эмпатия позволяет лидерам объяснять себя значимыми способами - навык, необходимый для достижения наилучших результатов от своих непосредственных подчиненных. Вопреки ожиданиям, проявление когнитивной эмпатии требует от руководителей думать о чувствах, а не испытывать их непосредственно.
Любознательная натура способствует развитию когнитивной эмпатии. Как сказал один успешный руководитель с такой чертой характера: "Я всегда хотел узнать все, понять любого, кто был рядом со мной - почему они думали то, что делали, почему они делали то, что делали, что им помогало, а что не помогало". Но когнитивная эмпатия также является следствием самосознания. Исполнительные схемы, которые позволяют нам думать о собственных мыслях и отслеживать чувства, возникающие при этом, позволяют нам применять те же самые рассуждения к мыслям других людей, когда мы решаем направить свое внимание в эту сторону.
< <
Further Reading
Overloaded Circuits
Managing Yourself Feature
Истоки синдрома дефицита внимания, и как управлять им в современных напряженных организациях.
Эмоциональная эмпатия важна для эффективного наставничества, управления клиентами и понимания групповой динамики. Она берет начало в древних частях мозга, расположенных под корой головного мозга - миндалине, гипоталамусе, гиппокампе и орбитофронтальной коре, - которые позволяют нам быстро чувствовать, не задумываясь глубоко. Они настраивают нас на нужный лад, вызывая в нашем теле эмоциональные состояния других людей: Я буквально чувствую вашу боль. Мои мозговые паттерны совпадают с вашими, когда я слушаю, как вы рассказываете захватывающую историю. Как говорит Таня Зингер, директор отдела социальной нейронауки в Институте когнитивных наук и мозга Макса Планка в Лейпциге: "Чтобы понять чувства других, нужно понять свои собственные чувства". Способность к эмоциональному сопереживанию зависит от сочетания двух видов внимания: сознательного сосредоточения на собственных отголосках чувств другого человека и открытого осознания его лица, голоса и других внешних признаков эмоций. (См. боковую панель "Когда эмпатии нужно учиться")
Когда эмпатии нужно учиться
Эмоциональную эмпатию можно развить. К такому выводу приводит исследование, проведенное с врачами Хелен Рисс, директором программы "Эмпатия и реляционные науки" в бостонской больнице общего профиля Массачусетса. Чтобы помочь врачам следить за собой, она разработала программу, в которой они учились концентрировать внимание с помощью глубокого диафрагмального дыхания и культивировать определенную отрешенность - наблюдать за взаимодействием как бы с потолка, а не теряться в собственных мыслях и чувствах. "Приостановка собственного участия для наблюдения за происходящим дает вам возможность осознавать взаимодействие, не реагируя на него полностью", - говорит Рисс. "Вы можете видеть, заряжена ли ваша физиология или сбалансирована. Вы можете заметить, что происходит в ситуации". Например, если врач осознает, что чувствует раздражение, это может быть сигналом того, что пациент тоже обеспокоен.
Те, кто совершенно растерян, могут вызвать эмоциональное сопереживание, притворяясь, пока не получится, добавляет Рисс. Если вы проявляете заботу, смотрите людям в глаза и обращаете внимание на их выражение лица, даже когда вам этого не очень хочется, вы можете начать чувствовать себя более заинтересованным.
Эмпатическая забота, которая тесно связана с эмоциональной эмпатией, позволяет вам чувствовать не только то, что чувствуют люди, но и то, что им от вас нужно. Это то, что вы хотите видеть в своем враче, супруге или начальнике. Эмпатическая забота уходит корнями в схему, которая заставляет родителей обращать внимание на своих детей. Понаблюдайте за тем, куда устремляются глаза людей, когда кто-то вносит в комнату очаровательного малыша, и вы увидите, как этот центр мозга млекопитающих начинает действовать.
Исследования показывают, что по мере продвижения по служебной лестнице у людей ухудшается способность поддерживать личные связи.
Согласно одной из нейронных теорий, эта реакция запускается в миндалине с помощью радара мозга, распознающего опасность, а в префронтальной коре - выделением окситоцина, химического вещества, способствующего проявлению заботы. Из этого следует, что эмпатическая забота - это обоюдоострое чувство. Мы интуитивно воспринимаем беду другого как свою собственную. Но принимая решение о том, удовлетворим ли мы потребности этого человека, мы сознательно взвешиваем, насколько нам дорого его или ее благополучие.
Правильное сочетание интуиции и обдуманности имеет большие последствия. Те, чьи сочувственные чувства становятся слишком сильными, могут сами страдать. В помогающих профессиях это может привести к усталости от сострадания; у руководителей это может вызвать отвлекающее чувство беспокойства о людях и обстоятельствах, которые никто не может контролировать. Но те, кто защищает себя, заглушая свои чувства, могут потерять связь с эмпатией. Эмпатическая забота требует, чтобы мы справлялись со своей личной бедой, не отвлекаясь на боль других. (См. боковую панель "Когда эмпатию нужно контролировать")
Когда эмпатию нужно контролировать
Понимание того, что мы стремимся сопереживать чувствам других людей, поможет нам принимать более правильные решения, когда чей-то эмоциональный поток грозит захлестнуть нас.
Обычно, когда мы видим, что кто-то укололся булавкой, наш мозг издает сигнал, указывающий на то, что наши собственные центры боли отзываются на это страдание. Но врачи учатся в медицинской школе блокировать даже такие автоматические реакции. Их анестетик внимания, похоже, применяется височно-теменным соединением и областями префронтальной коры - схемой, которая повышает концентрацию внимания, отключая эмоции. Именно это происходит в вашем мозгу, когда вы отдаляетесь от других людей, чтобы сохранить спокойствие и помочь им. Та же нейронная сеть включается, когда мы видим проблему в эмоционально перегретой среде и должны сосредоточиться на поиске решения. Если вы разговариваете с расстроенным человеком, эта система помогает вам понять его точку зрения интеллектуально, переключаясь с эмоциональной эмпатии "от сердца к сердцу" на когнитивную эмпатию "от головы к сердцу".
Более того, некоторые лабораторные исследования показывают, что правильное применение эмпатической заботы имеет решающее значение для вынесения моральных суждений. Сканирование мозга показало, что когда добровольцы слушали рассказы о людях, испытывающих физическую боль, их собственные мозговые центры, отвечающие за переживание такой боли, мгновенно загорались. Но если рассказ касался психологических страданий, то высшие мозговые центры, вовлеченные в сопереживание и сострадание, активизировались дольше. Необходимо время, чтобы осознать психологические и моральные аспекты ситуации. Чем больше мы отвлекаемся, тем меньше мы можем культивировать более тонкие формы сочувствия и сострадания.
Построение отношений.
Людей, которым не хватает социальной чувствительности, легко заметить - по крайней мере, другим людям. Они - самые невежественные среди нас. Финансовый директор, который технически компетентен, но задирает одних людей, вымораживает других и играет в любимчиков - но когда вы указываете ему на то, что он только что сделал, перекладывает вину, злится или считает, что проблема в вас - он не пытается быть придурком; он совершенно не осознает своих недостатков.
Похоже, что социальная чувствительность связана с когнитивной эмпатией. Например, руководители с когнитивной эмпатией лучше справляются с зарубежными заданиями, предположительно потому, что они быстро усваивают неявные нормы и изучают уникальные ментальные модели новой культуры. Внимание к социальному контексту позволяет нам действовать умело, независимо от ситуации, инстинктивно следовать универсальному алгоритму этикета и вести себя так, чтобы другим было спокойно. (В другую эпоху это можно было бы назвать хорошими манерами)
Схема, сходящаяся в переднем гиппокампе, считывает социальный контекст и интуитивно заставляет нас вести себя иначе, скажем, с приятелями по колледжу, чем с семьей или коллегами. В сотрудничестве с обдуманной префронтальной корой она подавляет импульс сделать что-то неуместное. Соответственно, один из мозговых тестов на чувствительность к контексту оценивает работу гиппокампа. Нейробиолог из Университета Висконсина Ричард Дэвидсон выдвинул гипотезу, что люди, которые наиболее внимательны к социальным ситуациям, демонстрируют более сильную активность и больше связей между гиппокампом и префронтальной корой, чем те, кто, похоже, просто не может правильно понять ситуацию.
< <
По материалам того же автора
-
Что делает лидера лидером?
Характеристика эмоционального интеллекта
По-настоящему эффективные обладают высокой степенью эмоционального интеллекта.
Те же схемы могут быть задействованы, когда мы составляем карту социальных сетей в группе - навык, позволяющий нам хорошо ориентироваться в отношениях в этих сетях. Люди, преуспевающие в организационном влиянии, могут не только чувствовать поток личных связей, но и называть людей, чье мнение имеет наибольшую силу, и таким образом фокусироваться на убеждении тех, кто убедит других.
Примечательно, что исследования показывают: по мере того, как люди поднимаются по служебной лестнице и обретают власть, их способность воспринимать и поддерживать личные связи, как правило, страдает от своего рода психического истощения. Изучая встречи между людьми разного статуса, Дачер Кельтнер, психолог из Беркли, обнаружил, что люди, занимающие более высокое положение, меньше обращают свой взгляд на людей, занимающих более низкое положение, и чаще перебивают или монополизируют разговор.
На самом деле, сопоставление внимания к власти в организации дает четкое представление об иерархии: Чем больше времени требуется человеку А, чтобы ответить человеку Б, тем большей относительной властью обладает человек А. Составьте карту времени ответа по всей организации, и вы получите удивительно точную диаграмму социального положения. Начальник оставляет электронные письма без ответа часами, а нижестоящие отвечают в течение нескольких минут. Это настолько предсказуемо, что в Колумбийском университете был разработан алгоритм для этого - так называемое автоматическое определение социальной иерархии. По сообщениям, спецслужбы применяют этот алгоритм к предполагаемым террористическим бандам, чтобы выстроить цепочки влияния и определить центральные фигуры.
Но на самом деле дело вот в чем: То, где мы видим себя на социальной лестнице, по умолчанию определяет, сколько внимания мы уделяем. Это должно стать предупреждением для руководителей высшего звена, которым необходимо реагировать на быстро меняющиеся конкурентные ситуации, используя весь спектр идей и талантов внутри организации. Без целенаправленного переключения внимания их естественной склонностью может стать игнорирование умных идей из низших звеньев.
Фокусировка на широком мире
Лидеры с сильной направленностью вовне - не только хорошие слушатели, но и хорошие вопрошатели. Это провидцы, способные ощущать отдаленные последствия местных решений и представлять, как выбор, который они делают сегодня, отразится в будущем. Они открыты для удивительных способов, с помощью которых, казалось бы, не связанные друг с другом данные могут помочь в реализации их центральных интересов. Мелинда Гейтс привела убедительный пример, когда в программе "60 минут" она сказала, что ее муж - это тот человек, который прочтет целую книгу об удобрениях. Чарли Роуз спросил: "Почему удобрения? Связь была очевидна для Билла Гейтса, который постоянно ищет технологические достижения, способные спасти жизни в массовом масштабе. "Несколько миллиардов человек должны были бы умереть, если бы мы не придумали удобрения", - ответил он.
Сосредоточение на стратегии.
В любом курсе бизнес-школы по стратегии вам дадут два основных элемента: использование имеющихся преимуществ и поиск новых. Сканирование мозга 63 опытных бизнесменов, принимающих решения, когда они использовали или переключались между эксплуатационными и исследовательскими стратегиями, позволило выявить конкретные схемы, задействованные в этом процессе. Неудивительно, что эксплуатация требует концентрации на текущей работе, в то время как исследование требует открытого сознания для распознавания новых возможностей. Однако эксплуатация сопровождается активностью в мозговых схемах предвкушения и вознаграждения. Другими словами, нам приятно двигаться в привычном ритме. Когда мы переходим к исследованию, нам приходится прилагать целенаправленные когнитивные усилия, чтобы отвлечься от этой рутины, чтобы широко бродить и искать новые пути.
"Обилие информации порождает бедность внимания", - писал экономист Герберт Саймон в 1971 году.
Что мешает нам прилагать такие усилия? Недостаток сна, алкоголь, стресс и умственная перегрузка - все это нарушает работу исполнительных схем, используемых для когнитивного переключения. Чтобы сохранить направленность, ведущую к инновациям, нам необходимо время для размышлений и обновления фокуса внимания.
Источники инноваций.
В эпоху, когда почти все имеют доступ к одинаковой информации, новые ценности возникают благодаря тому, что мы соединяем идеи новыми способами и задаем умные вопросы, которые открывают неиспользованный потенциал. За мгновение до того, как нас посетит творческое озарение, в мозгу на треть секунды появляется всплеск гамма-волн, указывающий на синхронность работы далеко отстоящих друг от друга клеток мозга. Чем больше нейронов работают синхронно, тем больше всплеск. Его время указывает на то, что происходит формирование новой нейронной сети - предположительно, для создания новой ассоциации.
< <
Эта статья также опубликована в:
-
Focus (HBR Emotional Intelligence Series)
Leadership & Managing People BOOK
- АВТОР
перед заключительным
для каждого дополнительного автора. Без пробелов и запятых. --> 19.99 Добавить в корзину
Но рассматривать гамма-волны как секрет креативности было бы чересчур. Классическая модель творчества предполагает, что различные виды внимания играют ключ
- Hbr.org
Поделиться