Являются ли руководители со степенью MBA более сильными лидерами? Ответ может зависеть от возраста руководителя.
Вдохновленные бушующими в прошлом году дебатами о роли MBA в финансовом кризисе, мы попытались проанализировать, влияет ли наличие MBA на общую эффективность работы руководителя. В ходе масштабного исследования эффективности работы руководителей с момента их вступления в должность мы обнаружили, что при прочих равных условиях руководители, получившие степень MBA, имеют небольшое преимущество перед своими коллегами, не получившими степень MBA. В нашем анализе и рейтинге результатов деятельности 2 000 руководителей по всему миру руководители, получившие степень MBA, в среднем занимали на 40 позиций выше, чем руководители, не получившие степень MBA (статистически значимый эффект).
Почему такой положительный эффект? Может быть, все просто: руководители, получившие степень MBA, на самом деле лучше подготовлены для руководства компаниями? Оправдывает ли это, по сути, программы MBA, подвергшиеся критике в прошлом году за их роль в этических и стратегических просчетах, которые, в свою очередь, привели к нынешнему экономическому кризису?
Возможно, все не так просто. Размышляя над этим вопросом, мы задумались об изменениях в программах MBA за последние несколько десятилетий. Как красноречиво пишет Ракеш Хурана, за последние 20 лет произошел массовый приток студентов на программы MBA. Кроме того, учебные программы и специализация преподавателей претерпели изменения: от общих тем, которые преподавались преподавателями, погруженными в мир бизнеса, к специализированным (читай: аналитическим) программам, которые преподавались научными сотрудниками, все более оторванными от практики управления.
Так что нам стало интересно, будет ли отличаться степень MBA для разных возрастных когорт руководителей компаний. Одна из гипотез заключается в том, что наличие степени MBA могло дать преимущество руководителям компаний, получившим ее, когда она была менее ходовым товаром и когда бизнес-образование было в большей степени общеобразовательным, "искусством, а не наукой". Снизилась ли ценность MBA с течением времени? Это одна из гипотез. Другая гипотеза заключается в том, что со временем ценность MBA возросла: таким образом, десятки тысяч студентов, устремившихся в бизнес-школы, правильно воспринимают сигналы рынка. Какова ваша гипотеза?
Давайте посмотрим на возраст. Медианный возраст вступления в должность генерального директора составлял 52 года. Когда мы ограничили выборку генеральными директорами, которые начали свою деятельность в возрасте до 50 лет, преимущество наличия MBA в рейтинге увеличилось: в группе до 50 лет преимущество наличия MBA было еще больше (от 40 до 100 мест выше в нашем списке). То есть в этой "более молодой" группе руководители, получившие степень MBA, как правило, демонстрировали более высокие результаты, чем те, у кого этой степени не было.
Мы также разделили выборку по году вступления руководителя в должность, разделив выборку по 2000 году (то есть ранжировали руководителей, начавших свою деятельность до 2000 года, по сравнению с руководителями, начавшими свою деятельность в 2000 году или после 2000 года). Мы обнаружили, что преимущество MBA больше у руководителей, которые начали работать до 2000 года (от 40 до 108 мест выше в рейтинге). Иными словами, в группе, сформировавшейся до 2000 года, руководители, получившие степень MBA, как правило, демонстрировали более высокие результаты, чем те, у кого ее не было.
Таким образом, если вы были "молоды" (до 50 лет, когда вы стали руководителем) и начали работать на руководящей должности до 2000 года, вы получали больше пользы от своей степени.
Для руководителей старшего возраста преимущества MBA были до 2000 года, но не после 2000 года.
Эффект года поднимает важный вопрос: Снижается ли ценность MBA для начинающих руководителей? Или же она важна как никогда, поскольку в новом десятилетии мы погружаемся в крайне глобальный и неопределенный деловой мир?
Мортен Т. Хансен (morten.hansen@insead.edu) - профессор менеджмента в Школе информации Калифорнийского университета в Беркли и в Insead. Эрминия Ибарра (herminia.ibarra@insead.edu) - профессор организационного поведения и профессор обучения под руководством Коры в Insead.
- Hbr.org
Поделиться