Ричард Брэнсон, Тони Шей и другие успешные руководители делятся вопросами, которые они задают на каждом собеседовании

Грамотные руководители знают, что банальные вопросы (вроде "Расскажите о своих достоинствах и недостатках") вовсе не так информативны, как кажется на первый взгляд.

Именно поэтому они отказываются от общепринятых клише и изобретают свои собственные, содержательные вопросы.

У каждого руководителя есть излюбленный вопрос, ответ на который позволяет им судить о кандидате.  Представляем вашему вниманию список таких вопросов.

"Что не указано в вашем резюме?"

Ричард Брэнсон

Миллиардер, основатель Virgin Group и автор книги "Путь Virgin: Все, что я знаю о лидерстве" в интервью Business Insider сообщил Ричарду Фелони, что не является поклонником традиционных способов проведения собеседований.

"Разумеется, хорошее резюме - это важно, однако если бы мы могли нанимать людей на основании того, что они сочли нужным о себе рассказать, мы бы не тратили время на собеседования", - пишет Брэнсон. Именно поэтому он спрашивает: "Что не указано в вашем резюме?"

"По шкале от одного до десяти, насколько вы странный?"

Тони Шей

Главной ценностью Zappos является "создание веселья и маленьких странностей". Генеральный директор компании Тони Шей рассказал об этом в интервью Business Insider (2010г.)

Чтобы убедиться в том, что кандидаты могут вписаться в коллектив, Шей спрашивает: "По шкале от одного до десяти, насколько вы странный?" Шей утверждает, что сам по себе ответ не так важен. Ему интересно, как люди отвечают на этот вопрос. Тем не менее, если оценка равна единице, "кандидат слишком серьезен для того, чтобы вписаться в культуру Zappos". "Если оценка равна десяти, вы психически больны", - говорит Шей.

"Опишите себя одним словом".

Дара Ричардсон-Херон

Лучшие кандидаты всегда точно знают, кем они являются. Именно поэтому Дара Ричардсон-Херон, генеральный директор Женского христианского союза молодежи, всегда задает этот вопрос соискателям.

Ричардсон-Херон говорит, что судят о людях не по тому слову, которое они выбирают, но по тому, как они формулируют свой ответ. В интервью Адаму Брайанту из The New York Times она ценит людей, которые задумываются над ответом и тщательно формулируют мысль.

"Расскажите о том, как вы решали сложную аналитическую задачу".

Ласло Бок

Ласло Бок, вице-президент по персоналу Google, утверждает, что компания отказалась от известных вопросов-головоломок в пользу вопросов, которые характеризуют поведение соискателей.

"Такие вопросы подразумевают описание ситуаций из опыта и позволяют получить важную информацию", - сообщит Бок в интервью The New York Times. "Вы узнаете не только о способах взаимодействия с окружающим миром, но и о том, что считается сложным для кандидата", - утверждает Бок.

"В каком возрасте вы получили первую зарплату?"

Ханна Парамор

Ханна Парамор, президент интерактивного рекламного агентства Paramore, расположенного в Нэшвилле, в интервью New York Times рассказала Адаму Брайанту о своем излюбленном вопросе для собеседования. 

"Я хочу узнать об отношении кандидата к труду, определить степень его независимости и стремление к высоким должностям", - рассказала она Business Insider. - "Если человек работал на полставки во время обучения в университете, и эта работа требовала большой отдачи, это демонстрирует высокий уровень личной ответственности. Мне нравятся люди, которые смотрят на успех с разных сторон".

"В чем ваша суперсила? Какое животное является вашим талисманом?"

Райан Холмс

В прошлом году писатель Джефф Хейден опросил влиятельных людей и собрал список остроумных вопросов для собеседования. Вот ответ генерального директора HootSuite Райан Холмс: "В чем ваша суперсила? Какое животное является вашим талисманом?"

"Однажды на собеседовании я спросил кандидата в исполнительные помощники, с каким животным он себя ассоциирует. Ответ звучал так: "С уткой, которая внешне выглядит спокойной, но под водой бешено работает лапками". Этот ответ показался мне забавным. Он в полной мере соответствовал моим представлениям о том, как должен работать мой помощник. В настоящее время этот специалист работает у нас уже год и прекрасно справляется со своими обязанностями".

Ваша любимая цитата?

Карен Дэвис

Карен Дэвис, старший вице-президент компании Hasbro, которая занимается производством игрушек и игр, рассказала Business Insider, что ее работа требует максимальной отдачи, т.к. именно она решает, какие проекты и организации получат спонсорскую помощь. Именно поэтому Карен ищет кандидатов, которые демонстрируют "истинную страсть и целеустремленность". В интервью Business Insider Дэвис открыла Рейчел Шугар вопрос, который позволяет выявить истинные мотивы и суть кандидатов.

Правильного ответа на этот вопрос не существует. Дэвис обращает внимание на тех, кто способен хоть что-то ответить. "Мне нужны те, кто постоянно ищет источники вдохновения", - говорит Дэвис.

"Расскажите мне об успехе, сложностях и обязанностях на предыдущих местах работы".

Лонне Джаффе

Лонне Джаффе, исполнительный директор компании Syncsort, которая занимается разработкой программного обеспечения, в интервью New York Times сообщил Адаму Брайанту о том, что всегда просит кандидата рассказать историю из своей жизни. 

В интервью Business Insider Джаффе упоминал, что с тех пор, как люди изобрели язык, изучение примеров остается лучшим средством общения. "В бизнесе последовательное изложение событий - это лучший способ мотивировать команду, объяснить цели, которые будут понятны всем, или донести сложные идеи до клиентов или будущих сотрудников. Успешные лидеры всегда являются хорошими рассказчиками. Это умение пригождается всем без исключения".

Джаффе сообщил, что осознал всю важность этого умения во времена работы в IBM: "Способность донести свою мысль до слушателей особенно важна в технической отрасли, т.к. именно технологии представляются людям сложными и в какой-то мере скучными".

"Расскажите мне о своих неудачах".

Дженни Минг

"Хороший ответ на этот вопрос очень важен. Он означает, что кандидат не боится рисковать и признает свои ошибки, если что-то пошло не так", - говорит Дженни Минг, президент и генеральный директор Charlotte Russe, бывший руководитель Old Navy.

"Речь идет не только о бизнесе. Это могут быть обычные жизненные уроки. Я нахожу такие рассказы крайне познавательными", - сообщила Минг Адаму Брайанту из New York Times. - "Что они сделали для того, чтобы исправить ошибку? Как преодолели страх ошибиться вновь? Я ищу тех, кто не боится признавать свою неправоту".

"Люди любят хвастаться своими успехами, однако о неудачах рассказывают неохотно", объясняет Минг.

"Что бы вы сделали в случае нашествия зомби?"

Эшли Моррис

Этот странный вопрос задают всем потенциальным работникам ресторанов национальной сети Capriotti's Sandwich Shop. Эшли Моррис, генеральный директор компании, таким образом пытается выяснить, как соискатели реагируют на давление и стресс.

"Правильного ответа на этот вопрос не существует. Я просто выслушиваю мнение и пытаюсь понять, умеет ли соискатель мыслить на ходу", - объяснила Моррис. - "После этого я определяю, кем в сущности является соискатель, что для него важно, каковы его ценности и сумеет ли он вписаться в наш коллектив".

"Представьте, что мы сидим здесь через год и отмечаем этот маленький юбилей. Чего мы успели бы достичь к тому моменту, работая вместе?"

Рэнди Гарутти

Рэнди Гарутти, генеральный директор Shake Shack, рассказал Джеффу Хейдену, что он любит, когда "кандидаты делают домашнюю работу и выясняют всю необходимую информацию о компании, в которой хотят работать".

Гарутти говорит: "Кандидат должен обладать стратегическим мышлением не только для того, чтобы представить себе этот год совместной работы, но и чтобы описать перспективы компании в целом и свою роль в достижении глобальных целей".

"Изложите мне свое резюме - в частности, расскажите о причинах смены работы".

Алекса фон Тобель

Генеральный директор LearnVest Алекса фон Тобель рассказала Адаму Брайанту из The New York Times, что то, как кандидат отвечает на этот вопрос, может "многое о нем рассказать".

Кроме того, Алекса любит расспрашивать соискателей об их недостатках, но если те не дают четного ответа, она перефразирует вопрос: "Что удается вам хуже всего? За что вас ругает жена или муж? Если даже вы не знаете о своих недостатках, мы с вами не сработаемся".

"Ради чего вы встаете утром с постели?"

Бред Джефферсон

В интервью Адаму Брайанту из New York Times Бред Джефферсон, генеральный директор Animoto, компании, представляющей сервис для создания видео, поделился тремя любимыми вопросами для собеседования.

Джефферсон подчеркнул, что вопрос про мотивацию является самым лучшим, т.к. он позволяет узнать об истинной страсти кандидата. "Я всегда пытаюсь забраться в людям в голову, чтобы понять, что ими движет", - говорит Бред.

Джефферсон рассказал Business Insider, что понимании мотивации очень важно, т.к. "в любом бизнесе есть взлеты и падения, и вам необходимо будет поддерживать своих сотрудников во все времена".

"Если вы преследуете цели, к которым действительно стремитесь, вместе с людьми, которые вас мотивирует, работать легко, даже если дела идут не так хорошо, как хотелось бы", - говорит Джефферсон.

"Молоток и гвоздь стоят доллар и десять центов. Молоток стоит на доллар больше, чем гвоздь. Сколько стоит гвоздь?"

Джефф Цвеллинг

Джефф Цвеллинг, генеральный директор и сооснователь компании Convertro, которая занимается рекламой и продажей измерительных инструментов, рассказал Business Insider, что при проведении собеседований часто обращается к каверзным вопросам, чтобы получить лучшее представление о кандидатах.

Например, в ходе разговора он неожиданно задает собеседнику математическую задачку.

"Некоторые кандидаты автоматически отвечают, что гвоздь стоит десять центов, что, очевидно, неправильно", - говорит Цвеллинг - "Правильный ответ - это пять центов, но мне важно видеть, что кандидат хотя бы пытается задуматься над ним".

Цвеллинг понимает, что не все умеют хорошо считать, но он хочет донести до кандидатов то, что "десять центов" - это слишком легкий и очевидный ответ. "Если бы все было так просто, никто бы и не спрашивал", - добавляет он.

"Предположим, я спросил самого близкого вам человека, что ему в вас нравится до безумия, а что - сводит с ума. Что бы он ответил?"

Кэт Коул

Кэт Коул, президент Cinnabon, в интервью New York Times рассказала Адаму Брайанту, что перед собеседованием она любит наблюдать за поведением кандидатов в приемной.

"Я прошу секретаря предложить соискателю напитки и смотрю, насколько он благодарен за это", - говорит она. - "Затем, когда человек входит в мой кабинет, он видит большой бумажный ком на полу между дверью и столом. Мне хочется знать, поднимет соискатель этот ком или нет. Я не тороплюсь принимать решения, но такие мелочи дают мне понять, насколько он сосредоточен на своем деле".

В конце собеседования Кэт говорит: "Расскажите мне о самом близком человеке, с которым вам нравится разговаривать. Как вы думаете, что нравится ему в вас больше всего?"

И продолжает: "А что сводит его с ума и заставляет любить вас чуть меньше?"

"Людям нравятся такие вопросы, потому что я четко обозначила точку зрения", - рассказала Кэт the Times. 

"Если бы вы работали в ресторане, какую должность вы бы занимали?"

Аджит Сингх

Генеральный директор ThoughtSpot Аджит Сингх рассказал Business Insider, что его любимый вопрос позволяет получить массу информации о кандидатах. "Скорее всего, Сингх - единственный руководитель технической компании, который такое спрашивает", - пишет Рейчел Шугар. 

Сингх утверждает, что вопрос очень полезен и вовсе не так удивителен, как кажется на первый взгляд.

"Этот вопрос позволяет определить истинные мотивы человека и его стремления", - объясняет он. - "Я хочу видеть в соискателях нестандартное мышление, хочу увидеть в них то, что скрывается за рамками и ограничениями, которые накладываются при поиске работы".

"Если бы я попросила людей, которые вас знают, описать вас тремя прилагательными, что бы я услышала?"

Мишель Пелузо

Мишель Пелузо, генеральный директор Gilt Groupe, рассказала Адаму Брайанту из New York Times, что этот вопрос гораздо более содержателен, чем простое "Что удается вам лучше всего?".

Она говорит кандидатам следующее: "Предположим, я собрала бы здесь разных людей - например, доставщиков пиццы, ваших бывших коллег, злейшего врага, лучшего друга из старших классов, соседку вашей матушки, воспитателя из детского сада, учителя математики из средней школы и последнего начальника". Затем она спрашивает: "Если бы я их всех описать вас тремя прилагательными, что бы я услышала?"

Если кандидат выдает исключительно положительные характеристики, Пелусо напоминает, что группа опрашиваемых очень разнородна, и далеко не все люди от него в восторге.

"Расскажите мне что-нибудь, что является правдой, но никто из вашего окружения с этим не согласен".

Питер Тиль

По словам Аарона Таубе из Business Insider, сооснователь PayPal, управляющий партнер Founders Fund и президент Clarium Capital Питель Тиль всегда ищет людей, которые не боятся говорить о том, что у них на уме.

Чтобы распознать таких людей среди соискателей и потенциальных инвесторов, он просит их: "Расскажите мне что-нибудь, что является правдой, но никто из вашего окружения с этим не согласен".

В интервью Forbes (2012г.) Тиль объяснил, почему он так любит этот вопрос: "Это своего рода тест на оригинальность мышления и проверка умения говорить честно и открыто в сложных условиях (каковым является собеседование)".

"Какой карнавальный костюм вы носили в последний раз?"

Нил Блюменталь (слева) и Дэвид Гильбоа (справа)

Сам по себе костюм неважен, важны лишь причины, по которым он был выбран. Если причины, озвученные кандидатом, соответствуют ключевым ценностям компании ("веселье и странности на работе, в жизни и во всем, что мы делаем"), он вполне может получить работу, на которую претендует.

"Мы ищем людей, которые способны получать удовольствие от работы и легко устанавливать связи с коллегами", рассказал ГильбоаАйрис Мансур из Quartz. - "Если мы будем нанимать только тех, кто обладает исключительными навыками, но при этом стиль их работы не соответствует нашему, они не смогут добиться успеха".

"Расскажите мне о проекте, в котором вы участвовали от начала и до конца".

Джесс Левин

Джесс Левин, основатель и исполнительный директор компании по организации свадеб Carats & Cake, рассказала Business Insider о том, что задает этот вопрос, чтобы определить, "способен ли человек на великие свершения в условиях ограниченности ресурсов".

"Единственно верного ответа не существует", - добавляет Левин. - "Мне нравятся соискатели, которые проявляют энтузиазм, демонстрируют умение решать проблемы, но при этом скромны".  

"Расскажите о ситуации, в которой вы практически сдались, но в последний момент все же справились с ней. Что конкретно вы сделали и что почувствовали?"

Уэйн Джексон

Уэйн Джексон, исполнительный директор компании Sonatype, которая занимается вопросами безопасности программного обеспечения, рассказал Адаму Брайанту из The New York Times, что с помощью этого вопроса он пытается понять, чем живет кандидат помимо работы, и определяет "его конкурентоспособность и умение преодолевать проблемы".

Кроме того, Джексон считает, что вопрос позволяет определить, насколько ценности и способ мышления соискателя похожи на его собственные. "Я испытываю тягу к сложным проектам, ставки в которых высоки, а командная работа имеет огромное значение", - рассказал Джексон Брайанту. - "И я хочу, чтобы мои сотрудники стремились к тому же". 

"Что бы о вас сказал тот, кому вы не нравитесь?"

Стенли Маккристал, генерал в отставке

Стенли Маккристал, генерал в отставке, который в настоящее время управляет консалтинговым агентством McChrystal Group, в интервью The 4-Hour Workweek рассказал Тиму Ферриссу, что этот необычный вопрос "заставляет людей задуматься о том, что думают о них окружающие, и сформулировать их мнение своими словами".

"Соискатели оценивают свои непривлекательные качества и должны найти в себе мужество поделиться ими с кем-то влиятельным", - сообщает Ричард Фелони из Business Insider.

"Что вы изобрели?"

Лори Сенекал

Лори Сенекал, генеральный директор MDC Partner Network и рекламного агентства CP+B, рассказала Адаму Брайанту из New York Times, что ценит в соискателях три важные качества. Чтобы выявить наличие этих качеств, она задает целую серию специальных вопросов.

Прежде всего, она ищет "склад ума, характерный для изобретателей". Поэтому она спрашивает: "Что вы изобрели?" Сенекал пишет: "Это вовсе не означает, что вы должны изобрести робота, который может достать пиво из холодильника. Подойдет любое изобретение. Важно, чтобы вы обладали особым складом ума, который позволяет отыскивать новые решения".

Кроме того, Сенекал хочет видеть в соискателях умение и желание работать в команде. Чтобы определить наличие этих качеств, она просит: "Расскажите мне о своем величайшем достижении". 

И наконец, Сенекал ищет людей, которые любят свою работу и готовы отдаваться ей без остатка. Для этого она предлагает: "Расскажите мне о ситуации, в которой вам пришлось поставить себя под удар, чтобы достичь нужных результатов".

Первая публикация: 2015-07-23

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Businessinsider.com
Автор перевода: 
  • Айрапетова Ольга
+1
0
-1