Говард - блестящий и властный основатель автомобильного бизнеса с миллиардным оборотом, который заставил своего старшего сына заняться этим бизнесом. Сын - сам блестящий человек, который хотел стать физиком, но, переполненный чувством долга перед отцом, изучал бизнес в колледже, а затем поступил на работу в семейную фирму. Его отец требовал абсолютной преданности бизнесу, заставляя сына быть "во всеоружии" и следовать карьерному пути, намеченному для него в ранней юности.
Говард не позволял сыну выделять для себя личное пространство; не было никакой претензии на баланс между работой и личной жизнью. Отношения становились все более напряженными, и в конце концов все взорвалось после заседания совета директоров, когда Говард обругал жену сына за ее спиной. В слезах сын Говарда ушел из компании и в течение многих лет оставался "вне бизнеса", оставаясь частью семьи, но затаив горькую обиду на отца и на все, что связано с семейным бизнесом.
Быть "полностью в деле" или "полностью вне дела" - два непродуктивных способа найти баланс между работой и личной жизнью в семейном бизнесе. Ни одна из этих альтернатив не дает члену семьи возможности сыграть свою роль в системе семейного бизнеса. Конечно, найти баланс сложно и в публичной компании, но в семейном бизнесе граница между профессиональной и личной жизнью часто бывает нечеткой.
Есть и третий путь, но он непрост. Рассмотрим Чарльза, младшего сына Говарда. Еще до того, как его брат вышел из бизнеса, Чарльз вошел в него. Однако, в отличие от старшего брата, Чарльз остался и сумел выжить и процветать. Примечательно, что в возрасте 20 лет он принял новую религию, несмотря на яростные возражения отца. Хотя его религиозный выбор был гораздо глубже, чем простое решение установить границу между собой и бизнесом, религиозная идентичность Чарльза отделяет его от отца. Например, он соблюдает субботу, фактически устанавливая конкретные границы того, насколько семейный бизнес может посягать на его личное время.
На одной из самых мощных встреч, которые мы когда-либо наблюдали в семейной обстановке, Чарльз сказал своему отцу: "Не заставляй меня выбирать между моей религией и возможностью управлять этим бизнесом, потому что я выберу свою религию". Его отец должен был уважать границу, которую Чарльз установил в одностороннем порядке, или смотреть, как его младший сын уходит.
Установив границу, которую его отец соблюдал, Чарльз нашел способ жить в обоих мирах - своем собственном и семейного бизнеса. Крайняя граница, которую он установил, также иллюстрирует сложность, с которой он столкнулся, проводя грань между любовью к семье и личной потребностью в личном пространстве.
Мы постоянно видим клиентов, оказавшихся на острие этой дилеммы. Как бы сильно они ни любили и ни поддерживали друг друга, даже самым близким членам семьи трудно жить и работать вместе всю жизнь. Как сказал один из наших клиентов, талантливый финансовый директор крупной производственной компании, когда он уходил из бизнеса: "Я не могу продолжать идти по жизни, всегда оставаясь младшим братом". Его идентичность как члена семьи подрывала его профессиональный рост и эффективность в качестве финансового директора. Когда людям не позволяют быть "своим человеком" в семейном бизнесе, трагедия заключается в том, что проигрывают и семья, и бизнес.
Вот некоторые решения, к которым пришли семьи клиентов, чтобы найти разумный средний путь между крайностями "все в дом" и "все из дома" в поисках баланса между работой и личной жизнью:
Отделяйте время семьи от времени работы. Общим для всех наших клиентов является то, что они страстно любят свою работу, иногда до одержимости. Например, одна латиноамериканская деловая семья еженедельно устраивала воскресные семейные обеды, но все мужчины сидели за одним столом, а все женщины - за другим. Мужчины обсуждали дела, и обед превращался в фактическое заседание совета директоров. В то время у компании не было совета директоров. Частью решения было создание дисциплинированного, формального совета директоров - установление пространства и подходящего времени для деловых разговоров. Другая часть решения заключалась в том, чтобы намеренно провести границу между семьей и работой. Чтобы убрать деловые разговоры по воскресеньям, матриарх перемешала мужчин и женщин, установив формальный порядок рассадки. Хотя поначалу это выглядело искусственно, в итоге члены семьи свободно общались друг с другом.
Используйте свой рабочий голос. В успешных семейных компаниях члены семьи учатся разговаривать друг с другом как деловые партнеры, а не как братья или кузены. Эти члены семьи придерживаются определенных правил, которые кажутся очевидными, но не всегда выполняются на практике: Активно слушайте. Не перебивайте, когда говорят другие. Просите разъяснений, если вы не понимаете точку зрения другого человека. Участвуйте на равных. Этот деловой стиль общения резко отличается от свободного обмена мнениями, который происходит во многих семьях. Действительно, установление границы между личным и профессиональным в семейном бизнесе подразумевает более внимательное отношение к тому, как говорится, а не к тому, что говорится на самом деле.
Создавайте здоровые силосы. Очень часто силосы пренебрежительно называют плохой практикой управления. Действительно, они могут создавать проблемы, когда речь идет о преемственности, когда границы пересекаются с потребностями клиентов или снижают операционную эффективность. Но в подавляющем большинстве успешных семейных компаний создаются подразделения с четким распределением ролей: "Я - руководитель розничного отдела, ты - руководитель текстильного подразделения". Силосы могут быть границами, которые предотвращают путаницу в обязанностях и полномочиях, которая так часто поражает систему семейного бизнеса. Силосы имеют дополнительное преимущество - они дают членам семьи что-то, что они могут назвать своим собственным.
Признайте ценность финансовой независимости. В деловых семьях, где богатство может быть значительным, часто возникают трения между прочностью бизнеса и финансовой зависимостью членов семьи. Мы знаем одну семью, где братьям и сестрам уже за пятьдесят и шестьдесят, а они все еще полагаются на "пособие" матриарха. Самые здоровые деловые семьи - это те, где родители уважают отдельные финансовые интересы следующего поколения, что не так-то просто. Если взрослые дети или племянники и племянницы не будут ответственно относиться к деньгам, то они станут более, а не менее зависимыми от старшего поколения. Но без установления определенной границы между тем, что принадлежит бизнесу, и тем, что хотят, в чем нуждаются и за что несут ответственность отдельные члены семьи, люди остаются обязанными бизнесу, что порождает разочарование и недовольство. Без финансовой автономии баланс между работой и личной жизнью в семейном бизнесе невозможен.
Создайте идентичность вне семейного бизнеса. Деловые семьи часто имеют тесные связи с обществом, и их идентичность и статус глубоко связаны с ним. Тем не менее, личность человека может быть подчинена престижу и статусу семьи во внешнем мире. Хотя статус дает много преимуществ, для членов семьи важно найти место в обществе, где они могут создать свою идентичность, не связанную с семьей. Чарльз находит такое место в своей религиозной общине, где он чувствует, что людям нет дела до его фамилии. Для них он просто Чарльз, и именно таким образом ему удается достичь баланса между работой и личной жизнью в очень успешном и требовательном семейном бизнесе.
Некоторые идентификационные данные в этой статье были изменены для сохранения конфиденциальности клиента.
Об авторе
Джош Барон является соучредителем и партнером компании BanyanGlobal Family Business Advisors и приглашенным лектором по обучению руководителей в Гарвардской школе бизнеса. Он является соавтором The Harvard Business Review Family Business Handbook (Harvard Business Review Press, 2021).
- Hbr.org
Поделиться