Преподавая в течение нескольких десятилетий в пяти бизнес-школах и занимая должность декана двух из них, я пришел к выводу: Учебные заведения, в которых готовят наших будущих бизнес-лидеров, должны быть перекалиброваны и кардинально преобразованы.
Сегодня бизнес-образование является анахронизмом как в том, как оно проводится, так и в том, чему посвящено его содержание. Наши учебные заведения никак не могут догнать то, что позволяют современные технологии в плане виртуального обучения и индивидуального, персонализированного преподавания. Что еще более важно, бизнес-образование должно снова эволюционировать, пересматривая свои цели, чтобы воспитывать лидеров будущего, обладающих новым набором навыков: устойчивым глобальным мышлением, предпринимательскими и инновационными талантами и принятием решений на основе практической мудрости.
Исторически бизнес-школы прошли через две волны. В конце 19-го и начале 20-го века успешные бизнесмены, такие как Джозеф Уортон, хотели профессионализировать компании и узаконить работу в бизнесе. Первые бизнес-школы стремились предоставить инструменты и обучить навыкам, необходимым для того, чтобы стать успешным бизнесменом в то время, таким как бухгалтерский учет, эффективное производство и договорное право.
Но в середине 20th века влиятельный Фонд Форда и, отдельно, Фонд Карнеги прокляли этот подход. Отчет Гордона-Хоуэлла в 1959 году, финансируемый Фондом Форда, критиковал слабую научную основу бизнес-образования, предполагая, что профессора больше похожи на шарлатанов, чем на серьезных ученых. Учебная программа была слишком узкой, простодушной и слабой, а уровень преподавателей и студентов не впечатлял. Выводы Фонда Карнеги вылились в толстую книгу под названием Образование американских бизнесменов, опубликованную также в 1959 году. Ее содержание было столь же суровым: Слишком много работы с примерами, слишком мало исследований; слишком много практики, слишком мало теории. Понимая необходимость в более интеллектуальной породе менеджеров для руководства корпорациями беспрецедентного масштаба и размаха, оба фонда обратились за моделями к естественно-научным областям, где ведутся исследования.
Последующее переосмысление бизнес-школ 2.0 в духе серьезной академической науки служило своим целям на протяжении десятилетий, внедряя в бизнес-образование уровень ценного интеллектуализма. Однако, поскольку каждый тренд теряет представление о необходимости своего обновления, мы теперь застряли с академической системой, в которой бизнес-школы управляются так, как будто они глухи, слепы и немы к совершенно новому развивающемуся миру. Сочетание системы стажа и диктата "публикуйся или погибнешь" переполняет наши школы "бизнес-учеными", чья основная роль заключается в проведении оригинальных исследований для публикации в так называемых журналах уровня "А". Необходимость публиковаться, чтобы сделать карьеру, привела ко все более туманным исследованиям, практически не имеющим ценности для реального бизнеса, специализации, поощряющей силовое мышление, и серьезному пренебрежению важностью обучения студентов думать.
Вместо того чтобы сосредоточиться на реальных и практических проблемах, актуальных для современного делового мира, "эффективность" стала зависимой переменной в большинстве исследований в области менеджмента и корнем заблуждений (если воспользоваться термином Фила Розенцвейга), которые ученые-бизнесмены внушают менеджерам. Слишком многие профессора никогда не работали вне академической среды; они не знакомы ни с повседневной деятельностью компаний, ни со сложными процессами принятия решений. Поэтому им еще труднее увидеть ценность опыта реального мира как части образования своих студентов.
По сути, маятник качнулся совсем в другую сторону. Слишком большой упор делается на теорию против практики, что приводит к тому, что выпускники не готовы решать сложные проблемы мира, в котором живут компании. Им не хватает осмысленного, актуального бизнес-образования, которое учит их междисциплинарному мышлению, широкому знакомству с гуманитарными и научными тенденциями и, самое главное, аристотелевскому "фронезису" - практической мудрости (также обсуждаемой в блоге Дэвида Херста Is Management Due for a Renaissance?), которая учит их принимать решения, основанные на глубоких представлениях о том, что хорошо для глобального сообщества, частью которого является бизнес.
Что мы можем и должны делать? За последние несколько лет появилось множество предложений по изменению и экспериментов по редизайну. Моим критерием оценки того, какие из них наиболее достойны внимания, было бы подчеркивание пяти забытых качеств. Реформы, которые мы проводим, должны сделать наши школы более:
гуманными. Мы должны вернуть философию и гуманитарные науки в основу нашего бизнес-образования. Наши будущие корпоративные лидеры должны обладать навыками мышления, необходимыми для того, чтобы оценить сложность того, что значит быть человеком, а также роль бизнеса в сохранении обитаемой и здоровой планеты. Акцент научного менеджмента на эффективности и прибыли любой ценой больше не может превалировать над человеческими ценностями.
Смешанные. Технологии быстро избавляют студентов от необходимости проводить большую часть своей учебной жизни в кампусах в огромных залах, слушая скучные, картонные лекции. Экономическая целесообразность эксплуатации больших кампусов, больших факультетов и административного персонала приводит к тому, что стоимость бизнес-образования зашкаливает. Многие университеты, поддерживаемые государством, уже сокращают бюджеты. Растущая тенденция создания МООКов (массовых открытых онлайн-курсов), которые преподают самые опытные и талантливые преподаватели мира, уже доказывает, что традиционная парадигма классной комнаты уходит в прошлое.
Индивидуализация. Студентам следует предложить ряд вариантов, чтобы они могли адаптировать свое образование к личным целям, амбициям, возможностям и толерантности к риску. Пусть они работают со своего рода консультантами, чтобы составить собственную программу, соответствующую их увлечениям и возможностям. Помочь им разработать смесь аудиторных курсов (как в своем кампусе, так и за рубежом), работы в реальных компаниях, предпринимательских семинаров и стартап-уикендов, курсов MOOC (возможно, в объеме от 20% до 50% занятий) и других форматов обучения, которые способствуют их становлению интеллектуальными и глобально мыслящими бизнесменами.
Системно-ориентированные. Нам необходимо расширить знания студентов-бизнесменов о науке, технологиях, инженерии и математике и поощрять их расширять свои горизонты технологий за пределы IT и Angry Apps. Учитывая, что так много инноваций происходит в отраслях, ориентированных на STEM, бизнес-образование должно помочь студентам соединить естественные и социальные науки. Программы получения степени в области управления технологиями и промышленной экономики являются примером достойных гибридных форм образования, которые объединяют эти миры.
На практике. Нам необходимо объединить деловой опыт и академические знания гораздо больше, чем сейчас. Учебные заведения должны начать сотрудничать с корпорациями для создания более значимых программ стажировок и обучения менеджменту, призванных обеспечить связь между теорией и практикой. Они также должны стимулировать профессоров больше заниматься практическими проблемами повседневной организационной жизни. Например, почему бы не создать программу "Профессора в резиденции", когда профессора живут в организациях в течение некоторого времени, как зеркальное отражение сегодняшних "Руководителей в резиденции". В целом, давайте развивать диалог между компаниями и научными кругами.
Организаторы Всемирного форума Друкера недавно призвали к "Великой трансформации" в управлении, которую Ричард Страуб из Общества Друкера называет лучшей надеждой на процветание человечества. Я присоединяю свой голос к этому призыву к радикально новому синтезу и подходу к бизнесу в мире. Но на сегодняшний день я знаю, что большинство студентов, заканчивающих наши стандартные программы бакалавриата и большинство программ MBA, не готовы к такому будущему.
Лидеры бизнеса, которые добьются успеха в следующем десятилетии, будут отличаться целостным мышлением, глобальными перспективами, международным опытом, многоязычием, знанием технологий, предпринимательским мышлением, креативностью и способностью продуктивно справляться со сложностью и хаосом. Многие корпорации уже говорят, что не могут найти таких сотрудников, которые им нужны, поэтому мы должны начать действовать прямо сейчас, чтобы преобразовать наши бизнес-школы. Наша задача как преподавателей - выпускать выпускников, способных процветать в радикально меняющемся мире и формировать его в позитивном ключе. Мы должны воспитать новое поколение ренессансных лидеров.
Это сообщение является частью серии мнений ведущих мыслителей, участвующих в шестом ежегодном Глобальном форуме Друкера, который пройдет 13-14 ноября в Вене. Более подробную информацию можно найти на главной странице конференции.
Об авторе
Доктор Йохан Роос является деканом и управляющим директором Международной школы бизнеса в Йонкопинге (JIBS), где он также занимает должность профессора по стратегии. С 2009 по март 2011 года он занимал должность президента Копенгагенской школы бизнеса.
- Hbr.org
Поделиться