Последние преобразования в Китае характеризуются постепенной институционализацией, а в России - тем, что похоже на быструю деинституционализацию. Китайцы склонны мыслить конкретно, в то время как русские - абстрактно. Понимание таких различий может помочь западным людям войти в сети каждой страны.
Все предприниматели могут быть выкроены из одной и той же ткани, но их взаимодействие может быть очень идиосинкразичным. Мое исследование китайских и российских предпринимателей выявило явные различия в характере их сетей и подсказало, как лучше к ним подступиться.
Характеристики предпринимательских сетей
Характер институциональных изменений и национальная психика в Китае и России объясняют многие различия. Обе страны переживают беспрецедентные преобразования. Для Китая характерна постепенная институционализация (создание процедур и организаций), в то время как для России - быстрая деинституционализация (демонтаж прежних). Что касается национальной психики, то китайцы склонны мыслить конкретно, а не абстрактно, их привлекают гармоничные и сбалансированные идеи. В отличие от них, русские склонны к абстрактному мышлению и не бояться противоречивых мыслей и позиций. Эти черты отражаются в размере и плотности сетей каждой страны и уровнях доверия, которые их характеризуют.
Размер сети. Китайские сети, как правило, небольшие и состоят из членов семьи, друзей и коллег. Институциональная стабильность Китая и, следовательно, стабильность рабочих мест позволили китайским предпринимателям сохранить свои рабочие сети с течением времени. Более того, жесткая система регистрации домохозяйств и государственная система занятости в Китае сдерживают миграцию между населенными пунктами и ограничивают возможности для создания профессиональных сетей, а правила guanxi (неформальных связей) создают барьеры для членства в сети. В отличие от этого, институциональный хаос в России подталкивает предпринимателей к созданию новых сетей и укреплению других, чтобы компенсировать слабость институтов. Российские предприниматели более мобильны, чем их китайские коллеги, что способствовало оживлению и расширению их сетей. Наконец, социальные стены между членами групп "внутри" и "вне" - то есть "мы" и "они" - в российских сетях менее прочны, чем в китайских, что способствует росту первых.
Плотность. Поскольку китайская институционализация поддерживает близкие отношения, а китайцы стремятся снизить неопределенность в своем социальном мире, сети китайских предпринимателей плотнее, чем у их российских коллег. То есть, в них меньше "структурных дыр" - частей сети, где два человека, связанные с третьим, сами не связаны. Российские сети более рыхлые.
Межличностное доверие. Институциональное развитие и стабильность в Китае способствуют относительно высокому уровню доверия. Исследование Всемирного банка показало, что более 50% китайских предпринимателей, по сравнению с 16% российских предпринимателей, полностью согласились с утверждением "Большинству людей можно доверять". Россияне меньше доверяют третьим лицам, даже если их рекомендовали надежные посредники, и предпочитают устанавливать прямые личные отношения. Они считают отношения с тремя людьми рискованными.
Не существует жестких и однозначных правил для входа в эти сети, но западные люди могут ожидать, что китайские сети поначалу будет сложнее взломать - возможно, они будут более требовательны в своих входных требованиях, чем более крупные и изменчивые российские сети. Однако, как только вы окажетесь внутри, китайские сети с большей вероятностью идентифицируют вас как члена своей группы. В любом случае, понимание отношений между членами сети имеет решающее значение, как и строгое следование социальным ритуалам, будь то дарение подарков у китайцев или распитие водки и общение в банях у русских.
И наконец, не пытайтесь быть более китайцем, чем китайцы, или более русским, чем русские. Вас всегда будут воспринимать как иностранца и ожидать, что вы будете отличаться от других. Слишком усердные попытки могут подорвать доверие, которое вы пытаетесь построить.
Об авторе
Бат Батжаргал (batjarg@fas.harvard.edu) - научный сотрудник Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, и доцент Пекинского университета.
- Hbr.org
Поделиться