Введение
Межличностные отношения являются фундаментальным аспектом человеческой жизни, влияющим на развитие личности и самосознания. В то время как различные направления психологии изучали отношения, культурно-историческая школа, несмотря на постоянные упоминания о них, не уделяла им особого внимания. Данная статья исследует становление межличностных отношений в раннем онтогенезе с использованием гуманитарного подхода, исправляя этот пробел.
Отличие отношения от общения
Термины общение и отношение нередко путают. В то время как общение рассматривается как деятельность, имеющая цель и средства, отношение представляет собой состояние, не имеющее четкой структуры или процесса. Отношение является источником действия и одновременно его продуктом, но не всегда выражается во внешнем поведении.
Три контекста исследований человеческих отношений
В отечественной психологии межличностные отношения изучаются с трёх основных позиций:
- Познавательные отношения: Человек как объект познания. Исследования в этой области фокусируются на восприятии и понимании другого человека через его внешние характеристики.
- Эмоциональные отношения (аттракции): Человек как объект симпатии. Исследования изучают детерминацию эмоциональных отношений между людьми, рассматривая различные факторы, влияющие на симпатию и антипатию.
- Практические отношения: Человек как объект воздействия. Эта область связана с психологической практикой и изучает различные модели воздействия одного человека на другого.
Недостатки традиционных подходов к изучению отношений
Все перечисленные направления исследований рассматривают другого человека как объект – объект познания, оценки или воздействия. При этом противопоставляется Я и Он как отдельные сущности, упуская важнейший аспект межличностных отношений - субъект-субъектность.
Гуманитарный подход к изучению отношений
Гуманитарный подход, в отличие от традиционного, рассматривает другого человека не как внешний объект, а как внутреннее достояние личности, необходимое для формирования самосознания.
Два принципа отношений
Отношения людей основываются на двух взаимосвязанных принципах:
- Я - Ты: Это отношение характеризуется внутренней слитностью, непосредственной связью и обращением к другому как к субъекту диалога.
- Я - Он (Оно): Этот тип отношения основан на внешнем противопоставлении и определении другого через конкретные свойства и качества.
Генезис отношений в раннем онтогенезе
В первые месяцы жизни ребенок не отделяет себя от взрослого, отношение Я - Ты является единственным и преобладающим. В этот период ребенок не нуждается в конкретных предметах или действиях, он просто стремится к вниманию и присутствию взрослого.
К концу первого года жизни в отношениях ребенка и взрослого появляются прагматические и функциональные аспекты, ребенок начинает воспринимать взрослого как предмет, от которого он может получить желаемые предметы и оценку своих действий.
Влияние отношений Я - Ты на развитие личности
Отношения Я - Ты являются основополагающими для развития индивидуального сознания. Это предпосылка для внутреннего диалога, где чужое слово превращается в своечужое.
Влияние отношений Я - Ты на самосознание
В самосознании человека также присутствует другой, который влияет на оценку и восприятие Я.
Заключение
В раннем онтогенезе возникают два типа отношений: Я - Ты и Я - Он. Первый тип отношений является генетически первичным и закладывает фундамент для развития личности и сознания ребенка. Второй тип отношений возникает позже и отражает прагматические и функциональные аспекты межличностных взаимодействий.
Важно учитывать оба типа отношений при изучении раннего онтогенеза, поскольку они взаимодействуют и влияют на развитие ребенка как личности.
Поделиться