Работа жизни: Интервью с Борисом Джонсоном

Борис Джонсон был редактором журнала в 35 лет, теневым министром кабинета министров от Консервативной партии Великобритании в 39 лет и мэром Лондона в 43 года. Известный своими непокорными волосами, харизмой и амбициями, которые могут включать кабинет премьер-министра, он снова будет баллотироваться в парламент в следующем году, даже когда доработает свой восьмой и последний год в мэрии. Его новая книга посвящена Уинстону Черчиллю.

Скачайте этот подкаст

Обзор города, предвыборная кампания, написание книг и газетной колонки, времяпрепровождение с семьей - как вы все это совмещаете?

Я очень эффективно балансирую на велосипеде, который с невероятной скоростью и комфортом перевозит меня от одной встречи к другой. Хитрость в том, чтобы всегда делать зарядку по утрам, тогда день будет только лучше. Если я встаю достаточно рано, то совершаю пробежку вдоль канала и выуживаю несколько тысяч слов. В мэрии у меня замечательная команда, и моя стратегия заключается в том, чтобы получить как можно больше от каждого.

Как вы создавали свою команду и знакомились с персоналом и системой, которую унаследовали?

С помощью большого количества проб и ошибок. Я начинал с нескольких заместителей мэра. Затем произошли различные взрывы и конвульсии, и один за другим были вырублены. Но с тех пор мы восстановили свои силы. И последние несколько лет все шло невероятно гладко. Когда я пришел к власти в мае 2008 года, ни один консерватор еще не занимал этот пост. Поэтому нужно было определить, какие рычаги на самом деле тянут за собой власть, и это заняло некоторое время.

Позиция мэра - относительно новая, с некоторыми ограничениями. Как вам удается оказывать влияние?

На самом деле полномочия мэра весьма значительны. У меня есть бюджет в размере 16-17 миллиардов фунтов стерлингов, я контролирую массовый транспорт, и это важный инструмент в моем шкафчике. Я устанавливаю тарифы на проезд в метро и автобусах, определяю приоритеты для инвестиций в транспорт, и многие ключевые решения о том, как будет развиваться город, вытекают из этой функции. Мы продлеваем метро впервые за 20 или 30 лет, строим новые мосты и туннели, а через два или три года откроем новую гигантскую высокоскоростную перекрестную линию.

По мере того, как вы привлекаете бизнес и инвестиции в Лондон, как вы защищаете социально-экономическое и расовое разнообразие города?

Лондон не похож на многие большие города тем, что он очень разрознен. Социально-экономические группы живут щека к щеке. Это все смесь. И мы хотим, чтобы так оно и было. Мы хотим, чтобы люди, которые приезжают и живут в более престижных районах города, понимали, что у них есть долг перед всеми. Именно поэтому мы выступали за введение в Лондоне прожиточного минимума, который составляет около 8,80 фунтов в час, чтобы помочь людям, которые выполняют тяжелую работу и необходимы городу, но, очевидно, им трудно справиться со стоимостью жизни. И с тех пор, как я стал мэром, многие компании и крупные фирмы в Лондоне стали платить его. Мы приветствуем международных инвесторов. Очень часто эти деньги абсолютно необходимы для того, чтобы запустить инвестиции и сделать разницу между тем, чтобы проект стартовал или не стартовал. Я верю в открытый город, повернутый к миру. Но очень важно, чтобы лондонцы не оказались заблокированными на рынке недвижимости и не смогли получить необходимое им жилье. Впервые с 1939 года численность населения превысит 8,6 миллиона человек, и мы должны строить дома.

У вас есть стратегический план развития города "2020". Как вы его разрабатывали?

Власть находится в разных местах, и вам необходимо собрать вместе всех игроков - бизнес, районы, финансовый сектор - и заставить их говорить, сосредоточиться и разделить видение. Силы инерции настолько велики, что нам необходимо иметь четкую программу действий, поэтому, как только одно дело сделано, мы приступаем к следующему. Crossrail появился потому, что движущие и движимые силы Лондона сказали: "Нам это нужно". И тогда, несмотря на то, что казначейство хотело его зарубить и говорило: "Это безумие. Зачем мы роем эту колоссальную траншею через весь Лондон?", мы смогли подать петицию, имеющую значительный политический вес - как средневековые гильдии перед королем. Особенно если речь идет о крупном инфраструктурном проекте, всегда найдутся люди, выступающие против него. Но я боюсь, что им придется смириться с программой. А это означает лишь сочетание уговоров и выкручивания рук.

Люди говорят о вашей харизме и уверенности, о вашей способности выступать и убеждать. Эти навыки пришли к вам от природы или вы их развили?

Я не уверен, что члены моей семьи обязательно согласятся с вашей гипотезой. Но я очень много работаю. Я действительно люблю свою работу. И я думаю, что лидерство - это часто дидактическая вещь. Вы должны очень хорошо понимать проблему и уметь упростить ее, заставить людей понять ее и поверить в нее так же, как вы. Если вы можете это сделать, вы на скачках.

Вы менее хитры, чем многие политики. Это намеренно?

Я думаю, что лучший способ добиться успеха - это не беспокоиться о том, как вы себя представите. Как говорила моя бабушка: "Дело не в том, как ты делаешь, дорогая. Дело в том, что ты делаешь."

Что мы должны знать об Уинстоне Черчилле?

Я думаю, в наши дни бытует ошибочное мнение, что он был веселым, ротозейным человеком, который легко справлялся с делами. Это полная недооценка. Он был феноменальной рабочей лошадью. Ни один современный политик не может с ним сравниться. Он написал больше слов, чем Диккенс и Шекспир вместе взятые - десятки записок каждый день на прекрасном английском языке. Иногда он работал до трех или четырех часов утра, подпитываясь бренди и сигарами. Его производительность была ошеломляющей. И он был политическим экспертом. Он пришел в парламент, когда королева Виктория была на троне, и покинул его 64 года спустя, основав, по сути, государство всеобщего благосостояния, создав Королевские ВВС, занимая практически все государственные должности, дважды занимая пост премьер-министра и сыграв важную роль в победе в двух мировых войнах. Он был торнадо энергии и интеллектуальных достижений. Это была совершенно поразительная карьера.

Какой один урок лидерства должны взять у него наши читатели?

Никогда не сдаваться. Если бы его не было там в 1940 году, Гитлеру пришлось бы уступить. Газеты и большая часть британской правящей элиты были готовы пойти на сделку. Но он принял решение сражаться дальше. Конечно, он был очень кошачьим и чувствительным оператором и обладал огромным чутьем на чувствительность и чувства других людей. Но в этот конкретный момент он решил поставить абсолютно все на карту, чтобы противостоять гитлеризму и нацизму. Так что смысл книги в том, что нужно быть неукротимым и отстаивать то, во что ты веришь.

Какой вы начальник?

Я верю в то, что нужно ходить с моральным насосом. Я хожу вокруг и говорю: "Друзья, моральный насос на подходе. Сейчас я надену насадку". А затем я издаю звуки, похожие на звуки насоса. Это просто способ поговорить с людьми о том, что происходит. Я также склонен проводить довольно свободные совещания. Я не верю в напряженные, формальные совещания, где люди должны очень хорошо обдумать, что они собираются сказать. Это пустая трата времени. Я позволяю людям просто поболтать, а потом решаю, что мне делать.

Помог ли вам в политике ваш журналистский опыт?

Безусловно, потому что суть журналистики в том, чтобы взять что-то сложное и найти в нем простые вещи. Так, например, если вам нужно поднять цены на проезд, вы объясняете, что это приведет к меньшим задержкам, что это означает, что вы сможете установить кондиционеры и работать в метро 24 часа в сутки. Тогда люди купят это и скажут: "Вау, это фантастика!"

Почему вы перешли в государственный сектор?

Я не полностью. Я по-прежнему пишу, и основная часть моего дохода идет от этого. Но государственная служба имеет для меня огромное значение. Я пережил кризис среднего возраста, который начался, когда мне было около 30 лет. Я решил, что в качестве журналиста слишком легко стучать на людей, избивать их. Не так просто попытаться что-то сделать.

В вашей карьере было не так много низких моментов, но несколько было. Как вы справляетесь с неудачами?

Я думаю, нужно просто верить в себя и продолжать. Это старая вещь Редьярда Киплинга, не так ли? Понять, что все очень быстро становится лучше.

Вы изучали классику в университете. Какую ценность вы видите в гуманитарном образовании?

Я думаю, что обязанность еженедельно зачитывать эссе для репетитора, а именно это мне приходилось делать, готовит вас ко всей жизни. Нужны люди, которые могут реагировать на давление и делать хорошую работу, и именно этому учит гуманитарная степень. Конечно, она также откроет вам славу западной цивилизации, что тоже немаловажно.

Было бы упущением, если бы я не спросил: каковы ваши конечные амбиции?

Вы хотите стать премьер-министром? Я хочу доработать свой срок на посту мэра, и, очевидно, я хочу, чтобы на следующих выборах консерваторы получили большинство. В обозримом будущем вакансий не будет, и следующим премьер-министром, вероятно, станет мужчина или женщина, о которых мы даже не думали.

Об авторе

Элисон Бирд - старший редактор Harvard Business Review.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться