В 1991 году Бобби Браун запустила линию косметики, потому что ей надоела красная помада. Четыре года спустя компания Estee Lauder приобрела бренд "Natural Look", предложив ей и деньги, и творческий контроль. Бренд остается лидером отрасли, а Браун - многозадачная мать троих детей - возглавляет его.
Вы начинали как внештатный визажист. Как на том раннем этапе карьеры вы находили клиентов и убеждали их нанять вас?
Я подходила к работе в сети как к своей постоянной работе. Я знала, что должна показать свое портфолио людям, которые нанимали меня, и за очень короткий промежуток времени "продать себя" как человека, который действительно любит и верит в то, что делает, обладает талантом и впишется в команду. Я была очень молода, широкоглаза и полна энтузиазма.
Какие самые важные уроки вы усвоили, когда несколько лет спустя запустили свою линию косметики?
Самым важным было следовать своей интуиции. Не выводить что-то на рынок только потому, что все остальные это делают. Делайте то, что считаете правильным. Я совершила так много ошибок - а кто их не совершал? - будь то наем людей, которых я считала идеальными (но они таковыми не оказались), или увлечение продуктами или категориями, в которых я не была уверена. Когда компания стала больше, я подумал, что, возможно, мне следует прислушиваться к мнению людей с большим опытом. Но я понял, что лучшее для моей компании - делать то, во что я верю.
Сначала у вас не было опыта в бизнесе. Как вы продвигались по кривой обучения?
Я практически все придумываю. Я имею в виду: Что такое предприниматель? Тот, кто просто ныряет в дело, пробует что-то, а если не получается, пробует что-то другое. Вы не задумываетесь об этом. Вы не разрабатываете стратегию. Вы просто делаете это. Я начала бизнес с партнерами: моим мужем и еще одной парой. Через четыре года мы победили Estee Lauder в нашем самом большом магазине. Они позвонили, и мы продали компанию.
К вам обращались и другие компании. Почему вы выбрали Estee Lauder?
Потому что я влюбилась в Леонарда Лаудера и доверилась ему, когда он сказал: "Я хочу, чтобы ты делала то, что у тебя действительно хорошо получается, а я буду делать то, что у тебя не получается. Я обещаю, что у тебя будет творческий контроль". И у меня никогда не было проблем.
Трудно ли управлять собственным брендом в большой организации?
Есть препятствия, которые приходится преодолевать или обходить. Когда люди высказывают свое веское мнение, вы просто говорите им: "Это действительно отличная идея. Спасибо". Затем вы возвращаетесь и делаете то, что считаете правильным. Обычно в больших компаниях так много дел, что никто не задумывается обо всем, что обсуждается. И поскольку бренд растет, они не возвращаются ко мне. Они не настаивают, они предлагают.
Некоторое время назад вы переехали из корпоративной штаб-квартиры. Расскажите мне об этом решении.
Да, я была в корпоративной среде, кажется, на 45-м этаже, и одевалась как корпоративный сотрудник, носила неудобные костюмы и туфли на высоких каблуках. Я ходил на работу и смотрел в окно, которое не открывалось, и мне казалось, что это неправильно. В какой-то момент, когда наш бизнес пошел на спад, я сказал генеральному директору: "Я не в состоянии делать то, что хочу". Он ответил: "А что бы ты сделал?". И я сказал: "Я бы переехал в центр города. Я бы разрешил людям носить джинсы. У меня будет творческая, открытая атмосфера, где люди хотят быть, и я поставлю нового президента по своему выбору". Я сделал все это, и все получилось.
Ваш официальный титул - главный креативный директор. Что включает в себя эта роль?
Эта роль включает в себя все, что касается моих артистов и потребителя: разработку продуктов, их название, маркетинг. У меня редко бывают совещания по финансам или операциям. Я машу этим ребятам рукой и поднимаю вверх большой палец, но я делаю все то, в чем я действительно хорош и что я люблю.
Вы всегда были известны тем, что являетесь не только именем, но и публичным лицом бренда. Вы посещаете универмаги, выступаете на телевидении. Почему этот личный контакт так важен и почему вы считаете, что у вас это хорошо получается?
Это, наверное, мое самое нелюбимое занятие. Хорошая новость в том, что мои волосы получают отличную укладку. Но всегда быть на виду нелегко, и нет ничего хуже, чем когда папарацци окликают тебя по имени - "Бобби, сюда, Бобби, сюда" - в то время как ты сжимаешь живот и думаешь, как ты выглядишь со стороны и сзади. И все же это важно, потому что у меня есть свое послание, и мне нравится учить других женщин и расширять их возможности. При этом я мать и жена, у меня дома живет иностранный студент по обмену, поэтому я очень разборчива в том, что я делаю вечером. Высокопоставленные мероприятия должны быть посвящены делу, в которое я действительно верю, или в честь близкого мне человека.
Вам приписывают начало тенденции естественного макияжа, и с тех пор многие другие компании копируют вашу эстетику, а также конкретные продукты. Как вы реагируете на такую конкуренцию?
Я очень рада. Честно говоря, я никогда не теряюсь в поисках чего-то нового, и в моем понимании то, что я делаю, лучше, поэтому я не боюсь.
Как вам удается оставаться новатором?
У меня никогда не было проблем с этим. Проблема в том, чтобы решить, что делать, потому что существует так много разных идей, а в сутках только столько часов и столько места за прилавком. Поэтому я ищу возможности, слушаю команду маркетологов, и мы принимаем решения, основываясь на множестве фактов. Помимо того, что я очень визуальный и творческий человек, я еще и очень практичный.
Что происходит, когда вы упускаете тенденцию?
Я прислушиваюсь к тому, что требует рынок, и если мне не нравится текущая форма продукта, я не буду просто ставить на него свое имя. Мне нужно выяснить, почему люди хотят его приобрести, и воссоздать его. Мне не нужно быть первым. Мне просто нужно быть лучшим.
Какой вы начальник?
Я думаю, что я веселый и очень прямой. Я часто бываю невероятно занят, поэтому говорю людям правду. Один из моих сотрудников смеется надо мной, потому что, когда мне что-то не нравится, я начинаю со слов: "Без обид, но....". Тем не менее, у меня хорошие отношения с моими сотрудниками. Вы либо работаете на меня очень долго, либо не работаете, потому что я не традиционный босс.
Вас описывают как человека с очень ответственным подходом.
Я не хожу в лабораторию и не смешиваю продукты, но ничто не выходит за дверь без моего стопроцентного одобрения.
Что вы ищете в своих творческих талантах?
Мне нужны люди с действительно хорошей энергетикой, разделяющие мою эстетику, веселые, талантливые, абсолютно прозрачные и правдивые. Я не могу работать с теми, кто говорит одно, а делает совсем другое.
Можете ли вы сразу определить, подходит ли вам человек, или это займет какое-то время?
К сожалению, сложно понять творческий процесс человека по интервью, поэтому сначала я стараюсь работать с людьми на фрилансе. Я начинаю с проекта, а затем перехожу на постоянную должность.
Какие ключевые вещи вы делаете, чтобы вдохновить и мотивировать своих сотрудников?
Скажите правду и оцените то, что они создали. Я первая обнимаю кого-то, когда он придумывает новый замечательный цвет или формулу. Я обязательно поздравляю и отдаю должное, потому что я сама ничего не делаю, кроме интервью. Я также считаю, что наш офис - это действительно отличное место для работы. У нас есть маникюрша, кухня со смузи-баром и всевозможной здоровой пищей, йога по понедельникам... Я стараюсь создать приятную атмосферу.
Где лично вы лучше всего работаете?
В машине. Я езжу на работу на машине, поэтому дважды в день у меня есть час, когда я могу делать что угодно. Я написал все восемь своих книг на заднем сиденье. Мне приходят в голову замечательные идеи. Работа с командой людей - это одно, но в офисе мне трудно сосредоточиться. Чтобы работать в одиночку, мне нужно находиться в машине, в движении. Я прекрасно себя чувствую и в самолетах.
Вы говорили о своей семье и о том, как с этим справляться. Как вам это удается?
Я основала компанию, когда была беременна своим первым ребенком, сейчас ему 24 года. Вначале было много мучений, потому что я не хотела отлучаться, не хотела пропустить его первые шаги. Поэтому я брала свою семью с собой в поездки, как только могла. Мой муж - бизнесмен и адвокат, но он работает на себя. А у меня своя компания, поэтому у нас была такая гибкость. Не у всех так. Но я думаю, что вы должны использовать ее там, где это возможно. Убедитесь, что вы запланировали на год вперед первый день в школе, школьные каникулы, песни, визиты к врачу. Делайте все это, и, надеюсь, вы сможете работать в компании, которая это уважает.
Почему женщины, занимающие руководящие должности, должны уделять время макияжу?
Я не встречала никого, кому не помогло бы немного туши, румян или консилера. Для меня хорошо выглядеть - это не значит накрасить глаза и накрасить губы. Это может быть просто немного подводки для глаз и тонального крема. Я думаю, что большинство профессиональных женщин, особенно те, кто соревнуется и стремится вперед, заботятся о себе и хотят хорошо выглядеть. Для успеха, конечно, нужен опыт, но также и уверенность. Вы хотите выглядеть и чувствовать себя лучше всех. Если вы можете сделать это без макияжа, вам очень повезло.
Об авторе
Элисон Бирд - старший редактор Harvard Business Review.
- Hbr.org
Поделиться