В своей статье Психотерапевтическая практика: мифы клиентов В.Ю. Меновщиков поднимает актуальную проблему современного российского общества - влияние мифологии клиента на эффективность психотерапевтической практики.
Автор цитирует А.Ф. Лосева, утверждающего, что миф для мифического сознания является наивысшей по своей конкретности, максимально интенсивной и в величайшей мере напряженной реальностью. Меновщиков акцентирует, что подобные мысли, хоть и не оригинальны, крайне важны для понимания психотерапевтического процесса.
Он отмечает, что консультант-психотерапевт сталкивается с проблемой представления клиенту собственной концепции психотерапии. Эта концепция, сформулированная для клиента и объясняющая суть проблемы и процесс лечения, становится своеобразным психотерапевтическим мифом.
Важно отметить, что клиент не является чистой доской. Он приходит к терапевту со своими представлениями о страдании и путях его преодоления, формируя собственную мифологию.
Таким образом, в психотерапевтическом процессе скрещиваются пути минимум трех мифологических систем: профессиональной мифологии психотерапевта и личностных мифологий клиента и психотерапевта. В.Н. Цапкин подчеркивает, что миф не стоит воспринимать как ложь, а как способ структурирования и осмысления действительности.
Меновщиков анализирует мифологию клиента в современной России, выделяя 7 основных мифов о помощи:
- Житейский миф: Мне нужен совет... Мне нужно выговориться.... Субъектами помощи здесь становятся: друзья, мудрые соседи, родители, супруги или случайные попутчики.
- Философский миф: Я не понимаю чего-то в жизни... нуждаюсь в объяснении.... Субъектом мифа становится ученый (западный подмиф) или книга, журнал (письменное знание). При более идеалистической ориентации клиента субъектом становится гуру-учитель (восточный подмиф).
- Религиозный миф: Я нуждаюсь в вере... меня наказал Бог... спасение в Боге.... Субъектом мифа выступает священнослужитель или религиозная община.
- Оккультный (мистический) миф: Меня сглазили... наслали порчу.... Субъектами помощи становятся колдуны, знахари, ясновидящие.
- Медицинский миф: Я болен.... Субъектом мифа является врач или народный целитель.
- Психологический миф: У меня психологическая проблема.... Субъектом помощи становится психолог.
- Псевдонаучный миф: Страдание объясняется биоэнергетическими, сенсорными терминами, астрологией (Сегодня неблагоприятное расположение звезд...)
Автор подчеркивает, что эти мифы нередко пересекаются и объединяются, а также дополняются социальными, правовыми и иными видами помощи.
Далее автор анализирует причины возникновения и распространения мифологии клиента, обращаясь к понятию общественного сознания. Он утверждает, что сегодня преобладает обыденный уровень сознания над научно-теоретическим, что приводит к распространению не соответствующих психотерапевтической парадигме идей.
Меновщиков подчеркивает, что профессионалы, работающие в сфере психологии и психотерапии, должны осознавать важность изучения мифов и их влияния на общественное сознание.
В заключение автор предлагает несколько вариантов тактики работы с клиентами, исповедующими различные мифологии.
- Перевод клиента в психологический миф: психотерапевт использует свой профессиональный язык, предлагая собственную концепцию.
- Работа в мифе клиента: терапевт соглашается с концепцией клиента, пытаясь помочь снять порчу или избавить от сглаза.
- Оставление клиента в его мифе: терапевт работает в своем ключе, не фокусируясь на интраконцепции клиента.
- Направление клиента к другому специалисту: терапевт рекомендует астролога, хиропрактика или иного специалиста в рамках мифологии клиента.
Автор подчеркивает, что единой тактики работы с клиентами, исповедующими различные мифологии, нет и быть не может.
Меновщиков завершает свою статью призывом к объединению усилий специалистов для противостояния оккультному влиянию и пропаганде псевдонаучных концепций.
Он утверждает, что психотерапия должна стать отдельной профессией с специальным образованием и лицензированием, чтобы предотвратить неквалифицированное вмешательство в психическую сферу человека.
В целом, статья Меновщикова предоставляет интересную аналитику мифологии клиента в современном российском обществе. Автор подчеркивает сложность психотерапевтической практики, важность учета мифологических представлений клиента и необходимость профессионального подхода к решению этой проблемы.
Поделиться