Психология социальных ситуаций: от объективных условий к субъективному опыту

Введение

Роль ситуации в развитии и проявлении психики человека признается всеми психологическими подходами. Однако, несмотря на это, само понятие ситуации остается недостаточно изученным в научной литературе.

Проблема определения ситуации

Неоднозначность определения ситуации порождает ряд дискуссий. Некоторые психологи считают ситуационным любой фактор эксперимента, не относящийся к интраперсональным переменным. Бихевиоризм, ориентируясь на внешние события, не предоставил систематического описания ситуации, особенно социальной.

Лабораторные эксперименты в социальной психологии подвергаются критике за создание искусственной субкультуры, где ситуация не соответствует реальной. Даже в теории атрибуции, где ситуация является ключевым понятием, ее элементы и влияние на атрибутивные процессы недостаточно изучены.

Подходы к изучению ситуации

Существует несколько подходов к описанию ситуации:

  • Объективный подход: ситуация описывается с позиции внешних наблюдателей или экспериментаторов. Недостаток – различие в восприятии ситуации между наблюдателем и участником, а также ошибка экспериментатора.
  • Субъективный подход: ситуация описывается самим индивидом через его субъективный опыт. Критики ставят под сомнение полноту и надежность такой информации, считая ее не фактологической, а интерпретационной.
  • Изучение ситуации в естественных условиях: требует создания процедуры установления взаимосвязей между ситуационными переменными и поведением участников.

Эти подходы не исключают друг друга, а скорее акцентируют внимание на различной важности информации.

Определение ситуации как ключевой концепции

Концепция определения ситуации, введенная У.Томасом, подчеркивает важность субъективного значения ситуации для индивида. По Томасу, определение ситуации предшествует действию, детерминирует его и формирует весь образ жизни и самое личность.

К.Левин, продолжая эту линию, утверждает, что описание ситуации должно быть субъективным, с позиции индивида, а не наблюдателя. Именно благодаря работам Левина и представителей когнитивного феноменологического подхода в психологии утвердилось представление о том, что поведение определяет не ситуация, а ее субъективное переживание.

Развитие исследований в 80-х годах

Начиная с 80-х годов, исследования социальных ситуаций получили значительный импульс. Конференция Ситуация в психологической теории и исследовании (1979) и ряд выпущенных книг стали катализаторами развития этой области.

Интеракционистский подход

Интеракционистское направление в психологии вносит значительный вклад в исследование социальных ситуаций. Интеракционисты изучают взаимодействие человека и ситуации, акцентируя внимание на том, что ситуация в той же степени является функцией личности, в какой поведение личности является функцией ситуации.

Классификация и систематизация ситуаций

Разнообразие подходов приводит к многозначности используемых понятий и различной интерпретации ситуации.

Д.Магнуссон предлагает различать следующие уровни существования ситуации:

  1. Реальная ситуация: ее объективные характеристики, описываемые наблюдателями.
  2. Субъективное восприятие ситуации: как она переживается индивидом.
  3. Ситуационный тип: ее общие характеристики без конкретных деталей.
  4. Социальная ситуация: жизненная ситуация, включающая жизненное пространство (по К.Левину).

Однако, несмотря на выделение уровней, проблема классификации ситуаций остается. Например, разделение на кооперативные и конкурентные ситуации может основываться на характеристиках самой ситуации или на характере взаимоотношений участников.

Б.Экехаммар выделяет пять возможных оснований описания и классификации ситуации:

  1. Априорные переменные физического и социального характера.
  2. Концепты потребностей.
  3. Одиночные реакции, вызываемые ситуациями.
  4. Паттерны индивидуальных реакций, вызываемые ситуациями.
  5. Индивидуальные восприятия (когниции) ситуаций.

Большинство исследований, основанных на характеристиках поведения или восприятия, выделяют факторы позитивность и подкрепление, негативность, пассивность, социальное взаимодействие, активность и неопределенность.

Проблема ситуационных таксономий

Попытки создания ситуационных таксономий на основе различных параметров ставят под сомнение их продуктивность.

Например, Дж. и Дж.Блок, используя Калифорнийский ситуационный тест, выделяют семь основных параметров ситуации: структура, конвергентность, дивергентность, оцениваемость и др., но эти параметры могут не охватывать всю сложность ситуации.

М.Аргайл, критикуя измерительный подход, подчеркивает, что параметры не рассказывают всей истории и необходима более глубокая информация для понимания ситуации.

Внутриситуационный анализ

Внутриситуационный анализ описывает характеристики конкретной ситуации. Д.Магнуссон выделяет девять ситуационных свойств (сложность, задачи, роли, физические условия и др.) и пять характеристик, связанных с человеком (цели, ожидания, потребности и др.).

М.Аргайл, изучая параметры ситуации, выделяет следующие факторы: цели, правила, роли, репертуар элементов, последовательность поведения, концепты, физическая среда, язык, трудности взаимодействия.

Восприятие ситуации

Важным аспектом исследования социальных ситуаций является проблема их восприятия. Человек, как активное существо, не только реагирует на ситуацию, но и активно формирует свой мир.

Однако сбор данных о восприятии ситуации затруднен:
* Внешнее наблюдение не дает полного представления о работающих механизмах.
* Инструкция по самонаблюдению оказывает влияние на наблюдаемые когнитивные процессы.

Большинство исследований поэтому вынуждены использовать гипотетические ситуации.

Категоризация и интерпретация ситуации

Категоризация, как способ систематизации среды, является инструментом, влияющим на наше восприятие и интерпретацию информации. Социальная категоризация - это не просто когнитивная задача, а основа повседневного социального взаимодействия.

Н.Кантор, У.Мишел и Дж.Шварц изучают структуру и генезис естественных категорий, утверждая, что когнитивно-социальные структуры сложны по своей природе и представляют собой амальгамы обобщений относительно людивситуациях.

Влияние ситуации на каузальную атрибуцию

Исследования в области каузальной атрибуции показывают, что люди склонны переоценивать влияние личностных факторов и недооценивать влияние ситуационных. Н.Кантор и ее коллеги объясняют это тем, что прототипы людей более доступны, чем структуры знаний о ситуациях.

Определение ситуации и самовыполняющееся пространство

Человек не просто реагирует на ситуацию, но и определяет ее, одновременно определяя себя в ней. Определение ситуации может привести к самовыполняющемуся пространству, как в случае биржевого краха 1929 года, когда люди, верившие в ненастоящую ситуацию, сами ее создали.

Заключение

Исследования в области психологии социальных ситуаций показывают, что человек не просто реагирует на ситуацию, но и активно ее формирует, конструируя свой социальный мир. Понимание этой взаимозависимости между человеком и ситуацией является одним из наиболее важных направлений развития современной психологии.

Список литературы:

  1. Дейк ван Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  2. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979.
  3. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.
  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
  5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
  6. Argyle M., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
  7. Cantor N., Mishel W., Schwartz J. Social knowledge: Structure, content, use and abuse // Hastrorf A., Isen A. (eds.) Cognitive social psychology. Holland, 1982.
  8. Ekehammar B. Interactionism in personality from a historical perspective // Psychol. Bull. 1974. V. 81. N 12. P. 1026-1048.
  9. Frederiksen N. Toward a taxonomy of situations // Amer. Psychol. 1972. V. 27. N 2. P. 114-123.
  10. Furnham A., Argyle M. Psychology of social situations. Oxford, 1981.
  11. Social cognition / Forgas J. (ed.) L.: Acad. Press, 1981.
  12. Toward a psychology of situations: An interpersonal perspective / Magnusson D. (ed.) Hillsdale, 1981.
  13. Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. N.Y.: Dover, 1958. V. 1-2.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться