Психолог объясняет, почему люди цепляются за теории заговора во время неопределенности и после травмирующих событий

  • Теории заговора часто всплывают во времена неопределенности, особенно после массовых расстрелов или других трагических событий.
  • Доктор Джон Грохол, психолог и основатель Psych Central, говорит, что теоретики заговора выдвигают идеи из ничего, чтобы соответствовать любому «факту», который они считают правдой, и часто используют убеждения, основанные на паранойе, чтобы убедить других.
  • Он говорит, что эти люди склонны к сотрудничеству, недоверию и социальной изоляции - вот почему вера в теорию заговора с незнакомцами в Интернете может дать им чувство принадлежности.

Теории заговора устарели, но только в последние годы психологи начали распутывать почему некоторые люди верят в эти теории. Согласно исследователю Гоерцелю (1994), теории заговора являются объяснениями, которые связаны с тайными группами, работающими для достижения зловещих целей.

Будь то убийство президента США (Кеннеди ), массовые расстрелы с участием, казалось бы, нормального пожилого белого взрослого мужчины (Лас-Вегас) или убийства Чарли Хебдо, теории заговора никогда не останутся в стороне. Даже с изменением климата связана теория заговора (естественно, виновато правительство США).

Доктор Джон Грохол

Что движет верой людей в эти «внешние» объяснения значимых событий? Давайте разберемся.

Существует теория заговора о том, что в Лас-Вегасе было две стрельбы, крупнейшая массовая стрельба в современной истории США. Теория, которой доверяют десятки тысяч людей по всему миру, основана на «доказательствах» двух зернистых, плохо слышимых видео от очевидцев. Эти видеоролики показывают, что каким-то образом второй стрелок смог выстрелить с 4-го этажа отеля Mandalay Bay  - несмотря на то, что на 4-м этаже не было разбитых окон, и полиция, обыскивающая здание по этажам, не слышала таких выстрелов [1].

Какова цель второго стрелка? В качестве доказательства того, что официальное повествование является ложным, второй стрелок указывает на какой-то сюжет о «новом мировом порядке», который намеревается захватить наше правительство и общество. Или что-то типа того. Обоснование наличия второго стрелка требует приостановки вашей веры в реальность и простого критического мышления.

Психология теории заговора

Исследователи усердно трудились, изучая, почему небольшое количество населения верят и даже преуспевают в теориях заговора.

Lantian et al. (2017) суммируют характеристики человека, который верит в теории заговора:

… Личностные качества, такие как открытость опыту, недоверие, низкая согласие и макиавеллизм, связаны с верой в заговор.

«Низкая согласность» относится к признаку «приятности», который психологи определяют как то, насколько человек надежен, добр и готов сотрудничать. Кто-то с низкой приятностью - это человек, который обычно не очень надежен, добр или готов к сотрудничеству. Макиавеллизм относится к чертам личности, когда человек настолько «сфокусирован на собственных интересах, что будет манипулировать, обманывать и эксплуатировать других для достижения своих целей».

Lantian et al. (2017) продолжают:

С точки зрения когнитивных процессов люди с более сильными убеждениями заговора с большей вероятностью переоценивают вероятность сопутствующих событий, приписывают интенциональность там, где она вряд ли существует, и имеют более низкие уровни аналитического мышления.

Ничто из этого не должно удивлять, потому что, как только вы начинаете анализировать ситуацию с очевидными фактами, она обычно - и довольно тщательно - разбивает теорию заговора на ее составные части, ни одна из которых не имеет смысла быть самостоятельной. Например, при отсутствии доказательств теоретики заговора должны изобрести причину для второго стрелка в Лас-Вегасе, чтобы сопоставить то, что они считают «фактами». Но как только человек начинает изобретать повествование из воздуха, вы можете увидеть отсутствие критического мышления.

Теории заговора заставляют человека чувствовать себя особенным

В исследовании Lantian et al. (2017) была исследована роль «потребности в уникальности» человека и вера в теории заговора, и обнаружена корреляция.

Мы утверждаем, что люди, крайне нуждающиеся в уникальности, должны с большей вероятностью, чем другие, одобрить убеждения заговора, поскольку теории заговора представляют собой владение нетрадиционной и потенциально скудной информацией. […] Более того, теории заговора опираются на повествования, которые относятся к секретным знаниям (Mason, 2002) или информации, которая, по определению, недоступна для всех, иначе это не будет секретом, и это будет общеизвестный факт.

Люди, которые верят в теории заговора, могут чувствовать себя «особенными» в позитивном смысле, потому что они могут чувствовать, что они более информированы, чем другие, о важных социальных и политических событиях. [...]

Наши результаты также могут быть связаны с недавними исследованиями, демонстрирующими, что индивидуальный нарциссизм или грандиозное представление о себе положительно связаны с верой в теории заговора. Интересно, что Cichocka et al. (2016) обнаружили, что параноидальная мысль опосредует связь между индивидуальным нарциссизмом и убеждениями заговора.

Текущая работа предполагает, однако, что потребность в уникальности может быть дополнительным посредником этих отношений. Действительно, предыдущая работа показала, что нарциссизм положительно коррелирует с потребностью в уникальности (Emmons, 1984), и здесь мы показали, что потребность в уникальности связана с верой в заговор.

Люди, которые верят в теории заговора, вероятно, более отчуждены и социально изолированы

Molding et al. (2016) также изучили характеристики людей, которые верят в теории заговора в двух исследованиях.

Было отмечено, что люди, которые одобряют теории заговора, вероятно, будут выше в уровнях беспомощности, социальной изоляции и «аномии», что широко определяется как субъективное отделение от социальных норм.

Такое отделение от нормативного социального порядка может привести к большому заговорщическому мышлению по ряду смежных причин. Во-первых, люди, которые чувствуют себя отчужденными, могут, следовательно, отвергнуть общепринятые объяснения событий, поскольку они отвергают законность источника этих объяснений. Из-за того, что эти люди чувствуют себя отчужденными от своих сверстников, они могут также обратиться к заговорщическим группам за чувством принадлежности и общности или к маргинальным субкультурам, в которых теории заговора потенциально более распространены.

Люди, которые чувствуют себя бессильными, могут также поддержать теории заговора, поскольку они также помогают человеку избежать вины за свое затруднительное положение. В этом смысле теории заговора дают смысл, безопасность и контроль над непредсказуемым и опасным миром. Наконец, и, самое простое, убеждения в заговоре, которые подразумевают уровень макиавеллизма и власти, на которые нацелены люди без определенной морали, скорее всего, найдут отклик у людей, которые чувствуют себя бессильными и считают, что в обществе отсутствуют нормы.

Интернет расширил возможности этих единомышленников объединиться, чтобы поделиться и расширить свои теории заговора. Спустя всего несколько часов после резни в Лас-Вегасе появилась группа заговора на Facebook, в которой приняли участие более 5000 человек.

В своем исследовании Molding et al. (2016) обнаружили, что в соответствии с их гипотезами «одобрение теорий заговора умеренно-сильно связано с переменными, связанными с отчуждением - изоляцией, беспомощностью, беспомощностью и отрывом от социальных норм».

Исследователь Ван Проойен (2016) также обнаружил, что нестабильность самооценки, приводящая к неуверенности в себе, также является характеристикой, связанной с большей вероятностью верить в теории заговора. Люди, которые не чувствуют себя принадлежащими к какой-либо одной группе - черта, которую психологи называют «принадлежностью», - более склонны верить в теории заговора.

Теории заговора движимы людьми, а не фактами

Вы не можете спорить с людьми, которые верят в теории заговора, потому что их убеждения не рациональны. Вместо этого они часто представляют собой убеждения, основанные на страхе или паранойе, которые, столкнувшись с противоречивыми фактическими доказательствами, отклонят как доказательство, так и посланника, который его принес [2]. Это происходит потому, что теории заговора руководствуются людьми, которые верят и распространяют их, и их собственным психологическим строем, а не фактической поддержкой или логическим обоснованием самой теории.

Теории заговора не исчезают, пока есть люди, которым необходимо верить в них, они будут продолжать расширяться и процветать. Интернет и сайты социальных сетей, такие как Facebook, только способствуют распространению таких теорий. Сохраняйте дыхание, споря с людьми, которые в них верят, поскольку никакие факты не отговорят их от их ложной веры.

Примечания:

  1. Теоретики заговора, очевидно, не понимают, что  все окна Мандалай-Бэй не открываются , как в большинстве отелей Вегаса. Если бы не было разбитого окна, человек не мог стрелять с 4-го этажа. И независимые полицейские управления, а также отдельные офицеры и лица, принимающие первые меры реагирования, внезапно становятся частью целого правительственного заговора. 
  2. «Ложные новости», - скажут они, как будто это рациональный, зрелый и сплоченный аргумент в ответ. 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Businessinsider.com

Поделиться