Проективные техники: Определение, техники и примеры

Модераторы могут использовать проективные техники для выявления подлинных мнений и убеждений участников относительно концепций, вещей и поведения.

Респонденты не часто выражают глубоко присущие им мотивы и установки, когда их спрашивают об этом прямо. Респонденты могут не знать об этих конкретных установках или считать свои намерения нелестными.

Респонденты могут проецировать свои объективные или субъективные идеи и убеждения на других людей или даже неодушевленные предметы, используя проективные техники. По тому, что респондент говорит о других людях, можно сделать вывод об истинных чувствах респондента.

В большинстве случаев проективные техники используются в интервью с одним человеком или небольшой группой. Узнайте о проективных методиках, их определении и примерах в этом блоге.

Определение проективных методик

Проективные методики - это множество способов оценки личности человека, которые опираются на заранее определенную последовательность случайных вводов, чтобы вызвать часто необычные ответы испытуемого.

Психологи разработали проективные методики, которые являются косвенными и неструктурированными способами узнать о людях. Они используют проекции респондентов для выявления скрытых мотивов, побуждений или намерений, которые невозможно обнаружить при прямом опросе, поскольку респондент либо не хочет говорить, либо не может сам разобраться.

Несмотря на кажущуюся простоту, проективные методики часто требуют помощи лицензированного психолога для разработки тестов и их адекватной оценки.

Приемы проективных методик

Проективные методики играют важнейшую роль в опросах об отношении или мотивационных исследованиях. Проективные методики полезны тем, что позволяют респондентам высказывать свое мнение, не испытывая чувства стеснения. Эти методы помогают респондентам невольно спроецировать свое отношение и чувства на тему исследования.

Вот некоторые из основных проективных методов:

  1. Тест на ассоциации слов.

Тесты на ассоциации слов можно применять в различных контекстах:

  • Респондентам можно дать набор слов или фраз в случайном порядке, а затем попросить назвать или написать первое слово или фразу, которая приходит на ум.
  • Когда респонденты слышат названия конкретных брендов, их спрашивают, какое слово или фраза сразу же приходит на ум.
  • Респондентов также можно спросить о слоганах и о том, что они подразумевают;
  • Респондентов просят назвать "человеческий атрибут" или сопоставить описательный термин с неодушевленным предметом или продуктом, чтобы охарактеризовать его.

Например, группе экспертов по туризму было предложено определить качества личности или "человеческие характеристики" для деревень и городов своего региона в рамках разработки стратегического маркетингового плана для своего сообщества.

Большинство представителей туристического сектора были из городских районов, и они решительно утверждали, что столичные районы исторически игнорировались в маркетинговых инициативах.

В результате этих и других экспериментов они поняли, что сельские районы являются важным аспектом общей привлекательности дестинации и что их необходимо выделять в качестве основных компонентов любой маркетинговой стратегии.

  1. Тест на завершение.

Метод завершения предложения просит респондентов закончить незаконченные предложения. Эти высказывания обычно написаны от третьего лица и имеют склонность к двусмысленности.

В зависимости от личности респондента, следующие предложения, например, могут быть завершены различными поразительными способами:

  • "Отдых на пляже - это..."
  • "Поездка в горы на отдых - это..."
  • "Цель гольфа - это..."
  • "Типичный человек думает о лыжах..."
  • "Посетители музеев, как правило,..."

В целом, тесты на завершение предложений проще для понимания, чем тесты на ассоциации слов, поскольку предлагаемые ответы более подробны. Однако респонденту легче понять, что он пытается сделать, что может привести к менее искренним ответам.

Тест на завершение сказки является разновидностью этой техники. Респонденту дается история на словах или визуально, а затем его просят закончить ее своими словами.

  1. Тематическая апперцепция

В тесте тематической апперцепции (ТАТ) участников просят описать сцену, потенциальный диалог персонажей и/или то, как может развиваться "повествование" после просмотра одной или нескольких фотографий. Из-за этого техника интерпретации фотографий получила другое название ТАТ.

ТАТ можно использовать в самых разных контекстах, от выяснения характеристик различных продуктов до формирования мнений о типах людей, которые могли бы воспользоваться определенными товарами или услугами.

Например, после просмотра образца логотипа респондентов спрашивали о характере направления, в котором он мог бы использоваться, и о том, что турист мог бы там найти. Среди замечаний были следующие:

  • Это напоминает мне сад.
  • Это, несомненно, самый большой город в стране.
  • Эмпайр-стейт-билдинг прямо здесь придает ему нью-йоркское настроение.
  • Успокаивает, расслабляет. Она имеет региональную направленность, потому что дерево загораживает вам вид на сельскую местность, и вы можете видеть город и здания на заднем плане.
  1. Техники выражения.

Техника выражения используется чаще, чем любая другая проективная техника, для получения глубоко укоренившихся убеждений и установок респондентов, которые могут быть истолкованы как плохо отражающие личность. Люди часто называют себя "добродетелями", которые они воспринимают в других как "пороки"

Например, если спросить, почему кто-то решил отправиться в круиз по Аляске, ответ может быть обусловлен высоким качеством пейзажей, возможностью пообщаться с интересными людьми или знакомством с новой культурой.

Но когда задается тот же вопрос о том, почему сосед может отправиться в такой круиз, ответ вполне может быть обусловлен "привлекательностью для хвастовства" или желанием похвастаться.

Респонденты могут обсуждать мнения, которых они, возможно, не придерживаются сами, когда им предоставляется возможность поговорить о ком-то другом, например, о соседе, родственнике или друге.

Подход от третьего лица может быть более динамичным, если включить ролевую игру или практику. В этом сценарии респонденту дается задание имитировать действия или выразить чувства третьего лица.

Эта стратегия может быть весьма полезной, особенно при работе с детьми, которые "знают", как бы повели себя другие, но не всегда могут сформулировать это вербально.

Вывод

Несколько факторов делают проективные методики полезными. Они могут быть решающими для получения более глубокого понимания подсознания и полезными для придания модерируемой дискуссии чего-то "другого".

При исследовании тем, по которым клиенты могут просто объяснить свое мнение, проективные техники будут полезны. Вы должны помнить о цели проективной техники, если хотите быть успешным модератором.

Вы можете сократить время, необходимое для создания нового продукта, интегрировав данные о своем опыте в исследование . Вы можете быстро запустить новые товары, выявив пробелы на рынке.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • questionpro
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться