У начинающих лидеров и восходящих предпринимателей, на которых я делаю ставку, помимо многообещающей идеи, есть одна общая черта: большая харизма.
"Пол Ли" (это не настоящее имя) особенно искусен в привлечении людей к своим идеям и завоевании доверия. Неутомимый специалист по налаживанию контактов, поскольку ему очень интересны люди, он может провести тридцать минут в пригородном самолете и сойти с него с новыми друзьями. Он обращается к потенциальным инвесторам, а также к ведущим деятелям спорта и развлечений, руководствуясь лишь своим обаянием и готовностью сделать для них что-то личное, например, достать билеты на игру для детей или завести знакомство, прямо по мобильному телефону. Его магнетизм заключается не в историях, которые он рассказывает; он исходит от того, как интенсивно он слушает истории других людей, а затем вовлекает их в деятельность, связанную с этой историей. В течение двух лет после ухода из солидной фирмы Ли создал мини-конгломерат в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Он привлекает капитал, знаменитостей и деньги на благотворительность, уговаривая людей присоединиться к нему и постоянно развивая эти отношения.
Бизнес-модель Ли предполагает создание основной маркетинговой компании и окружение ее сателлитами, которые могут использовать возможности основной компании для реализации своего потенциала роста. Его модель лидерства предполагает, чтобы все чувствовали, что они особенные и их потребности будут удовлетворены, но в то же время чувствовали, что они все вместе, черпая силу из объединения. На благотворительных мероприятиях, которые Ли и его жена устраивают для тех, кто ему небезразличен, руководители компаний смешиваются с его друзьями детства и рок-певцами. Мир Ли привлекателен тем, что он в высшей степени позитивен; в нем трудно найти даже намек на соперничество или вражду (хотя я знаю, что при желании он мог бы демонизировать соперника).
Харизма - это не ораторское искусство или риторика; Ли - не отточенный оратор или писатель. Харизма также не лишена содержания. Показатели Ли должны выглядеть хорошо, что он и делает, потому что он может привлечь лучших людей, а это привлекает других. Ли находится только в начале своего лидерского пути, но люди верят в него - точнее, верят в группы, которые он может собрать благодаря своему магнетизму. В этом суть харизмы.
В последнее время харизму стали плохо называть. Среди гуру лидерства наблюдается тенденция к дискредитации теории лидерства "великого мужчины" (женщин-лидеров еще недостаточно для дискредитации теории "великой женщины"), и вместо этого подчеркиваются идеи множественных лидеров, следования, распределенного лидерства и команд. Это правда, что ни один человек не добивается успеха в одиночку. Даже у так называемых "водоходов" (названных в честь религиозного деятеля и являющихся одним из моих любимых образов из книги Уверенность) есть камни, поддерживающие их, когда они идут по воде - то есть системы поддержки, находящиеся прямо под поверхностью. Верно и то, что религиозный оттенок, связанный с харизмой, вызывает в памяти образы слепой веры, будь то побуждение людей пить смертоносный коктейль или ложная надежда на то, что новый генеральный директор сможет в одиночку спасти терпящую крах корпорацию. Но отвергая харизму как фактор, мы перегибаем палку, упуская личную привлекательность, которая делает человека лидером.
Подобным образом президентские выборы в США критикуют за то, что они делают акцент на личности, а не на сути. Социальные психологи превратили привлекательность и компетентность в отдельные переменные, как будто лидеры не могут обладать ни тем, ни другим. В сезон выборов фактор привлекательности измеряется, но одновременно дискредитируется обозревателями, которые карикатурно изображают его как выбор собутыльников, пьющих пиво. Я стою на другой стороне: я считаю, что при прочих равных условиях люди должны выбирать более харизматичного кандидата, потому что лидер, который может очаровать нас и привести в движение, отражающее наше лучшее "я", также с наибольшей вероятностью сможет использовать эту привлекательность для достижения цели в спорной политической обстановке. И Билл Клинтон, и Рональд Рейган обладали харизмой в изобилии. Лидеры могут нанимать людей, обладающих навыками работы с таблицами, но они не могут передавать им навыки взаимоотношений.
Некоторые люди, такие как президент Клинтон или мой молодой друг Ли, от природы обладают высокой харизмой, но есть ингредиенты, которые можно культивировать: Искренний интерес к людям. Выслушивание их нужд и проблем и демонстрация того, что вы поможете им достичь их целей. Отношение к людям так, как будто каждый из них особенный и заслуживает внимания. Запоминание подробностей о них.
В современном неспокойном мире предпринимательство иногда рассматривается как новая религия, которая спасет экономику и установит мир во всем мире. Аналогия с религией вполне уместна, поскольку в инновациях и предпринимательстве всегда присутствует элемент веры. Вот почему правило венчурных капиталистов - делать ставку на лидера, а не на идею. Харизма может стать решающим фактором.
Об авторе
Розабет Мосс Кантер - профессор делового администрирования Эрнеста Л. Арбакла в Гарвардской школе бизнеса, председатель-основатель Гарвардской инициативы по продвинутому лидерству и бывший главный редактор журнала Harvard Business Review. Она является автором книги Think Outside the Building: How Advanced Leaders Can Change the World One Smart Innovation at a Time (Public Affairs, 2020). RosabethKanter
- Hbr.org
Поделиться