Почему мы так плохо выбираем работу?

Если люди в целом четко представляют, чего они хотят (и что им нужно) от работы, почему так много из нас делают неправильный выбор при выборе работы, особенно когда у нас есть другие варианты? Есть несколько причин. Во-первых, деньги говорят. Хотя корреляция между зарплатой и удовлетворенностью работой практически нулевая, многие люди предпочтут более высокую зарплату полноценной работе. Во-вторых, люди, как правило, не умеют оценивать свои таланты. Даже если они решают "следовать за своими страстями", нет никакой гарантии, что в итоге у них что-то получится. Это означает, что не всегда есть четкая окупаемость инвестиций в риск и смену профессии. Наконец, брендинг вакансий может вести людей в неверном направлении. Тривиальная работа, закамуфлированная сексуальными названиями, может показаться весьма желанной.

Какой была бы ваша идеальная работа? Хотя существуют четко определенные параметры того, чего люди на самом деле хотят от работы, наш выбор, связанный с карьерой, не всегда соответствует этим параметрам - даже если мы осознанно их понимаем.

Подумайте о том, что большинство из нас хотят от своей работы всего трех конкретных вещей, а именно:

  • А ощущение компетентности и мастерства: приобретенное благодаря возможности выполнять работу выше ожиданий, связанных с нашей ролью, и расти благодаря возможностям обучения, которые делают нас лучше.
  • Ощущение общности или принадлежности: результат честных и уважительных отношений с коллегами, а также чувство, что человека ценят на работе. Именно поэтому культура компании является ключевым фактором, определяющим удовлетворенность или неудовлетворенность сотрудников.
  • Ощущение смысла и цели: ощущение того, что мы посвящены чему-то важному, что соответствует нашим основным ценностям и движущим силам.

Конечно, было бы наивно полагать, что каждый человек в мире имеет доступ к карьере, которая отвечает всем трем требованиям. Но в то же время от работников повсюду ожидают достижения этих целей, независимо от макроэкономических обстоятельств, потенциала и таланта. В результате у большинства людей возникает врожденное желание найти свой вариант идеальной работы или, по крайней мере, улучшить свою нынешнюю роль - то, что ученые называют "созданием работы"

В этом нет ничего плохого. Оптимизация работы в соответствии с вашими способностями и интересами, скорее всего, улучшит ваше самочувствие и производительность, что кажется слишком очевидным, чтобы требовать научных доказательств. Тем не менее, исследования были проведены, и неудивительно, что они показали, что разработка работы положительно связана с вовлеченностью сотрудников и возможностью трудоустройства, определяемой как способность получать и сохранять желаемую работу и оставаться актуальным на рынке на протяжении всей карьеры. Другие исследования показывают, что составление плана работы повышает благосостояние работников.

Поэтому более актуальным может быть следующий вопрос: Если люди в целом четко понимают, чего они хотят (и что им нужно) от работы, почему так много из нас принимают неправильное решение при выборе работы, особенно когда у нас есть другие варианты?

Исследования указывают на несколько причин:

Деньги говорят - а люди слушают. Как показывают мета-аналитические исследования, существует практически нулевая корреляция между заработной платой и удовлетворенностью работой. Например, юристы, зарабатывающие 160 000 долларов в год, так же удовлетворены своей работой, как и медсестры, зарабатывающие 35 000 долларов в год. Однако, хотя деньги и не приносят удовлетворения, они все же мотивируют. Мы принимаем много решений, ориентируясь на финансовые стимулы, особенно когда речь идет о нашей работе. Даже когда люди говорят, что с радостью пошли бы на снижение зарплаты, если бы могли меньше работать, меньше ездить на работу или иметь более приятную работу, на самом деле они часто не делают такого выбора и предпочитают придерживаться более высокой зарплаты.

Люди (слишком) хорошо переносят плохую работу. Мы, вероятно, чаще миримся с плохой работой, чем с плохими отношениями. На самом деле, несмотря на распространенное мнение о том, что люди довольны неопределенностью и не заинтересованы в долгосрочной карьере, на самом деле все обстоит наоборот. Когда речь идет о работе и карьере, это действительно случай "лучше дьявол, которого ты знаешь". Вы можете поставить людей на бессмысленные должности и под руководство плохих менеджеров, но они все равно не захотят попробовать что-то другое, что объясняет повсеместное распространение низких показателей вовлеченности сотрудников даже среди самых успешных компаний в мире.

Скудный самоанализ ограничивает разумный выбор. Как я показал в своей последней книге, люди, как правило, не умеют оценивать свои таланты. Даже когда они решают "следовать за своими страстями", нет никаких гарантий, что в итоге у них что-то получится, не говоря уже о том, что это будет полезно или востребовано. Это означает, что рисковать и менять профессию не всегда выгодно. Хорошим примером является недавний приток предпринимательской деятельности или стартапов. Несмотря на привлекательность этого "предпринимательского порно" для большого числа молодых людей, которых захватывает идея быть самому себе начальником и решать проблемы, которые их волнуют, перспективы достижения даже незначительного успеха невелики. Конечно, то крошечное меньшинство, которое в итоге создаст следующий Apple или Google, может в конечном итоге принести большую пользу обществу. Но на каждую такую историю успеха приходятся миллионы крупных неудач. В среднем люди, которые уходят с традиционной работы, чтобы работать на себя, в итоге работают больше, зарабатывают меньше и вносят меньший вклад в экономику в целом, тогда как во многих случаях они могли бы быть более счастливыми и успешными, работая на кого-то другого.

Трудно понять, чего ожидать. Организации тратят много времени на маркетинг своих рабочих мест и карьер в очень желательном и привлекательном виде. Брендинг вакансий или брендинг компании является неотъемлемой частью войны за таланты. Загляните на сайт любой компании, и вы увидите убедительные заявления о ее приверженности многообразию, инновациям, корпоративной социальной ответственности, обучению на протяжении всей жизни и гибкой культуре. Даже банальная работа, закамуфлированная сексуальными названиями, может показаться весьма привлекательной: "главный ниндзя по расстановке приоритетов", "директор по возможностям", "главный специалист по счастью", "инженер по глобальной идентичности" и т.д. и т.п. Независимо от вашего опыта, знаний и отрасли, для успешного процесса найма необходимо найти подходящего человека на подходящую роль, а это значит, что соискатели должны правильно понимать саму роль. Если ваши ожидания от роли слишком далеки от реальности, то вам будет очень сложно сделать правильный карьерный шаг.

Чтобы получить работу, которую вы действительно хотите, вам нужно четко понимать, в чем вы хороши, на что действительно похожа данная работа, и отказаться от финансовых стимулов в пользу других ценностей и движущих сил карьеры. Прежде всего, вы, вероятно, выиграете от того, что будете меньше устойчивы, так что вы с меньшей вероятностью будете мириться с плохой работой или плохим начальником. Важно помнить, что лишь меньшинство людей когда-либо сожалеют об уходе с работы. Это означает, что люди склонны оставаться на работе дольше, чем следовало бы. Как заметил Гиппократ, Ars longa, vita brevis. Требуется много времени, чтобы развить опыт и стать квалифицированным специалистом. Жизнь коротка - поэтому не бойтесь выбирать тот путь, который вам действительно интересен.

Об авторе

Томаш Чаморро-Премузик - директор по инновациям в ManpowerGroup, профессор психологии бизнеса в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, соучредитель сайта deepersignals.com и сотрудник лаборатории предпринимательских финансов Гарварда. Он является автором книги Почему так много некомпетентных мужчин становятся лидерами? (и как это исправить), на которой основана его речь на TEDx. Найти его можно на www.drtomas.com. drtcp

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться