Гуй заходит в бар.
Бармен замечает, каким грустным он выглядит, и спрашивает: "Ты в порядке?"
"Я только что потерял своего лучшего друга", - говорит парень.
"Как это произошло?"
"Я стал его начальником"
Всем нам нужны друзья на работе. Ищете совета по проекту? Хотите отпраздновать крупную победу над клиентом или важную веху? Высказаться о том, какой босс требовательный, контролирующий, неразумный, невежественный, ужасный и глупый? Для этого и существуют друзья.
И есть доказанные преимущества таких отношений. Исследования Gallup показали, что люди, у которых на работе есть лучшие друзья, более вовлечены в работу, а их организации демонстрируют более высокую прибыльность и лояльность клиентов, чем те, в которых близкие дружеские отношения между коллегами менее распространены. Психолог Абрахам Маслоу 60 лет назад утверждал, что чувство принадлежности является одной из самых основных потребностей человека, сразу после еды, воды и безопасности. Думаю, можно с уверенностью сказать, что друзья в профессиональной жизни нужны нам не меньше, чем в личной.
Но если вас недавно повысили до первой руководящей должности, вы понимаете, что иметь близких друзей на работе тоже может быть непросто. Раньше вы и ваши друзья жаловались на начальника за его или ее спиной. Теперь вы - начальник, а они жалуются на вас за вашей спиной. Они могут ожидать преференций, а другие сотрудники будут беспокоиться о фаворитизме. Когда профессор Дэвидсонского колледжа Скотт Тонидандел, его бывшая студентка Пейдж Логан и я изучили проблемы лидерства почти 300 начинающих менеджеров, мы обнаружили, что переход от лучшего друга к боссу - то, что мы назвали "адаптация к управлению людьми/проявление власти" - было самым большим препятствием, на которое указали почти 60% респондентов. Как сказал один начинающий менеджер:
"Мне трудно приспособиться к управлению людьми, которые раньше были моими коллегами. Иногда мне кажется, что люди не относятся к задачам и проектам так серьезно, как следовало бы, потому что думают, что могут использовать свои дружеские отношения со мной в своих интересах. Мне трудно провести эту грань, потому что раньше мы работали на одном уровне".
Интересно, что эти опасения, похоже, исчезают по мере продвижения руководителей по служебной лестнице. Когда в ходе собственного исследования я спросил менеджеров среднего звена со всего мира об их самых распространенных рабочих проблемах, вопрос о переходе от друга к боссу даже не вошел в первую десятку. Исследование Центра креативного лидерства (CCL) показывает, что руководители высшего звена также сосредоточены на других проблемах - на давлении, связанном с переходом границ, руководством несколькими группами, эффективностью организации и управлением талантами. Одним словом, им приходится решать более серьезные проблемы. У начинающих менеджеров, напротив, меньше обязанностей и они не привыкли к лидерским ролям, поэтому они гораздо острее ощущают психологические последствия изменения динамики рабочего места.
Что они могут сделать, чтобы преодолеть эту проблему? Вот что я говорю руководителям, которых обучаю в CCL:
Будьте ясны. Да, вы по-прежнему можете дружить со своими подчиненными. Но все должны понимать, что ваши рабочие отношения изменились. Установите четкие ожидания и границы. Например, поговорите со своими друзьями о новых обязанностях, с которыми вы столкнулись. Объясните, что вы несете ответственность за развитие и результаты работы ваших друзей и их коллег. Чтобы быть эффективным лидером для всей группы, количество времени, которое вы проводите с ними, и характер вашего общения, вероятно, придется изменить.
Будьте справедливы. Когда речь идет о бонусах, повышениях, продвижении по службе, поддержке и ресурсах, оставьте в стороне свои личные предубеждения. Если ваши друзья заслужили их, и это подтверждено документально, отлично. Если нет, но ваши друзья все равно получают вознаграждение, то за этим последуют сплетни, политика и недоверие.
Будьте внимательны. Когда на вас надета "шляпа руководителя" или "футболка лидера", все внимание приковано к вам. Поэтому обратите пристальное внимание на сигналы, которые вы посылаете. Сколько времени, энергии и ресурсов вы уделяете своему другу по сравнению с другими? Попросите своего начальника или доверенного наставника понаблюдать за вами и дать обратную связь.
Будьте готовы. Мой профессор психологии в Университете Эмори Стив Новицки учил меня, что отношения имеют четырехэтапный жизненный цикл: выбор-начало-углубление-конец. Когда вы превращаетесь из друга в начальника, дружба в том виде, в котором вы ее знали, заканчивается. Вы и ваш друг должны выбрать, начнется ли она снова на новом этапе. Если он, она или вы не можете приспособиться, двигайтесь дальше. Но не сжигайте мосты. Никогда не знаешь, кто однажды может повести тебя за собой.
Об авторе
Билл Джентри, доктор философии, является старшим научным сотрудником Центра креативного лидерства. Следите за Биллом в Твиттере: @Lead_Better.
- Hbr.org
Поделиться