В современной жизни контролировать свои обязательства становится все сложнее и сложнее. Каждое письмо требует ответа, каждый телефонный звонок влечет за собой еще больше дел. Ведение бизнеса сопряжено с ежедневными встречами... Этот список можно продолжать бесконечно.
Один из навыков, которыми должен овладеть каждый из нас, заключается в том, чтобы управлять своими обязательствами. Никто не говорит, что от них нужно избавиться вовсе. Просто нужно правильно расставлять приоритеты, находить правильное время и развивать в себе способность отказываться от обязательств, справиться с которыми нет возможности.
Вот пять приемов, которые я регулярно использую для того, чтобы контролировать свои обязательства:
1. Если кто-то просит вас уделить ему время, отвечайте, что вы должны свериться со своим расписанием
Многие люди боятся ответить отказом просто потому, что просьба застигла их врасплох. Всякий раз, когда меня просят что-то сделать, я говорю, что должен заглянуть в свой ежедневник и проверить, есть ли у меня другие дела, прежде, чем согласиться. Так я выигрываю немного времени, необходимого мне, чтобы решить, готов ли я взять на себя новые обязательства, есть ли у меня время, как именно я буду выполнять их и т.д. Таким образом, я никогда не чувствую давления и принимаю правильные решения просто потому, что у меня есть время над ними подумать.
2. Интересуйтесь деталями
Каждый раз, когда кто-то просит у меня совета или помощи, я прошу сообщить мне дополнительные сведения. Что конкретно от меня хотят? Когда я должен это сделать? Я приму решение только после того, как узнаю все детали. По крайней мере, в половине случаев просители не могут сообщить подробности, что свидетельствует о том, что они вовсе не заинтересованы в моей помощи. Иными словами, не стоит прикладывать усилий до тех пор, пока тот, кто ко мне обращается, не сделает то же самое.
3. Цените свое время
Поскольку я являюсь автором книг и часто выступаю на различных конференциях, люди часто обращаются ко мне за бесплатной консультацией. Иногда я получаю до трехсот писем в неделю. Как правило, они содержат конкретные вопросы о некоторых аспектах ведения бизнеса. В прошлом я пытался ответить на каждый вопрос, но вскоре стало понятно, что такими темпами я быстро разорился бы, если я бы тратил свое время, раздавая советы бесплатно. Именно поэтому я предлагаю услугу персонального консультирования. За 500 долларов любой может позвонить мне в Skype, где я подробно отвечу на вопросы и посоветую книги, которые могли бы помочь справиться с проблемой. Я тактично объясняю, что таков мой бизнес. Платными услугами пользуется примерно каждый десятый обратившийся ко мне человек. Остальные больше никогда ко мне не обращаются.
4. Расскажите безобидную ложь
Я впервые воспользовался этим приемом много лет назад. Я должен был отправиться в командировку, и дни до отъезда были очень напряженными во всех отношениях. Поэтому я решил скрыть от окружающих реальную дату моего отъезда. В частности, я сказал, что уезжаю на день раньше. В результате я получил свободный день, успел сделать все, что было необходимо, не отвлекаясь на звонки клиентов и поставщиков, и спокойно уехал. Я пользуюсь этим приемом по сей день. Каждый раз, отправляясь в поездку, я избавляюсь от стресса и чувствую себя расслабленно.
5. Проявите творческий, изменив фразу "Простите, не могу"
Часто мы не можем сказать "нет" из страха почувствовать себя грубияном. Несколько лет назад я обнаружил, что моя работа для одной из некоммерческих организаций вышла из-под контроля. Я тратил целых два дня в неделю, работая абсолютно бесплатно. Если бы я продолжал в том же духе, мне самому скоро потребовались бы услуги благотворителей. Тем не менее, мне было очень трудно им отказать. Поэтому вместо категоричного отказа я решил сократить свое участие до 8 часов в неделю. Получив просьбу о помощи, я сообщил представителю благотворительной организации о своем решении. Я предложил им забронировать время заранее и пообещал посвятить работе с полной отдачей ровно восемь часов. В сущности, я придумал это все для того, чтобы корректно отказать и не почувствовать себя виноватым.
В сумасшедшем ритме современной жизни каждая минута на счету, и если что-то идет не так, это влечет за собой массу неприятностей. Этот "эффект домино" вызывает сильный стресс. Помимо необходимости говорить "нет" каждый из нас вынужден играть в своеобразные "догонялки" со временем. Поэтому я советую вам выделить по крайней мере час утром и вечером каждого дня, чтобы иметь возможность урегулировать непредвиденные проблемы. Я также посоветовал бы ежемесячно выделять хотя бы один день на то, чтобы завершить начатые дела. Должен сказать, терапевтический эффект от этого мероприятия превосходит все ожидания.
Чем эффективнее мы управляем своими обязательствами, тем проще нам контролировать каждый аспект нашей жизни.
ANDREW GRIFFITHS, inc.com
Перевод: Айрапетова Ольга
Поделиться
После прочтения статьи вспомнил фильм с Джимом Керри, под названием "Всегда говори "Да"!") Главное, что я скажу - нужна золотая середина. Нужно уметь, как отказывать, так и соглашаться, только в таком случае люди будут относится к вам как к человеку, который может помочь в трудную минуту, не отказав, но и в тоже время, как к человеку, которому нельзя сесть на шею. И лично я считаю, что именно такая репутация в коллективе даст свои плоды. Так и только так, "выбрав золотую середину", можно комфортно и продуктивно работать. И окружающие будут вас за это ценить, потому что умение отказывать или соглашаться - тоже великое искусство.