Крис Андерсон продолжает исследовать края Большого сдвига, происходящего вокруг нас.
Познакомив нас с Длинным хвостом и ростом бесплатности в качестве бизнес-модели, Крис только что опубликовал новую статью под названием "Атомы - новые биты" в текущем номере журнала Wired. Эта статья, подчеркивающая переход от "длинного хвоста битов" к "длинному хвосту атомов", является важным преддверием к новой книге, над которой работает Крис Андерсон.
Крис использует широкий спектр захватывающих историй, чтобы проиллюстрировать три элемента, которые объединяются для демократизации бизнеса по производству продуктов:
- Краудсорсинг дизайнерских идей
- Доступность недорогих инструментов проектирования и производства
- Возможность передачи капиталоемких производственных и дистрибьюторских операций на аутсорсинг более целенаправленным деловым партнерам
Это мощный материал, и все руководители должны прочитать его и подумать о том, что он означает для их бизнеса. Многое из того, что описывает Крис, является прямым результатом фундаментальных сил, которые мы определяем как катализаторы Большого сдвига (PDF), в частности, цифровой технологической инфраструктуры и изменений в государственной политике, которые происходят на протяжении десятилетий. Без этих основ мало что из описанной им творческой деятельности было бы возможным.
Дополнительный элемент, который Крис уместно подчеркивает, включает в себя инновации в области проектирования и производства - такие как трехмерные принтеры, лазерные резаки и токарные станки, не говоря уже о сложных инструментах автоматизированного проектирования. Раньше это было огромным препятствием для создания бизнеса по производству новых продуктов. Они стоили так дорого, что большинству предпринимателей было трудно вступить в игру. Цена входа во многие продуктовые бизнесы была действительно очень высокой. Теперь то, что раньше было прерогативой только крупнейших корпораций, может быть легко приобретено и установлено в небольшом гараже предпринимателями с весьма ограниченными ресурсами.
Еще одно событие еще больше усиливает эту тенденцию. Даже такие дорогостоящие приборы, как электронные микроскопы, теперь можно использовать в цифровых сетях по модели "оплата за использование", и доступ к ним могут получить очень маленькие начинающие компании. В результате процветает бизнес "сделай сам", или DIY, в таких категориях товаров, как автомобили, беспилотники и ракеты-носители - продукты, которые десятилетиями были совершенно недоступны для мелких предпринимателей.
Учитывая широкую аудиторию Wired среди предпринимателей, в статье эти события рассматриваются как огромные возможности, и так оно и есть - для предпринимателей. Однако с точки зрения крупных компаний эти же тенденции представляют собой огромные проблемы. Примеры, приведенные Крисом, являются наглядными иллюстрациями более широкого утверждения, которое мы делаем в рамках Большого сдвига: барьеры для входа и движения быстро снижаются. Для действующих компаний это означает обострение конкуренции, усиление экономического давления и, если не будут предприняты существенные изменения, ухудшение показателей, как это зафиксировано в нашем Индексе сдвигов.
Как бы ни была хороша статья Андерсона, она лишь поверхностно отражает происходящее. Мы понимаем, что жесткие ограничения по объему статей (не говоря уже о подобных записях в блогах!) заставляют быть избирательными - нужно выбирать, что освещать, а что оставить в стороне.
В частности, истории и анекдоты, которые он приводит, сосредоточены на уровне "доступа", который мы описываем в нашей предстоящей книге The Power of Pull. Это способность находить и соединяться с людьми и ресурсами по запросу. Это очень мощно. Крис оказывает большую услугу, подчеркивая, что притяжение в форме доступа становится все более доступным для физических продуктов. Это не только сфера Google и цифровых медиа. Но доступ - это только самое начало более широких сил, действующих через притяжение.
Наша книга развивает важные темы, затронутые в книге Андерсона, исследуя дополнительные уровни притяжения, которые становятся все более важными для успеха. В соответствии с названием своей статьи Крис сосредоточился на атомах, а не на отношениях. Он красноречиво говорит о новом поколении 3D-принтеров и инструментах, доступных в таких местах, как TechShop.
Но он лишь по касательной говорит о тех видах отношений, которые способствуют устойчивым инновациям, повышению производительности или созданию новых знаний, связанных с этим продуктовым бизнесом. Его внимание сосредоточено на транзакционном мире - поиске ресурсов, заключении сделок, чтобы получить к ним доступ, и извлечении выгоды из того, что уже существует. Хотя во многих его историях платформы притяжения помогают облегчить этот доступ, учитывая ограничения статьи, Крис не исследует институциональные механизмы (например, протоколы управления), которые поддерживают эти платформы притяжения.
Но есть и другие уровни притяжения, которые можно использовать для усиления длинного хвоста атомов. Например, каким образом отдельные лица и предприятия (как предприниматели, так и действующие) могут выйти за рамки простого доступа и привлечь людей и ресурсы, о существовании которых они еще не знают, но которые оказываются чрезвычайно полезными после обнаружения? "Формирование серендипити" таким образом - это второй и более совершенный уровень притяжения, который основывается на расширенном доступе, о котором говорит Крис. Если пойти еще дальше, то вместо того, чтобы просто подключаться к существующим ресурсам, как насчет участия или даже проектирования пространства для создания, в котором повышение производительности и обучение ускоряются по мере того, как все больше и больше людей присоединяются к нему?
Этот третий уровень притяжения является самым захватывающим из всех, поскольку он позволяет совершенно новые способы масштабирования сотрудничества. Возможно, это и есть настоящая история, которая маячит за горизонтом. Но, возможно, DIY - это лишь предвестник еще более мощных форм совместной работы (DIT), объединяющих все большее количество разнообразных и талантливых людей для более быстрого внедрения инноваций и достижения новых уровней производительности на постоянной основе. Конечно, всякий раз, когда формируется команда, мы имеем форму DIT, но, как мы все знаем, команды не масштабируются. Что нам действительно нужно, так это среда, в которой многие команды могут организоваться и начать создавать и обмениваться знаниями, не ограничиваясь пределами команды.
Необходимо признать, что второй и третий уровни притяжения, необходимые для того, чтобы масштабируемая DIT действительно закрепилась, являются более сложными для освоения. Они требуют значительных институциональных инноваций, глубокого осмысления таких вопросов, как управление, структуры стимулирования, механизмы репутации и способы стимулирования и концентрации продуктивных трений. Они определенно переводят нас из мира простых сделок в более сложный мир долгосрочных, основанных на доверии отношений. Платформы, необходимые для поддержки таких предприятий и отношений, гораздо сложнее.
Но и выгоды огромны. Вместо единичных инновационных продуктов предприниматели могут начать создавать фундамент для растущего потока инновационных продуктов с мощной динамикой увеличения прибыли. Фактически, второй и третий уровни притяжения начинают выводить нас за рамки историй "нации свободных агентов" в новую область масштабируемого взаимного обучения, которое может привести к появлению и быстрой эволюции очень крупных и высокоинновационных глобальных институтов. Масштабируемый DIT предлагает потенциал для того, чтобы повернуть кривую опыта в свою сторону, генерируя растущую отдачу от обучения и повышения эффективности.
Ну, разве это все фантазии и спекуляции? Вовсе нет. Но чтобы найти примеры применения этих более высоких уровней притяжения и получить представление о масштабах, которые могут быть достигнуты, нам нужно посмотреть за пределы Соединенных Штатов. В нашей предыдущей книге The Only Sustainable Edge мы подробно писали о некоторых институциональных инновациях, появившихся в Китае в таких разных отраслях, как производство одежды, мотоциклов и бытовой электроники.
В более поздних работах мы также обратили внимание на перспективные примеры, появившиеся в Индии в других отраслях, таких как банковское дело, производство сельскохозяйственной продукции и автомобилей. Ближе к дому наша новая книга рассказывает о малоизвестной компании, которая помогла стимулировать глобальные технологические инновации, приведшие к коммерциализации iPod.
Эти институциональные инновации не только способствуют появлению небольших предпринимательских компаний, но и увеличивают экономическую ценность, создаваемую этими компаниями, объединяя их в экосистемы, которые генерируют растущую отдачу, так что каждый учится быстрее, работая с другими. Это DIT на стероидах.
Если выйти за рамки базового понятия доступа и сосредоточиться на более широких перспективах притяжения, это поможет всем нам выйти за рамки романтического представления об индивидуальном предпринимателе, работающем в гараже. В конце концов, DIT может стать настоящей историей о демократизации производства: как длинный хвост породит очень крупные продуктовые предприятия, которые не только будут сосуществовать с более мелкими предпринимательскими предприятиями, но и, благодаря своим институциональным инновациям, помогут катализировать еще больше таких мелких предприятий.
А что думаете вы? Является ли нация свободных агентов нашей судьбой? Или мы просто находимся в процессе перехода к совершенно иному типу масштабируемых институтов? Могли бы вы представить себе институт, который помогал бы вам быстрее становиться лучше, работая с другими? Как бы выглядела такая организация?
Лэнг Дэвисон - бывший исполнительный директор Deloitte Center for the Edge и ранее главный редактор The McKinsey Quarterly. Он является соавтором книги "Сила притяжения: как маленькие движения, сделанные с умом, приводят в движение большие вещи"
- Hbr.org
Поделиться