Искусственный интеллект стремительно ворвался в сферу рекрутинга. Стартапы и признанные разработчики активно инвестируют в продукты, призванные облегчить выполнение самых разных задач - от составления графиков собеседований до отбора и оценки кандидатов. Бытует мнение, что искусственный интеллект в скором времени уничтожит профессию рекрутера, автоматизировав большую часть обязанностей, которые выполняют представители этой профессии, однако стоит признать, что технология все еще находится в зачаточном состоянии. У нее есть свои пределы - по крайней мере, пока.
У большинства продуктов, в которых используется искусственный интеллект, есть одна общая черта - они могут выполнять одну узкоспециализированную функцию, используя конкретный массив данных. К примеру, искусственный интеллект может определить, какой из кандидатов с большей вероятностью примет ваше предложение или какой кандидат сможет добиться в вашей компании более высоких результатов. И даже если порой кажется, что искусственный интеллект способен решать менее тривиальные задачи, на самом деле это не так.
Например, составление графика собеседований - это всего лишь попытка найти соответствие между промежутками свободного времени у кандидата и рабочего времени у представителя компании, который проводит собеседование. Это соответствие обнаруживается за счет интерпретации команд на естественном языке. Научившись анализировать большие объемы данных, алгоритмы начинают лучше справляться с заданиями и давать более качественные ответы.
Но в большинстве случаев искусственный интеллект всего лишь распознает закономерности, но при этом улавливает тенденции и общие черты лучше, чем отдельно взятый человек или группа лиц. Примером может служить технология распознавания лиц, разработанная компанией ZIFF. Их программа учитывает такие факторы, как движение глазных яблок, форма улыбки и тому подобное, и на их основании делает предположение о способностях кандидата к работе.
На что НЕ способен искусственный интеллект?
Как я уже сказал, у искусственного интеллекта есть ограничения, которые основываются на том, что компьютер - это все-таки не человек. Да, компьютер может работать лучше, чем человек, но он не умеет учитывать контекст. Программы на основе искусственного интеллекта не могут выносить субъективные оценочные суждения. Примером может служить чат-бот от Microsoft, который внезапно начал сквернословить и оскорблять расовые меньшинства. Разработчики оказались не виноваты - бот просто перенял язык тех, кто его обучал. Поскольку программы с искусственным интеллектом имеют свойство обучаться, результат их работы во многом зависит от материалов, использованных при обучении - точно так же, как поведение ребенка, не знающего, что хорошо, а что плохо, зависит от поведения родителей.
На данный момент непонятно, насколько субъективны результаты работы самых популярных программ на основе искусственного интеллекта, используемых в рекрутинге, но если их обучали с помощью субъективных данных, вполне возможно, что о беспристрастности речи не идет. Нечто подобное уже происходило в других областях. Примером может служить программа, предсказывающая криминальное поведение и тем самым влияющая на содержание судебных приговоров. Оценка гипотетических последствий последствий на основании неправильно выбранных данных открывает простор для разного рода необъективных суждений, последствия которых могут оказывать огромное влияние на жизнь всех причастных. То же самое касается продуктов, предсказывающих продуктивность работы или профессиональные успехи.
Существуют и более прозаичные проблемы, связанные с использованием искусственного интеллекта. Например, приложение, составляющее график собеседований, может не распознать высококвалифицированного и востребованного кандидата, которому необходимо назначить встречу как можно быстрее, чтобы его не увели конкуренты. Приложение просто не умеет определять квалификацию и не способно правильно расставлять приоритеты. И это вовсе не изъян программы. Просто программа не знает, что такое контекст.
Еще одно ограничение искусственного интеллекта связано с невозможностью объяснить, как работает та или иная технология. Многие технологии представляют собой "черный ящик", то есть понять, каким образом они получают тот или иной результат, довольно сложно, а это подрывает авторитет технологии в глазах тех, кто полагается на нее в процессе принятия решений. Многие люди не любят слепо верить программам. Новые законы - например, Общий регламент по защите данных (GDPR), принятый в Евросоюзе - могут значительно усложнить процесс использования программ на основе искусственного интеллекта в рекрутинге.
В частности, в указанном выше законе прописано право на объяснение. У каждого человека есть право получить объяснение решения, которое оказывает значительное влияние на его жизнь, поэтому человек, которому отказали в работе, может потребовать объяснить, как работает алгоритм, принявший это решение.
Помимо всего прочего, искусственный интеллект не способен на перенос обучения, то есть он не может использовать опыт, полученный в одних условиях, для работы в других условиях. В отличие от рекрутеров, которые без особого труда применяют свои навыки работы с людьми в разных отраслях, искусственный интеллект может работать только с одной отраслью, и чтобы перейти в другую отрасль, ему придется пройти обучение заново. Например, если программа была обучена предсказывать успехи инженеров-химиков в энергетической отрасли, она будет бесполезна, к примеру, в пищевой отрасли.
Будущее искусственного интеллекта
Все то, что мы знаем об искусственном интеллекте сегодня, завтра может оказаться неправдой. Не исключено, что с развитием технологий многие из указанных выше ограничений отпадут. Например, при обучении с подкреплениемдолгий процесс обучения уступит место быстрому анализу ролевой модели, и проблема пристрастности суждений отойдет на второй план, а перенос обучения поможет передавать знания от программы к программе. Сегодня же приложения на основе искусственного интеллекта лишь помогают рекрутерам, то есть улучшают уже имеющийся человеческий интеллект. Мы не знаем, что будет дальше, но в любом случае нынешняя ситуация рано или поздно изменится.
Raghav Singh, ere.net, перевод: Айрапетова Ольга
Поделиться