Образовательный курс для руководителей Google: Принятие решений

В прошлый раз мы рассмотрели ошибки в обратной связи. Теперь поговорим о принятии решений

Принятие решений

В следующем модуле мы рассмотрим инструменты и практики, которые используются руководителями в процессе принятия решений. Каждому из нас приходится принимать решения, однако руководители делают это от лица всей команды.

Групповое обсуждение (10 минут)

  • Вспомните два сложных решения, которые вам довелось принять.
  • Почему они показались вам сложными?
  • Были ли в вашей команде разногласия и как вы с ними справились? Каков был результат?

Обсуждение (5 минут)

Отвечая на вопросы, участники должны были сформулировать свои проблемы и опасения, связанные с процессом принятия решений. Выслушивая ответы, разделите их на три категории: люди, процесс и структура.

Например: Мы не могли прийти к единому варианту (люди) и не знали, на ком лежит ответственность за окончательное решение (процесс). Напомните участникам, что далее вы будете рассматривать инструменты, которые облегчают процесс принятия решений, а также приемы организации взаимодействия между людьми в процессе принятия решений.

Примечание для координатора

Цель

  • Рассказать о "базовом стиле принятия решений"
  • Описать некоторые стратегии принятия решений и обозначить контекст, в котором используется каждая из них
  • Проверить стратегии, сымитировав ситуацию, в которой группе людей приходится принимать решение под давлением.

Противоположные мнения необходимо внимательно выслушать, а затем задать открытые вопросы, чтобы получить дополнительную информацию и задействовать всех участников процесса. В идеале такая тактика приводит к принятию лучших, осознанных решений. Давайте рассмотрим некоторые навыки, которые могут в этом помочь.

Пропаганда и изыскания

Эти навыки нужны для того, чтобы вести диалоги в процессе принятия решений, высказывать свои идеи и анализировать их с целью получить как можно больше информации. 

Как правило, все лидеры используют метод пропаганды.  Добавляя к нему изыскания, мы уделяем внимание другим участникам обсуждения и увеличиваем объем получаемой информации.  С точки зрения лидера, объединение двух методов укрепляет его авторитет и обеспечивает взаимопонимание в команде.

Руководитель, избравший метод пропаганды:

  • Четко и прямо высказывает мысли, но открыт для влияния извне
  • Аргументирует решения, рассказывает о своих интересах, проблемах и умозаключениях
  • Подкрепляет слова примерами и цифрами
  • Излагает мысли по очереди

Руководитель, выбравший метод изысканий:

  • Изучает аргументы, проблемы и интересы других участников
  • Поощряет вопросы и обратную связь
  • Поддерживает взаимопонимание в коллективе
  • Собирает и анализирует самые разные идеи

Руководитель, выбравший комбинированный метод:

  • Обобщает взгляды других участников своими словами
  • Старается понять проблемы других
  • Пытается охватить все точки зрения и принять наиболее адекватное решение

Структура принятия решений (5 минут)

Используйте эти вопросы, чтобы побольше узнать о решениях, принимаемых вашей командой:

[Что?] Какие проблемы вы решаете? Можно ли сказать, что цели понятны всем и каждому?

  • Искать первопричины, а не устранять последствия
  • Определить приоритеты проблем (и отсеять проблемы, которые не требуют решения)
  • Предсказать результат по критериям успеха
  • Рассмотреть способы упрощения или изменения имеющихся структур

[Почему?] Что стоит на кону и почему это важно?

  • Удовлетворяет ли решение потребностям бизнеса? Способствует ли благополучию компании в долгосрочной перспективе?
  • Рационально ли расходуется время?
  • Соответствует ли это текущим приоритетам?

Если принять во внимание, что эмоции несут в себе информацию, что вы и другие члены команды думаете об этом решении? К примеру, можно рассмотреть, почему людям не все равно и почему они готовы принять поражение.

[Кто?] Всем ли понятно, кто отвечает за окончательное решение?

  • Слушайте и задавайте вопросы
  • Основательно описывайте контекст - это поможет людям лучше справиться с задачей
  • Позвольте им сомневаться и всегда предполагайте, что они действуют из лучших побуждений

[Как?] Как принимается решение (например, консенсус), какая информация при этом используется?

  • Определите исключительные критерии (и не применяйте их слишком часто)
  • Опишите возможные побочные эффекты
  • Пробудите в людях трезвый расчет, предоставив принятому решению разумное объяснение

[Когда?] Когда будет принято решение?

  • Если решение уже было принято, расскажите об этом открыто.

Если в процессе принятия решения поменялись какие-то элементы, уведомите об этом всех заинтересованных лиц.

Выбор в процессе принятия решений

Эта схема помогает руководителю понять, как именно ему предстоит принять решение. Далеко не все решения одинаковы, и принимать их можно по-разному. С левой стороны спектра находится точка Приказ / Представление. Здесь лицо, ответственное за принятие решений, принимает и оглашает их. Это быстрые решения, которые принимаются практически без участия других людей, однако с практической точки зрения это довольно выгодно. С правой стороны спектра находится точка Соглашение / Консенсус. Эти решения принимаются дольше, чем все остальные, и в процессе принятия участвуют все заинтересованные лица. Все промежуточные точки относятся к Консультированию. Кто может рассказать о том, как выглядят такие решения?

Ответственное лицо принимает окончательное решение и оглашает его, однако на него влияют многие заинтересованные лица.  Ответственное лицо может озвучить решение, к которому оно склоняется, но при этом его можно переубедить. К Консультированию часто прибегают команды, которые подолгу не могут прийти к Соглашению. Если вы планируете подобный переход, сделайте так, чтобы он не был спонтанным. Объявите о переходе всем заинтересованным лицам и убедитесь в том, что они не против.

Делегирование - это передача ответственности за решение другому лицу, которое самостоятельно определяет метод принятия.

Какие решения вы обычно принимаете? Какие методы используете?

Согласие / Консенсус

В процессе принятия группового решения необходимо четко представлять разницу между согласием и консенсусом. Эта разница невелика, но очень полезна. Согласие означает "я готов с этим мириться", "может, я и не думаю, что это решение лучшее, но я его принимаю, и меня это не беспокоит". Консенсус означает "я, как и все остальные, считаю, что мы выбрали лучшее решение проблемы из возможных".

Когда группа пытается прийти к консенсусу, она не принимает решение до тех пор, пока все участники не убедятся в том, что это решение является наилучшим. Если вы хотите использовать такой метод принятия решений, как Согласие, вы должны описать команде масштабы проблемы, степень ее важности и срочности, а затем дать людям время на то, чтобы осознать, могут ли они мириться с решением.

Обсуждения в процессе принятия решений

  • Как можно раньше озвучьте метод принятия решений.
  • Заранее определите стиль, к которому вы склоняетесь. Развивайтесь и пробуйте применять различные стили.
  • Ищите баланс между скоростью и качеством. В некоторых случаях решения, которые принимаются долго, реализуются гораздо быстрее.
  • Если вы знаете ответ и не собираетесь его менять, просто не привлекайте к процессу других людей.

В следующий раз рассмотрим проблемы при принятии решений.

rework.withgoogle.com, перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1