Обратная реакция на счастье

Ничто не угнетает меня больше, чем чтение о счастье. Почему? Потому что существует слишком много советов о том, как его достичь. Как отмечает Фредерик Ленуар в книге "Счастье: A Philosopher's Guide (недавно переведен с французского оригинала), великие мыслители обсуждают эту тему уже более 2000 лет. Но мнения по этому поводу по-прежнему расходятся. Достаточно просмотреть 14 700 наименований, перечисленных на Amazon в поджанре "счастье" книг по самопомощи, или посмотреть 55 выступлений на TED, помеченных той же категорией. Что делает нас счастливыми? Здоровье, деньги, социальные связи, цель, "поток", щедрость, благодарность, внутренний мир, позитивное мышление... Исследования показывают, что любой (или все?) из перечисленных ответов верен. Социологи говорят нам, что даже самые простые приемы - подсчет благословений, медитация в течение 10 минут в день, принуждение к улыбке - могут подтолкнуть нас к более счастливому состоянию души.

И все же для меня и многих других счастье остается неуловимым. Конечно, иногда я чувствую радость и удовлетворение - читая детям сказку на ночь, беря интервью у человека, которым я восхищаюсь, заканчивая трудную писательскую работу. Но, несмотря на хорошее здоровье, поддержку семьи и друзей, стимулирующую и гибкую работу, я часто испытываю негативные эмоции: беспокойство, разочарование, гнев, разочарование, вину, зависть, сожаление. Мое состояние по умолчанию - неудовлетворенность.

Огромный и растущий массив литературы о счастье обещает избавить меня от этих чувств. Но эффект больше похож на пинок, когда я падаю духом. Я знаю, что должен быть счастлив. Я знаю, что у меня есть все основания для этого, и что мне лучше, чем другим. Я знаю, что счастливые люди более успешны. Я знаю, что всего несколько умственных упражнений могут мне помочь. И все же, когда у меня плохое настроение, мне трудно из него выбраться. И - признаюсь - небольшая часть меня рассматривает мое несчастье не как непродуктивный негатив, а как высокопродуктивный реализм. Я не могу представить себе, что могу быть счастлив все время; более того, я с большим подозрением отношусь ко всем, кто утверждает, что это так.

Я согласился написать это эссе, потому что за последние несколько лет я почувствовал прилив поддержки этой точки зрения. В 2009 году вышла книга Барбары Эренрайх Bright-sided о "неустанной пропаганде" и подрывающем влиянии позитивного мышления, а в прошлом году последовали книги Rethinking Positive Thinking профессора психологии Нью-Йоркского университета Габриэле Эттинген и The Upside of Your Dark Side двух экспертов в области позитивной психологии Тодда Кашдана и Роберта Бисвас-Динера. В этом году вышла потрясающая статья Мэтью Хатсона в журнале Psychology Today под названием "За пределами счастья: The Upside of Feeling Down"; "The Upside of Stress", написанная Келли Макгонигал из Стэнфорда; "Beyond Happiness", написанная британским историком и комментатором Энтони Селдоном; и "The Happiness Industry: Как правительство и большой бизнес продали нам благополучие", написанная еще одним британцем, преподавателем политики в Голдсмите Уильямом Дэвисом.

Мы наконец-то видим обратную реакцию на счастье? Вроде того. Большинство из этих последних публикаций направлены против нашей современной одержимости ощущением счастья и позитивным мышлением. Эттинген объясняет, как важно гасить солнечные фантазии трезвым анализом препятствий на своем пути. В книге Кашдана и Бисвас-Динера и в статье Хатсона подробно описаны преимущества, которые мы получаем от всех негативных эмоций, о которых я говорил выше; взятые вместе, эти чувства побуждают нас улучшать обстоятельства и самих себя. (Гарвардский психолог Сьюзен Дэвид, соавтор статьи HBR "Эмоциональная ловкость", также вдумчиво пишет на эту тему.)

Макгонигал показывает, как взгляд на одно несчастное состояние - стресс - в более добром свете может превратить его в то, что улучшает, а не вредит нашему здоровью. Те, кто принимает стресс как естественную реакцию организма на вызов, более выносливы и живут дольше, чем те, кто пытается с ним бороться.

Селдон описывает свой собственный переход от поиска удовольствий к более значимым занятиям, которые приносят ему (и должны приносить нам) радость. К сожалению, он тривиализирует свои советы, располагая их в алфавитном порядке: Принять себя; принадлежать к группе; иметь хороший характер, дисциплину, эмпатию, сосредоточенность, щедрость и здоровье; использовать исследование; отправиться во внутреннее путешествие; принять карму; принять литургию и медитацию. (Интересно, что он будет использовать для X и Z в следующей книге?)

Happiness: A Philosopher's Guide
Frederic Lenoir
Melville House, 2015

The Upside of Stress
Kelly McGonigal
Avery, 2015

Beyond Happiness
Anthony Seldon
Yellow Kite, 2015

The Happiness Industry
William Davies
Verso, 2015

"Beyond Happiness: The Upside of Feeling Down"
Matthew Hutson
Psychology Today, 2015

Дэвис подходит к вопросу с другой стороны. Ему надоели попытки организаций задействовать то, что, по сути, является "серым кашеобразным процессом внутри нашего мозга". По его мнению, есть что-то зловещее в том, как рекламодатели, менеджеры по персоналу, правительства и фармацевтические компании измеряют, манипулируют и в конечном итоге зарабатывают деньги на нашем ненасытном желании быть счастливее.

Но никто из этих авторов не спорит против стремления отдельных людей к счастливой жизни в целом. Мы называем это стремлением к "счастью", но на самом деле мы имеем в виду "долгосрочное удовлетворение". Мартин Селигман, отец позитивной психологии, называет это "процветанием" и много лет назад сказал, что положительные эмоции (то есть ощущение счастья) - это лишь один из элементов, наряду с вовлеченностью, отношениями, смыслом и достижениями. На языке, который использует Арианна Хаффингтон в своей недавней книге, это "процветание", а Ленуар, чья история философии счастья, вероятно, самая познавательная и занимательная из всех, описывает это как просто "любовь к жизни". Кто может возразить против всего этого?

Большинство гуру счастья ошибаются, настаивая на том, что ежедневное, если не постоянное счастье - это средство для долгосрочной самореализации. Для некоторых оптимистов, полных до краев, это может быть правдой. Они могут "наткнуться на счастье", как предлагает самый известный исследователь этой области Дэн Гилберт; или получить "преимущество счастья", о котором говорит профессор, ставший консультантом, Шон Ахор; или "транслировать счастье", как рекомендует в своей новой книге Мишель Гилан, жена Ахора и партнер фирмы GoodThink. Как я уже сказал, для этого, очевидно, требуется всего несколько простых приемов.

Но для остальных из нас такая жизнерадостность кажется вынужденной, поэтому она вряд ли поможет нам сформировать значимые отношения или построить идеальную карьеру. Его, конечно, не могут вытянуть из нас работодатели или другие внешние силы. Мы добиваемся самореализации разными способами, не читая книг по самосовершенствованию. И я подозреваю, что в конечном итоге мы будем в порядке - возможно, даже счастливы.

Об авторе

Элисон Бирд - исполнительный редактор Harvard Business Review, ранее она работала репортером и редактором в Financial Times. Будучи мамой двоих детей, она пытается - и иногда ей это удается - применять передовые методы управления в своем домашнем хозяйстве. alisonwbeard

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться