Нужны ли нам лидеры?

Как и миллионы других людей, мы были взволнованы и напуганы неожиданными и беспрецедентными новостями, пришедшими из Египта в последние недели. Как редакторы, работающие в компании, специализирующейся, среди прочего, на вопросах лидерства, мы были очарованы тем, как усердно различные силы, по разным причинам, пытались назначить лидера в движении, которое агрессивно заявляло, что у него нет лидера. Будь то Мохамед Эль-Барадеи, кто-то из "Братьев-мусульман", Ваэль Гоним из Google или кто-то еще, многим в СМИ, похоже, трудно понять идею движения без узнаваемой, харизматичной фигуры (Нельсон Мандела или Аун Сан Су Чжи, а может быть, даже Джулиан Ассанж), стоящей перед ним. Если когда-либо стране и нужен был лидер пятого уровня в стиле Джима Коллинза, который также воплощает в себе понятия Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте и Питера Друкера об эффективности, то сейчас это Египет.

Но не только СМИ (и давайте не забывать, что "СМИ" - это слово во множественном числе) рыщут по площади Тахрир в поисках того, кто возглавит движение. Мы хотим, чтобы кто-то был главным. В конце концов, существует множество доказательств того, что организации без лидеров могут раствориться в хаосе так же легко, как и те, которыми управляют диктаторы. Но любимой книгой американских "чаепитий", помимо Конституции, является "Морская звезда и паук", в которой хорошо показано, как могут процветать нетрадиционные организации (если, конечно, их не кооптируют). Такие разные организации, как Ushahidi и файлообменные сайты, показывают, как многого можно добиться без четко выраженной иерархической структуры. И не стоит забывать, что, как отмечали Барбара Келлерман и другие, нельзя иметь лидеров без последователей. В наиболее просвещенных организациях границы между ними могут быть почти незаметны.

Конечно, страны не существуют без главы государства. В Египте, похоже, эту роль пока возьмут на себя военные, и пока слишком рано говорить о том, является ли это благоприятным переходным процессом или зловещим. Но пока мир ждет, кто придет на смену поколениям авторитарного правления, стоит задуматься: почему мы считаем само собой разумеющимся, что наверху должен быть кто-то? Является ли это социальной конструкцией? Заложена ли она в нас? Что вы думаете?

Джимми Гутерман - старший редактор HBR.

Об авторе

Джимми Гутерман - старший редактор HBR.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться