Новое исследование о работающем родительстве: Мужчины более эгалитарны, женщины более реалистичны

В течение нескольких дней после рождения ребенка у Мариссы Майер я наблюдала возрождение - снова - дебатов о работающем родительстве, декретных отпусках и даже "детских шишках". У меня смешанные чувства по этому поводу.

Ситуация Майер крайне необычна. Короткий декретный отпуск может быть для нее относительно легким, отчасти потому, что она и ее супруг обладают большим богатством, и потому, что, будучи генеральным директором, Майер имеет значительную свободу действий в отношении того, как проводить свое время. Это не относится к большинству работающих женщин - или к большинству работающих мужчин.

И все же то, что совет директоров согласился нанять беременную Майер на должность генерального директора, является признаком реального прогресса в нашем коллективном понимании того, что возможно как для мужчин, так и для женщин. Решения, принятые советом директоров Yahoo и Майер, сигнализируют о чем-то важном для всех нас - о большей свободе. Этот эпизод в нашей социальной истории - лишь один из наглядных примеров множества новых возможностей, доступных людям, стремящимся вести жизнь, соответствующую их самым дорогим ценностям. Майер сделала свой выбор, и она смогла сделать его не только благодаря своим финансовым возможностям, но и потому, что ее выбор теперь легитимен в социальном и культурном плане. Даже пять лет назад это было бы не так.

Мы увидим больше новых возможностей, если верить моим исследованиям студентов Уортона (часть Уортонского проекта по интеграции работы и жизни). В 1992 году мы опросили более 450 студентов Уортона в момент их выпуска. Затем, в мае этого года, мы задали тот же набор вопросов студентам старших курсов Уортона 2012 года. В ходе опроса мы частично изучили отношение к отношениям между двумя карьерами. Мы спросили студентов, в какой степени они согласны с этими двумя утверждениями:

  • Отношения двух карьер лучше всего работают, когда один из партнеров более продвинут, чем другой.
  • Отношения двух карьер лучше всего работают, когда один из партнеров менее вовлечен в свою карьеру.

В 1992 году мужчины гораздо чаще соглашались с этими утверждениями, чем женщины. Наш предварительный анализ показывает, что в 2012 году, однако, наблюдается сближение взглядов на отношения двух карьер: Мужчины реже соглашаются с этими утверждениями, чем 20 лет назад, а женщины теперь чаще соглашаются; изменилось и то, и другое. По сравнению с выпускниками 20 лет назад, сегодняшние молодые мужчины более эгалитарны в своих взглядах, а женщины - менее, возможно, потому что они более реалистичны.

Сегодня мужчины и женщины чаще, чем предыдущее поколение, разделяют одни и те же ценности в отношении того, что нужно для того, чтобы отношения двух профессий были успешными. Одним из следствий этого вывода является большая солидарность между мужчинами и женщинами и, следовательно, большая гибкость в отношении ролей, которые мужчины и женщины могут законно занимать в обществе. В настоящее время существует большее чувство общей ответственности за домашнюю жизнь. Молодые мужчины осознают, что им приходится делать дома больше, чем делали их отцы, и современные молодые мужчины хотят этого. Исследование Эллен Галински о "новой мужской мистике" подтверждает эту тенденцию.

В нашем опросе мужчин и женщин также просили указать, насколько сильно они согласны с этими утверждениями:

  • Мужчинам легче совмещать работу и семью.
  • Стремление к карьере затруднит для меня возможность быть внимательным супругом или родителем.

В 1992 году мы не заметили разницы между мужчинами и женщинами в том, как они отвечали на эти вопросы, но в 2012 году мы обнаружили, что женщины чаще соглашаются с этими утверждениями, чем мужчины. Опять же, сегодня у женщин менее оптимистичный взгляд на то, что возможно. Как это может быть хорошей новостью?

Если раньше женщины стремились к иерархическому продвижению ниже, чем молодые мужчины, то сегодня эти стремления одинаковы у мужчин и женщин. Но семейные амбиции женщин (если их можно так назвать) сейчас ниже, чем 20 лет назад; так, в 1992 году 79% женщин, окончивших Уортон, заявили, что они определенно планируют иметь детей, в то время как в 2012 году такое заявление сделали только 42%. Сейчас существует большее осознание ограничений, и ожидания корректируются соответствующим образом. Звучит как уменьшение свободы, верно? Но, возможно, имея более четкое представление о том, что нас ждет в будущем, - а также имея более согласованные взгляды мужчин и женщин на ценность работы и воспитания детей, - люди будут предпринимать более целенаправленные и согласованные действия, чтобы разрушить установленный порядок и более успешно реализовать новые возможности.

Марисса Майер - всего лишь один очень удачливый человек. Но, будучи одновременно новым генеральным директором и новой матерью, она представляет собой нечто большее - новую перспективу того, что возможно. То, что ее выбор доступен ей, не означает, конечно, что такие возможности теперь есть у всех. Но ее выбор реален. Мы находимся на пороге появления новых моделей. Молодые люди будут все более активно участвовать в тщательном, сознательном и намеренном выборе своей роли.

Отношение меняется. Да, женщинам по-прежнему невероятно трудно пробиться в высшие слои общества, потому что на самых высоких уровнях это по-прежнему преимущественно мужской мир и потому что на женщин ложится всевозможное дополнительное бремя. И да, мужчинам все еще трудно, хотя и все более возможно, выбрать нетрадиционный путь отца-домоседа.

Но мы видим больше выраженной свободы, больше реалистичных целей и больше единства среди молодых мужчин и женщин, которые создают новые способы вести жизнь, соответствующую тому, кем они действительно хотят быть. И это хорошо.

Об авторе

Стюарт Д. Фридман - организационный психолог в Уортонской школе. Он является соавтором книги Parents Who Lead. Для получения дополнительной информации посетите сайт www.totalleadership.org, найдите его в Twitter @StewFriedman или на LinkedIn.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться