Я никогда не планировал снова и снова менять свою карьеру, в конце концов став свободным агентом. И все же оказалось, что вероятность того, что я вырвусь из корпоративной жизни, довольно высока - и что вы тоже можете это сделать.
Мое решение стать независимым было принято более десяти лет назад. Когда мой муж искал научную работу после защиты докторской диссертации, его выбор остановился на Бостоне и Сан-Антонио, причем оба города могли оборвать мою карьеру на Уолл-стрит. Благодаря моему рейтингу Institutional Investor и технологическим достижениям, сделавшим возможным виртуальное размещение, я смогла убедить Merrill Lynch разрешить мне работать из моего дома в Бостоне. Когда я покинул Merrill в 2005 году, большинство людей не знали, что я работал удаленно в течение четырех лет; за это время мой авторитет как аналитика действительно повысился.
Недавний глобальный спад ускорил растущую тенденцию к некоторому виду независимой работы. Конечно, это состояние "независимости" не всегда происходит по нашей воле. Увольнения происходят повсеместно. Рост производительности труда не всегда ведет к созданию новых рабочих мест. Несмотря на это, около 43 миллионов человек, или примерно 35%-40% частной рабочей силы в США, в настоящее время выполняют тот или иной вид заёмного труда; ожидается, что в течение десятилетия это число вырастет до 65-70 миллионов человек, что намного опережает темпы роста рабочей силы, составляющие 1%.
Еще глубже, согласно отчету MBO Partners "Состояние независимости в Америке", в США быстро растет подгруппа "независимых", под которыми MBO понимает людей, работающих более 15 часов в неделю, будь то фрилансер, подрядчик или владелец микробизнеса. Если отбросить около 25 миллионов человек, которые работают неполный рабочий день и потенциально являются неполной занятостью, то, по подсчетам MBO, в настоящее время насчитывается около 17 миллионов независимых работников. Ожидается, что к 2017 году их число увеличится до 23 миллионов, исходя из темпов роста в 6,3% в год, что в 6 раз превышает темпы роста рабочей силы. И это число может легко увеличиться до более чем 30 миллионов в следующем десятилетии, поскольку крупные и малые корпорации, а также правительство продолжают мигрировать в сторону заёмного труда и составляют 50% рабочей силы, по сравнению с 35-40% в настоящее время.
Но самое интересное, что независимость не обязательно навязывается людям. Из тех, кто стал независимым в 2012 году, 57% выбрали это. Еще более показательно то, что независимо от того, выбрали ли эти независимые люди этот путь по собственному желанию или нет, только 13% намерены вернуться к традиционной работе. Безусловно, так было и со мной. После ухода из Merrill Lynch я вместе с Клэем Кристенсеном основал компанию Rose Park Advisors, все больше приближаясь к независимости. Условия стартапа могут быть изнурительными, но вы в большей степени сами себе женщина - или мужчина.
Эта тенденция затрагивает все демографические группы. Миллениалы (поколение Y) в возрасте 21-32 лет, например, 40% говорят, что, скорее всего, выберут независимость по собственному желанию. 58% бумеров (возраст 50-66 лет) выбирают независимость. А поколение X (33-49 лет) наиболее склонно к независимости - 68% тех, кто ушел в инди, сделали это по собственному желанию, а не в результате нехватки или потери работы. Это растущее стремление к самостоятельности отражается в растущем количестве книг и блогов, посвященных смыслу работы и жизни, от Умайра Хаке до Кали Йост, от Гретхен Рубин до Джеймса Алтучера.
Привлекательность "человека из компании" практически исчезла, став причудливым пережитком. Прошли те времена, когда родители многих моих друзей работали в знаменитой лаборатории IBM в Альмадене. Гарантии занятости, пенсия, медицинские льготы, на которые мог рассчитывать сотрудник компании из поколения моих родителей, просто не существуют. Между тем, стигма самостоятельной работы практически исчезла. Стоит ли удивляться, что, покинув Rose Park в 2012 году, я не бросился обратно в объятия крупной корпорации, а, наоборот, еще больше продвинулся к абсолютно независимой и гибкой роли?
Не заблуждайтесь. По мере того как я вхожу в роль полноценного независимого человека - пишущего, выступающего, консультирующего - я часто испытываю страх. Более абстрактная личность, американские горки денежного потока, преследуемые предпринимательскими ошибками: соотношение P/E (puke to excitement), как описывает его генеральный директор Isis Хизер Кофлин (Heather Coughlin) и ее коллега по подрывной деятельности, может стать некомфортно высоким даже для такого адреналинового наркомана, как я. Но, увы, оценки подрывных компаний иногда трудно переварить. Возможности роста нелегко выразить количественно, поэтому на какое-то время оценка кажется завышенной.
Заметим также, что в случае личного подрыва успех - это самооценка удовлетворенности, как бы вы ее ни определяли. По данным MBO, 65% респондентов сообщают о своей высокой удовлетворенности по сравнению с 47% респондентов, работающих по традиционной схеме. Я нахожу, что это относится и ко мне. Несмотря на страх, который я иногда испытываю, в большинстве случаев мне приходится ущипнуть себя за то, что я так счастлив: Я могу работать где хочу, над чем хочу и с кем хочу. Я все так же усердно работаю, чтобы добиться успеха, но я действительно получаю от этого удовольствие. Получение зарплаты почти полностью зависит от моих заслуг, а не от политики. И сейчас, как никогда раньше, я знаю свою семью.
Перемены, которые меняют ландшафт американской трудовой жизни, стали минным полем для многих. Но они также делают возможным новый уровень гибкости в отношении работы и личной жизни, которого раньше не существовало. Возможно, вы выберете курс на независимую занятость. А может быть, вас заставят. В любом случае, предоставление свободы труда меняет американскую мечту, намекая на просторы фронтира по ту сторону промышленной революции. Там, где перемены связаны не только с финансовой прибылью, но и с радостью от освоения новых знаний. Где люди не только добывают еду на стол, но и имеют жизнь.
Об авторе
Уитни Джонсон - генеральный директор компании Disruption Advisors, занимающейся развитием талантов с помощью технологий, и автор книги Smart Growth: Как вырастить своих людей, чтобы вырастить свою компанию.
- Hbr.org
Поделиться