В зарубежной психологии непроизвольное запоминание рассматривалось как случайное запечатление объектов, попадающих в поле внимания, направленного на другие объекты.
Однако П.И. Зинченко, основываясь на том, что непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной деятельности, разработал методику исследования, которая позволяет выявить связь между различными видами деятельности и запоминанием.
Методика эксперимента
В двух опытах испытуемым предлагалось разложить 15 карточек с изображениями предметов и числами:
- Опыт 1: Карточки разделялись по содержанию (кухня, детская комната, сад, двор) или на группы по категориям. Числа на карточках не были частью задания.
- Опыт 2: Испытуемые должны были выложить карточки в рамку, расположив числа по возрастанию, либо накладывать карточки на квадратики с определенными значками (для дошкольников). Числа или значки были предметом деятельности, а изображения - фоновыми раздражителями.
Результаты
Эксперименты, проведенные с дошкольниками, школьниками и взрослыми, показали, что:
- В первом опыте (классификация предметов) запоминание изображений было значительно лучше, чем запоминание чисел.
- Во втором опыте (составление числового ряда или выкладывание значков) запоминание чисел или значков было значительно лучше, чем запоминание изображений.
Выводы
Эти данные указывают на то, что непроизвольное запоминание является продуктом деятельности, а не просто случайным запечатлением.
- Высокая продуктивность запоминания объекта, являющегося предметом деятельности, связана с активной работой мозга по его осмыслению и переработке.
- Низкая продуктивность запоминания объекта, выступающего как фоновый раздражитель, связана с отсутствием целенаправленной деятельности по отношению к нему.
Отсутствие внимания к объекту не может быть единственным объяснением результатов. Внимание само по себе является результатом деятельности, а не ее причиной.
Дополнительные опыты
В других экспериментах испытуемые должны были сопоставлять изображения по внешним признакам (начальная буква) и по смыслу (замок-ключ). Результаты показали, что запоминание было лучше в случае смыслового сопоставления, что опять же подчеркивает важность деятельности в процессе запоминания.
Запоминание фоновых раздражителей
Несмотря на то, что фоновые раздражители не были предметом деятельности, они все же могли запоминаться.
Это связано с кратковременными отвлечениями от основного задания, вызванными изменением ситуации, ошибками, или другими факторами.
Тенденция запоминания фоновых раздражителей
Запоминание фоновых раздражителей было более выражено у младших испытуемых (дошкольников и младших школьников), которые медленнее входили в ситуацию опыта и чаще отвлекались.
Значение исследования
Полученные результаты имеют важное значение для понимания процесса запоминания:
- Запоминание не сводится к простому запечатлению.
- Запоминание – это результат активной деятельности человека.
- Это положение имеет важное теоретическое значение для понимания сущности психики и сознания, опровергая эпифеноменалистические концепции, которые рассматривают психику как пассивное отражение действительности.
Критика традиционных теорий
Результаты исследования опровергают механистические и идеалистические представления старой ассоциативной психологии, которые рассматривают запоминание как результат пассивного запечатления объектов вне учета деятельности человека.
Формы непроизвольного запоминания
Исследование выявило две формы непроизвольного запоминания:
- Продукт целенаправленной деятельности: запоминание объекта, являющегося предметом деятельности.
- Продукт ориентировочных реакций: запоминание объекта, выступающего как фоновый раздражитель.
Случайное запоминание
Случайное запоминание, изучаемое зарубежными психологами, представляет собой лишь одну, неосновную форму непроизвольного запоминания.
Заключение
Непроизвольное запоминание, являющееся продуктом целенаправленной деятельности, является основной формой запоминания и имеет большое теоретическое и практическое значение.
Кратко: Исследование П.И. Зинченко доказало, что непроизвольное запоминание не является случайным процессом, а зависит от вида деятельности человека. Запоминание является продуктом активной работы мозга, направленной на осмысление и переработку информации.
Поделиться