Настоящая правда об общении с рекрутерами

Когда я только начинал свою карьеру рекрутера, я работал и обучался вместе с несколькими представителями «старой школы» найма, которые изучали основы подбора персонала еще до появления интернет-поиска и онлайн трудоустройства.

Их тогда называли «хэдхантерами», и у них возле телелофона стоял вращающийся каталог карточками, который назывался «Rolodex». Там были все, кого они знали. Термин «хэдхантер» означал, что они охотились лишь за топ-талантами – часто это были люди, которые работали на конкурентов – и, на самом деле, просто нанимали людей из одной компании в другую! Некоторые из лучших современных рекрутеров продолжают работать по этой схеме, выискивая самых талантливых через нетворкинг и личные контакты. И кто-то из них даже сравнивал себя с Джерри Макгуаяром, спортивным агентом, который работал с самыми талантливыми в своей сфере, и устраивал им лучшие сделки. Конечно, в современном жестком, переполненном кандидатами рынке труда, многие рекрутеры научились приспосабливаться к новым способам ведении бизнеса.

В противовес хэдхантерам есть молодые, менее опытные рекрутеры, которые никогда не обучались, как креативно искать (т.е. идентифицировать), и затем фактически нанимать (т.е. продавать возможность) так называемых «пассивных», занятых кандидатов, которые не ищут работу. Они лишь смотрят на резюме тех людей, которые отвечают на их онлайн объявления – активных соискателей, известных как «фрукт, который низко висит». Так как большинство компаний знают, как выполнять эти нехитрые манипуляции с наймом и собирать «низко висящие плоды», они не готовы платить таким рекрутерам за такую работу.

Но большинство современных профессионалов сферы найма находятся где-то посредине между этими двумя моделями. Как и в любой другой профессии, есть хорошие и плохие рекрутеры. Конечно, есть специалисты, которые врут, обманываю, предают, обещают то, что не могут выполнить, и сделают все возможное, чтобы закрыть вакансию и получить свои деньги. Я встречался с некоторыми такими людьми и их коэффициент продажности просто впечатляет!

К сожалению, те плохие рекрутеры очень негативно влияют на репутацию своей профессии. Но как их можно отличить? Да так же, как и в любых деловых отношениях, время все расставит на свои места, и вы увидите черты того человека, который работает с вами: честность, добросовестность, отзывчивость, искренность и т.д. Хороший специалист всегда с уважением относится к другим, а также заботиться о людях, которые работают вместе с ним. Они пытаются делать правильные вещи, учитывая интересы каждого – свои собственные, своих клиентов и кандидатов.

Существует много мифов и заблуждений о том, как работают рекрутеры, и как соискатели могут их лучше использовать в качестве ресурса. Те, кто ищут работу, на самом деле, не понимают, что делают наемщики, как им платят, на кого они работают, как к ним обратиться и какие вопросы можно задать. Как ветеран кадровой индустрии, я бы хотел помочь вам развеять некоторые мифы и дать несколько советов о том, как наилучшим образом использовать рекрутеров в качестве ресурса.

Итак, рекрутеры бывают разными. Есть рекрутеры (retained recruiters), которые работают на очень специализированные высокие должности и получают фиксированную плату за определенное количество высококвалифицированных кандидатов, не зависимо от того, возьмут их на работу или нет. Есть временные рекрутеры (temporary staffing, stuff augmentation), которые имеют дело в основном с краткосрочными контрактными заданиями для своих клиентов. Корпоративные, или внутренние рекрутеры (corporate, internal recruiters) работают непосредственно в компаниях, где есть открытые вакансии. И есть еще «3rd Party Agency Recruiters». И для целей этой статьи я сосредоточил внимание именно на этих рекрутерах – тех, которые работают на постоянных рабочих местах, как правило, по контракту. Эти специалисты по найму работают на независимые агентства, которые предоставляют свои услуги различным компаниям, которые нуждаются в помощи по заполнению открытых рабочих мест с очень специфическими требованиями. Они ищут кандидатов, которые соответствуют этим требованиям, и представляют только нескольких самых квалифицированных для своих клиентов. Они получают свои комиссионные только после того, как их кандидат получает работу и компания-клиент оплачивает услуги агентства. Это, как правило, процент от зарплаты за первый год работы их кандидата (20-25%, иногда больше, иногда меньше). Поэтому, они очень заинтересованы в том, чтобы договориться о самой высокой зарплате для потенциального работника, чью кандидатуру они представляют.

Миф: «Рекрутеры находят работу для других людей».

Не правда! Рекрутеры ищут людей для работы! Если вы подумаете, тогда поймете, что это совершенно разные вещи. Рекрутеры не получают деньги за кандидатов; они также не консультанты по вакансиям. Конечно, они «консультируют» кандидатов, которых они выбирают, помогают им улучшить их резюме, а также готовят их к интервью. Им платят их клиенты, для которых они ищут кандидатов (которых, как правило, очень трудно найти) на конкретные позиции с очень высокими (специфическими) требованиями. Поэтому, если вы случайно обратитесь к такому рекрутеру со своим невнятным резюме и просьбой о помощи, это вряд ли сработает, и большинство специалистов просто никак не отреагируют. Я каждую неделю получаю по два-три таких письма. Но, с другой стороны, если вы откликнитесь на объявление с вашим резюме и сообщением «я отвечаю всем вашим требованиям, которые вы перечислили», тогда у вас есть шанс. А еще лучше, если вы позвоните. Их цель – найти соответствие между вашими навыками и опытом для выполнения конкретной работы. Это то, за что им платят! Именно поэтому большинство рекрутеров не отвечают на звонки или электронные письма от кандидатов, которые не соответствуют всем требованиям. Для них время – это деньги, и они могут заработать их только в случае удачного найма!

Как лучше: обратиться непосредственно в компанию, или через рекрутера?

Ответ зависит от того, кого вы знаете в этой компании. Если вы сумели добраться до того, кто отвечает за принятие решений, и у вас есть какие-то личные взаимоотношения – тогда вперед! С другой стороны, если вы ни с кем не знакомы и разговариваете с рекрутером, у которого есть личные отношения с менеджером по найму, тогда предпочтение отдается рекрутеру! Конечно, нежелание многих компаний платить комиссионные рекрутерам может быть аргументом, но личные взаимоотношения всегда выигрывают. Большинство хороших специалистов по найму поддерживают отношения со своими клиентами в течение длительного периода времени. Эти отношения имеют неоценимое значение, так как вы получаете доверие и внимание лиц, которые отвечают за принятие решений. Они могут представить вас нужным людям. И это является одним из преимуществ использования хорошего рекрутера!

Отраслевые рекрутеры

Большинство рекрутеров специализируются в конкретной отрасли и занимаются поиском конкретных видов кандидатов. Некоторые из них более целенаправленны, чем другие. Например, он может специализироваться на найме IT-специалистов, и набирать персонал на все технические должности. Другие могут быть более узконаправленными, и заниматься поиском, например, только NET-программистов, или разработчиков Java, или только веб-дизайнеров и т.д. Я слышал о кадровых агентствах, которые сконцентрированы исключительно на узких отраслевых специальностях: HVAC-инженеры, профессионалы целлюлозно-бумажной промышленности, руководители гостиничной индустрии, корпоративные контролеры, техники-радиологи и т.д. Этот список может быть безграничен. Само собой разумеется, что отраслевые рекрутеры не хотят тратить свое время на разговоры с кандидатами, которые не соответствуют их нише. Соискатели, которые хотят найти рекрутера, чтобы работать с ним, должны сначала выяснить, на чем он, или его агентство специализируется, и лишь потом взять его в разработку.

Как рекрутеры находят кандидатов, которые соответствуют их требованиям?

Есть несколько способов. Они могут использовать сложные поисковики по ключевым словам, давать объявления на популярных сайтах, вести собственные базы данных, использовать соцсети и т.д. Им также не чуждо старомодное обзванивание людей из их отрасли, чтобы узнать, есть ли кто-то на примете, кто соответствует определенным требованиям. Это очень трудоемкий процесс, где один человек ведет к другому и т.д. Рекрутеры также собирают резюме потенциальных перспективных кандидатов, которые могут пригодиться им в будущем.

Как лучше всего использовать соискателю рекрутеров в качестве ресурса?

Попробуйте определить агентство, или конкретного рекрутера, который специализируется на вашей отрасли, и попадите к нему «в файл». Отправьте им свое резюме, чтобы оно попало в их электронную базу поиска, и когда появиться новая работа, они смогут вас там «найти». Вы, в свою очередь, должны регулярно проверять объявления этого агентства на сайте, а также самостоятельно искать себе подходящую вакансию. Если вы что-то нашли, тогда обратитесь в агентство и узнайте, кто из рекрутеров в офисе работает над этой категорией… и попытайтесь добраться до этого конкретного человека, чтобы донести ему о вашем соответствии данным требованиям. Само собой разумеется, что вы должны также следить за своими онлайн профилями (Monster, CareerBuilder, LinkedIn и т.д.) и их обновлением. Необходимо также максимально наполнять их «ключевыми словами», которые соответствуют вашей нише, потому что вы хотите, чтобы вас «можно было найти», когда рекрутер начнет свой поиск.

Какие вопросы нужно задать рекрутеру, который звонит вам насчет работы?

1. Для какой компании они набирает персонал? (Если вы уже обращались в эту организацию, тогда он, в большинстве случаев, не сможет представлять ваши интересы.) Выясните все, что рекрутер знает об этой компании. Если он не может сказать вам ее название, спросите почему. (Конечно, если это действительно «конфиденциальный» поиск, тогда все в порядке… но чаще всего это вопрос доверия, и отказ идентифицировать клиента может быть красным сигналом для того, кто ищет работу.)

2. Каковы требования к вакансии? Попросите отправить вам описание работы. Помогите специалисту по найму увидеть, насколько вы отвечаете этим требованиям (если это так на самом деле). Будьте честны касательно тех требований, по которым вы не подходите.

3. Какой диапазон зарплаты у этой должности? Вы должны быть честны и открыты касательно собственной истории заработной платы и того, сколько вы хотите получать. Если ваша история зарплаты и ожидания не совпадают с тем, что предлагает работодатель (или кажется нереальной), тогда рекрутер не будет рассматривать вашу кандидатуру. Нравится вам это или нет, но это главный фактор, по которому наемщики определяют, кого они будут представлять своему клиенту.

4. Какова история этой должности? (Новая или замена, и, в таком случае, что случилось с человеком, который ушел?)

5. Кто менеджер по найму и насколько хорошо рекрутер знает его? Каков их стиль управления? Какая культура компании? Можете ли вы получить какую-то внутреннюю информацию?

6. Сколько еще кандидатов этот рекрутер представляет на эту работу? Есть ли другие организации/специалисты по подбору персонала, которые также отправляют своих кандидатов?

7. Какое расписание найма у клиента? Какие шаги этого процесса – сколько телефонных интервью и собеседований должно быть, и с кем? Когда они хотят, чтобы человек начала работать? Как долго эта должность остается вакантной? Насколько высока степень «срочности» ее закрытия?

8. Какой следующий шаг? Отправит ли рекрутер информацию о вас своему клиенту, и если да, то когда? Когда вам стоит ожидать новостей от рекрутера?

Хорошие рекрутеры должны быть в состоянии ответить на все эти вопросы и многие другие. Если они не могут дать вам четких ответов, тогда, вероятно, они не знают хорошо своих клиентов, и подумайте, хотите ли вы, чтобы они были вашими представителями. Хорошие рекрутеры также должны быть в состоянии откорректировать ваше резюме, чтобы лучше соответствовать спецификации вакансии, а также подготовить к интервью, используя знания о компании и тех людях, которые принимают там решения. Он также поможет вам вести переговоры о зарплате, когда вам предложат работу. Настоящие профессионалы всегда выполняют то, что обещают, а также информируют вас о том, как продвигается процесс. Ожидайте хорошей коммуникации, и остерегайтесь тех, кто не отвечает на ваши звонки или электронные письма – это верный признак непрофессионализма, который, конечно, не ограничивается рекрутерами!

Кроме того, всегда проверяйте, чтобы рекрутер не мог предоставить ваше резюме любым компаниям без вашего ведома и одобрения. Хотите, верьте, хотите, нет, но такое случается очень часто. За эти годы я нанял много кандидатов, которые клялись, что они никогда даже не слышали о моем клиенте, который, в свою очередь, уже получил ранее их резюме от другого рекрутера! Мало того, что я выгляжу глупо в такой ситуации, но, что более важно, кандидат теряет шансы получить работу, потому что большинство компаний автоматически исключают любого претендента, которого представляют сразу несколько источников.

Что не нужно делать во время работы с рекрутерами…

1. Никогда не соглашайтесь платить любые деньги рекрутинговому агентству за его услуги, или любые будущие финансовые обязательства, например, если вы уйдет с работы до окончания определенного периода. Рекрутерам, которые просят денег у кандидатов, нельзя доверять. Бегите от них, не оглядываясь!

2. Никогда не делайте «конечный пробег» вокруг рекрутера, и обращайтесь непосредственно к работе, о которой он вам рассказал. Это крайне неэтично, и почти никогда не заканчивается хорошо. Если, с другой стороны, рекрутер не представляет вас компании-клиенту по любой причине, тогда у вас есть полное право обратиться непосредственно к этой организации.

3. Не подписывайте никаких документов, которые обещают «эксклюзивное представительство» этим рекрутером. У вас есть полное право работать с несколькими рекрутерами (если они не работают над одной и той же вакансией для одной и той же компании), и продолжать рассылать резюме в другие организации. Конечно, вы должны сообщать вашему рекрутеру о других вакансиях, на которые вы претендуете, особенно, если вы уже прошли интервью и близки к получению предложения о работе в другой компании.

4. Никогда не лгите менеджеру о своей квалификации, опыте, образовании, зарплате и о чем-то другом! Будьте честны обо всем, и ожидайте того же в ответ.

5. И, наконец, не связывайте все свои надежды получить работу только через рекрутера, независимо от того, насколько он хорош. Правда о работе с рекрутерами заключается в том, что если они могут быть отличным ресурсом… подавляющее большинство лиц, которые ищут сегодня работу, не получат свою новую работу через рекрутера. Соискатели должны сосредоточиться на своем собственном нетворкинге, чтобы добраться до тех лиц, которые принимают решения в интересующих их компаниях.

Первая публикация: 2014-11-13

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • michaelspiro.wordpress.com
Автор перевода: 
  • Татьяна Горбань
+1
0
-1
Аватар пользователя Anna Ryambova

Никогда не доверяла рекрутерам, специализирующимся на подборе персонала для всех подряд. Одно дело, когда специалист набирает кадры в конкретно-взятую организацию, что означает его прямую заинтересованность в выборе наилучшего кандидата. Совсем другое дело, когда хэдхантер пытается сорвать так называемые низковисящие фрукты для работы, и не может гарантировать при этом достойной оплаты или заявленных условий труда. Всегда предпочитала искать работу самостоятельно, это оптимальный вариант, так как общение происходит непосредственно с работодателем, где можно обсудить своё соответствие и те условия, которые предлагает руководитель.