Наблюдение за тем, как мудрые руководители справляются со сложностью

В ходе опроса, проведенного IBM в 2010 году среди более чем 1500 руководителей компаний по всему миру, 80% руководителей ожидают повышения сложности бизнеса в будущем, но менее половины из них уверены в том, что смогут справиться с этой сложностью. Сегодня бизнес-среда действительно стала умопомрачительно сложной из-за ускоряющейся глобализации и быстрых технологических изменений.

Одного интеллекта будет недостаточно, чтобы эффективно справляться с растущей сложностью. Скорее, лидерам нужна практическая мудрость - то есть набор новых способностей, которые позволят им увидеть потенциальную пользу в сложности и превратить сложность в возможность принести пользу своим организациям и обществу в целом.

Эти новые способности мудрого лидера включают в себя умение менять и расширять свою перспективу, соединяясь с благородной целью, и способность систематически принимать решения и действовать в соответствии с благородной целью. Благородная цель выходит за рамки личной выгоды и эго и позволяет человеку действовать подлинно и адекватно ради общего блага.

Джон Маки, соучредитель и генеральный директор компании Whole Foods Market, обнаружил свою благородную цель в самом начале жизни. В 1978 году, когда ему было всего 25 лет, Мэкки и его девушка заняли у родственников и друзей 45 000 долларов, чтобы открыть небольшой магазин натуральных продуктов в Остине, штат Техас. Со временем магазин расширился и стал общенациональной сетью супермаркетов, специализирующихся на натуральных и органических продуктах. В интервью нам Мэкки рассказал, что его благородная цель - создание более здорового и устойчивого общества - дала ему стойкость и силу духа для преодоления многочисленных личных и профессиональных препятствий, с которыми он столкнулся, когда расширял свой бизнес.

Благородная цель Мэкки также сформировала его целостную перспективу: он считает, что бизнес должен стремиться к созданию ценности для всех заинтересованных сторон, иметь моральное обязательство оказывать помощь обществу и быть экологически ответственным. На практике эта благородная цель воплощается в сильных ценностях, таких как уважение к людям, и высоких стандартах качества и устойчивости, которые пронизывают всю деловую практику Whole Foods - от поиска поставщиков до вовлечения сотрудников и обслуживания клиентов. Например, Whole Foods является активным сторонником органического сельского хозяйства и убежденным сторонником мелких фермеров. Whole Foods также поддерживает гуманные методы производства мяса и птицы, а в 2000 году компания представила первые экологически сертифицированные морепродукты, отмеченные знаком Морского попечительского совета "Рыба навсегда".

В нашем интервью Макки сказал, что, по его мнению, в последние десятилетия капитализм потерял этическую опору, и взрыв корпоративных скандалов является свидетельством этого дрейфа. Стремясь укрепить этические основы капитализма и восстановить связь корпораций с их благородной целью, в 2007 году Мэкки вместе с доктором Раджем Сисодиа из Университета Бентли инициировал движение за сознательный капитализм. Целью этого движения является формирование сообществ социально ответственных компаний с просвещенным руководством, которые руководствуются высшей целью и ориентацией на заинтересованные стороны. В последние годы движение за сознательный капитализм быстро росло и сейчас включает такие ведущие компании, как Whole Foods, Southwest Airlines, Google, Costco, Patagonia, UPS, Trader Joe's, Panera Bread и The Container Store. Основываясь на своем опыте, Мэкки и Сисодия в соавторстве написали книгу Сознательный капитализм, которая была опубликована в январе 2013 года.

Связавшись с благородной целью, вы сможете расширить свой кругозор и обрести этическую ясность - что может послужить компасом для навигации в сложной и изменчивой бизнес-среде. Следующим шагом будет использование этого компаса для систематического согласования всех ваших решений и действий с вашей благородной целью. Это четкое соответствие даст вам проницательность, смелость и сосредоточенность, чтобы делать "правильные вещи", а не беспокоиться о том, как сделать все "правильно".

Алан Малалли, генеральный директор компании Ford, - лидер, который последовательно принимает решения и действует в соответствии со своей благородной целью. Внимательно наблюдая за Малалли на протяжении последних двадцати лет на различных руководящих должностях, мы были поражены тем, как его системный и дальновидный взгляд на вещи информирует и формирует все его решения и действия.

Когда Малалли возглавил Ford в 2006 году, культовый автопроизводитель находился в затруднительном положении. Он неуклонно терял долю рынка и репутацию бренда и терпел глубокие убытки из-за обострения глобальной конкуренции. Моральный дух сотрудников падал, а компания в целом, казалось, потеряла чувство цели. После тщательной оценки сложного внутреннего и внешнего контекста Малалли принял смелое, но спорное решение заложить все активы Ford для получения кредита в размере 23,6 миллиарда долларов. Он считал, что такой кредит необходим для инвестиций в НИОКР и послужит "подушкой безопасности на случай рецессии или других неожиданных событий". Это решение подверглось критике со стороны многих, которые посчитали его неразумным, учитывая, что экономика в то время развивалась хорошо.

Но Малалли сохранил хладнокровие и остался на пути, который, по его мнению, был правильным для долгосрочного блага компании. "Мы должны сами распоряжаться своей судьбой", - отметил он. Два года спустя, в разгар рецессии, решение Малалли оказалось разумным. GM и Chrysler подали заявления о банкротстве и были вынуждены обратиться за помощью к правительству США. С другой стороны, Ford, благодаря кредиту, смог выдержать рецессию без привлечения федеральных фондов спасения и вышел из кризиса более сильным. По мнению DailyFinance, "последние несколько лет компания Ford показывает невероятно хорошие результаты - она производит хорошие автомобили, стабильно прибыльна, недавно восстановила свои дивиденды и проделала замечательную работу по погашению задолженности".

И Мэкки, и Малалли - умные люди. Но эти лидеры не полагаются только на свой интеллект, чтобы помочь своим организациям ориентироваться в сложной бизнес-среде, в которой они работают. Вместо этого они используют свою мудрость - то, что дает вам этическую ясность и чувство цели. Когда мудрость служит этическим компасом, интеллект может стать еще более мощным. Маки и Малалли применяют мудрость в своей повседневной работе, чтобы найти возможности в сложностях. Они не просто умные, но и мудрые лидеры.

Мудрое лидерство требует культивирования более широкой перспективы, проницательного реагирования на внешние события и действий из просвещенных собственных интересов для создания ценности как для акционеров, так и для общества. Можете ли вы вспомнить - или знаете - лидеров, которые демонстрируют практическую мудрость в своих повседневных действиях и решениях? Мы хотели бы услышать о них в комментариях ниже.

Об авторе

Прасад Кайпа и Нави Раджу являются соавторами готовящейся к выходу книги "От умного к мудрому: Действовать и руководить с мудростью. Кайпа - советник и тренер руководителей компаний, старший научный сотрудник Индийской школы бизнеса. Раджу - независимый консультант по стратегии и соавтор книги Jugaad Innovation. И Кайпа, и Раджу работают в Кремниевой долине.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться