Моральное лидерство, сформированное эволюцией человека

(Примечание редактора: Это сообщение является частью шестинедельной серии блогов о том, как лидерство может выглядеть в будущем. Разговоры, вызванные этими сообщениями, помогут сформировать повестку дня симпозиума на эту тему в июне 2010 года, который проведут Нитин Нохрия, Ракеш Хурана и Скотт Снук из HBS. На этой неделе в центре внимания: ценности.)

Все животные выживают, руководствуясь двумя врожденными побуждениями, или конечными мотивами. Это стремление добыть необходимые ресурсы и потомство, а также стремление защищать себя и свою собственность. Люди, как вид, эволюционировали, чтобы нуждаться в двух дополнительных драйвах, которые появляются у некоторых других млекопитающих, но полностью выражены только у людей - драйв к связям в доверительных, долгосрочных отношениях и драйв к пониманию - то есть, к обучению и творчеству.

Эти два уникально человеческих влечения развились благодаря дарвиновским механизмам полового отбора и отбора социальных групп, а также более известному механизму естественного отбора. (Половой отбор происходит, когда подбираются пары, повышающие выживаемость на индивидуальном уровне; а групповой отбор происходит для повышения выживаемости на уровне группы). Хорошие лидеры держат эти четыре влечения в динамическом равновесии, взвешивая и уравновешивая конфликтующие требования, полагаясь на замечательную префронтальную кору человеческого мозга, даже когда соответствующая информация (культурные мемы, навыки и личные знания) по мере необходимости поступает в префронтальную кору из неокортекса. Этот мозг можно рассматривать как гибкий, решающий проблемы механизм, способный к хорошему или моральному лидерству - как, к сожалению, и к слишком плохому, ошибочному и даже злому лидерству (вспомните Гитлера).

Идея морали в настоящее время переходит из разряда религиозных или философских идей в научную конструкцию с важными последствиями для бизнеса и лидерства. Согласно Дарвину, "любое животное, наделенное хорошо выраженными социальными инстинктами (связями), неизбежно приобрело бы моральное чувство совести, как только его интеллектуальные способности (понимание) стали бы так же или почти так же хорошо развиты, как у человека."

После того, как он назвал Золотое правило "основой всей морали", он продолжил: "Из всех различий между человеком и низшими животными моральное чувство совести, безусловно, является самым важным". Это означает, что у всех людей есть врожденная совесть, из которой можно логически вывести конкретные правила поведения на основе четырех влечений и Золотого правила.

Какое поведение будет способствовать реализации этих четырех влечений в мозгу других людей (например, ваших сотрудников), не игнорируя при этом ваши собственные влечения? Я вывел следующие предварительные правила в своей статье 2002 года "Биологическая основа морали?", и эти врожденные правила были в значительной степени эмпирически подтверждены в книге Хаузера Moral Minds 2006 года.

В отношении стремления другого к приобретению:

  • Увеличить возможности другого в приобретении необходимых ресурсов.

В отношении стремления другого к связям:

  • Выполнять обещания, а не нарушать их.
  • Стремиться к честному обмену, а не к обману.

В отношении стремления другого к пониманию:

  • Говорите правду, а не ложь.
  • Делитесь полезной информацией и знаниями, а не утаивайте их.
  • Уважайте убеждения других, даже если вы с ними не согласны, а не высмеивайте их.

В честь стремления другого защищать:

  • Помогать защищать другого, его близких и имущество.
  • Выявлять и наказывать мошенников.

Четыре драйва, если выразить их существительными, а не глаголами, дают четыре основные ценности: процветание, мир (доверие), знание и справедливость (безопасность). Как и в случае с дисками, лучшие лидеры заботятся обо всех четырех ценностях одновременно для множества заинтересованных сторон. Эта задача сложна и трудна, но именно для нее наш высокоразвитый мозг обладает уникальными возможностями. Например, Кеннет Айверсон, основатель компании Nucor, создал организацию, которая приносила значительную прибыль, развивала высокий уровень доверия и сотрудничества, стимулировала организационное обучение и защищала от корпоративных хищников, став при этом крупнейшим производителем стали в США. О таком руководителе, который способен поддерживать баланс всех этих ценностей, можно сказать, что он обладает мудростью.

В противоположность этому, плохие руководители делают упор на одну ценность (прибыль), а не на все остальные. Рассмотрим недавний пример Дона Бланкеншипа, генерального директора Massey Energy, чей акцент на максимизации прибыли, очевидно, был сделан в ущерб безопасности, доверию и обучению.

В моей готовящейся к изданию книге Driven to Lead: Good, Bad and Misguided Leadership, моя аргументация вокруг конструкции драйвов ставит в центр внимания действия, лидерские действия. Построение аргументации этой статьи в блоге вокруг ценностей фокусирует внимание на том, куда пытаются двигаться люди - к большей реализации вечных ценностей, которые никогда не могут быть полностью реализованы, но которые можно приблизительно измерить, чтобы судить о прогрессе или регрессе.

Я считаю, что комплексная теория человеческого поведения, в значительной степени основанная на идеях, заложенных во второй эпической книге Дарвина "Происхождение человека", может поддержать теорию лидерства, которая поддается проверке и помогает нам лучше предсказывать события и результаты.

Пол Р. Лоуренс - почетный профессор организационного поведения Уоллеса Бретта Донхэма в Гарвардской школе бизнеса.

(Примечание редактора: эта заметка является частью шестинедельной серии блогов о том, как лидерство может выглядеть в будущем. Разговоры, вызванные этими сообщениями, помогут сформировать повестку дня симпозиума на эту тему в июне 2010 года, который проведут Нитин Нохрия, Ракеш Хурана и Скотт Снук из HBS. На этой неделе в центре внимания: ценности.)

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться