В прошлый раз мы рассмотрели Корпоративно-системные стимулы, теперь остановимся на социально-психологических.
Используемые сокращения (по Герчикову)
- ПА - патриотический
- ХО - хозяйский
- ИН - инструментальный
- ПР -профессиональный
- ЛЮ - люмпенизированный
II. Социально-психологические
1- признание
Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания
Какие проблемы может решить:
- Снижение лояльности работников по отношению к организации;
- Уменьшение инновационной активности сотрудников;
- Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством;
- Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
- Высокая текучесть кадров;
- Снижение производительности труда.
Условия применения
- В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
- Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем;
- Примеры поведения образцовых сотрудников должны внушать доверие в организации;
- «Арбитры», выносящие решение о поощрении, должны пользоваться доверием;
- Наличие системы коммуникаций, разъясняющей суть программы до и после принятия решения о поощрении;
- Продуманная форма;
- В словах признания не должна использоваться никакая критика.
«+»
- Удержание сотрудников на рынке с высоким спросом на рабочую силу;
- Может применяться по отношению к большинству сотрудников;
- Наличие образцов для подражания, получивших общественное признание, может послужить стимулом для будущего поведения других сотрудников;
- Стимулирование творческого потенциала работников
- Практически не требует затрат.
Проблемы внедрения
- Поощрение неправильного отношения к работе;
- Поощрение слабых или неверных результатов;
- Применение нематериальных программ вместо материальных.
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - ПА
- Применима - ПР
- Нейтральна – ИН, ХО, ЛЮ
- Запрещена - нет
а) личная похвала
В чем выражается: Признание, выраженное работнику наедине или в письменном виде без церемонии вручения
«+»
- Стимулирует творческий потенциал работников;
- Не требует никаких затрат и подготовительных мероприятий
«-»
- Слишком частая или однообразная может демотивировать
Примеры стимулов
- Устная похвала непосредственного руководителя;
- Письменная похвала непосредственного руководителя в виде записки или электронного письма;
- Благодарственное письмо сотруднику с отправкой копии вышестоящему руководству;
- Изготовление именных визиток, ежедневников и т. д. с корпоративной символикой;
- Благодарность в приказе;
- Почетная грамота;
- Благодарность в стихах;
- Визит знаменитости/ужин со знаменитостью.
б) общественное признание
Признание, выраженное публично с проведением соответствующей церемонии
Примеры стимулов
- Наименование должностей;
- Предоставление знаков отличий, иногда уникальных;
- Обед (ужин, поход в ресторан) в компании директоров, с семьей учредителя;
- Размещение фотографии сотрудника на сайте компании, в ее коридорах, на Доске почета и т.д.;
- Изготовление рекламной продукции с изображением или именами сотрудников;
- Упоминание личных достижений в годовом отчете компании;
- Приглашение родственников сотрудника на годовой отчет;
- Отмечание успехов (гудок сирены; звонок в колокол после получения определенной суммы прибыли; праздник по окончании финансового года).
- Право символического разрезания ленточки, первого входа в новый офис, первого тестирования нового продукта и т.д.;
- Право приглашения друзей, близких для разового обслуживания в компании;
- Лучшее место для парковки.
2 – подарки за высокие результаты работы и творческие достижения
Условия применения
- В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
- Четко прописанная «иерархия» в зависимости от достижения;
- Усиливает ценность неформальный характер подарка: личная подпись на нем Генерального директора, выгравированное на нем имя сотрудника;
- Подарок должен быть чем-то запоминающимся, в идеале он должен храниться в семье получателя как ценная реликвия.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
- Использование в качестве подарка неподходящих предметов (слишком дешевых; не отвечающих потребностям сотрудников; уцененный товар, который производит/продает фирма и т. д.);
- Необходимость платить налоги за подарки (подобные выплаты работодатель должен брать на себя).
«+»
- Поощрение, которое будет постоянно «напоминать» о себе
Проблемы внедрения
- Формальный характер, не учитывающий особенности и пристрастия сотрудника;
- Необходимо тщательно продумывать кому и какой подарок будет уместен
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - ПА
- Применима – ИН, ПР, ЛЮ
- Нейтральна – ХО
- Запрещена - нет
Примеры стимулов
- Сувениры;
- Книги;
- Букет цветов (с доставкой в офис или на дом);
- Корзина фруктов или сладостей (с доставкой в офис или на дом);
- Бутылка вина или шампанского;
- Билеты в театр, кино, на концерт или спортивное мероприятие;
- Купоны на посещение ресторана, массажного кабинета и т. д.;
- Подарочные сертификаты на покупки;
- Сертификаты на дни впечатлений;
- Подарки по каталогу на основе заработанного количества очков;
- Поездка куда-либо на двоих;
- Выходные в отеле на двоих;
- Безделушки, привезенные руководителем из командировок.
3 – стимулирование ответственностью
В чем выражается
Подчеркивание заслуг работника с помощью возложения дополнительной ответственности или заданий повышенного уровня.
Какие проблемы может решить
- Уменьшение инновационной активности сотрудников;
- Снижение производительности труда;
- Невозможность карьерного роста сотрудников в пределах организации.
Условия применения
- В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
- Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Высокая текучесть кадров
«+»
- Стимулирует творческий потенциал работников;
- Позволяет решать вопрос карьерного и профессионального роста ценных сотрудников.
«-»
- Является внутренне ограниченным видом стимулирования: в организации не так много должностей, на которых возможно расширение полномочий;
- Не все люди способны руководить и брать на себя ответственность и не все к этому стремятся;
- Возложение новых обязанностей требует дополнительных затрат на подготовку специалиста.
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - ХО
- Применима – ИН, ПР
- Нейтральна – ПА
- Запрещена - ЛЮ
Примеры стимулов
- Обслуживание VIP-клиентов.
- Право участия в ежемесячных совещаниях на высшем уровне.
4 – возможность напрямую обращаться к руководству
В чем выражается: Предоставление сотрудникам возможности обращаться к руководству минуя формальные процедуры
Какие проблемы может решить
- Снижение лояльности работников по отношению к организации (может помочь улучшить ситуацию в случае наличия у руководства необходимых коммуникативных навыков);
- Возрастание количество конфликтных ситуаций между работниками и руководством;
- Искажение предоставляемой высшему руководству информации менеджерами среднего звена.
Условия применения
- Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем;
- Невозможность наказания сотрудника за контакт с высшим руководством со стороны линейных менеджеров.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Снижение лояльности работников по отношению к организации (ухудшит ситуацию в случае, если руководство не обладает необходимыми коммуникативными навыками и эмоциональной гибкостью).
«+»
- Получение информации высшим руководством «из первых рук»;
- Возможность внедрения изобретений и инноваций минуя долгую бюрократическую процедуру.
«-»
- Возможность использования данного канала связи для сведения счетов.
Проблемы внедрения
- Технические сложности;
- Нехватка времени у руководителя на ознакомление с обращениями и обратную связь
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - ХО
- Применима – ИН, ПР, ПА
- Нейтральна – нет
- Запрещена - ЛЮ
Примеры стимулов
- Голосовая почта руководства, доступная всем подчиненным;
- Совместные трапезы руководства и подчиненных.
5 – комфортное рабочее место
В чем выражается: Предоставление работникам удобного и оснащенного необходимой техникой рабочего места, использование эргономичной мебели, соблюдение всех норм охраны труда и т. п. действия, направленные на сохранение здоровья сотрудников.
Какие проблемы может решить
- Уменьшение инновационной активности сотрудников;
- Снижение производительности труда;
- Высокая заболеваемость среди персонала.
Условия применения
- Предоставление комфортных условий всем сотрудникам;
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Предоставление комфортных условий только высшему менеджменту или отдельным категориям работников;
«+»
- Стимулирование творческого потенциала работников;
- Сокращение затрат на оплату больничных листов;
- Повышение производительности труда.
Проблемы внедрения
- Дороговизна
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая – ПР
- Применима – ИН, ЛЮ
- Нейтральна – ПА, ХО
- Запрещена - нет
Примеры стимулов
- Переоснащение офиса;
- Разрешение подчиненным украшать рабочие места фотографиями близких и т. д.;
- Выделение небольших сумм на покупку подчиненными безделушек и конфет на свой вкус;
- Возможность взять в командировку супруга/супругу.
6 – условия для релаксации
В чем выражается: Предоставление возможности сотрудникам для восстановления сил в течение рабочего дня.
Какие проблемы может решить
- Уменьшение инновационной активности сотрудников;
- Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством;
- Снижение производительности труда;
- Рост заболеваемости.
Условия применения
- Удовлетворенность первичных потребностей работников
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Неудовлетворенность первичных потребностей сотрудников
«+»
- Стимулирование творческого потенциала работников;
- Сокращение затрат на оплату больничных листов;
- Улучшение микроклимата в коллективе
«-»
- Некоторые категории работников без должного контроля могут начать злоупотреблять «релаксацией»
Проблемы внедрения
- Необходимо специальное помещение для организации;
- Необходим специалист для проведения или, по крайней мере, консультант при организации
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - нет
- Применима – ПР
- Нейтральна – ИН, ПА, ХО
- Запрещена - ЛЮ
Примеры стимулов
- Комнаты отдыха;
- Мероприятия с абсурдными конкурсами (лучший пузырь из жевательной резинки, соревнования по прыжкам на одной ноге);
- Медицинский центр с услугами массажа, массажа биологически активных точек, хиропрактики, фитотерапией, сеансы йоги
7 – признание ошибок руководства
Какие проблемы может решить
- Снижение лояльности работников по отношению к организации (может помочь улучшить ситуацию в случае наличия у руководства необходимых коммуникативных навыков);
- Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством.
Условия применения
- Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем;
- Действовать необходимо на опережение, откровенно, с чувством юмора.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
- Снижение лояльности работников по отношению к организации (ухудшит ситуацию в случае, если руководство не обладает необходимыми коммуникативными навыками и эмоциональной гибкостью);
- Низкий культурный уровень сотрудников.
«+»
- Возрастание доверия к руководству;
- Возможны предложения по улучшению ситуации.
«-»
- Падение авторитета руководителей (при ошибках исполнения)
Проблемы внедрения
- Психологическая неготовность как руководителей, так и трудового коллектива.
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - нет
- Применима – ПР, ПА, ХО
- Нейтральна – ИН
- Запрещена - ЛЮ
8 – участие в делах муниципального образования и/или благотворительность
В чем выражается: Участие сотрудников в благоустройстве территории, благотворительных акциях, вовлечение в волонтерское движение. К сожалению, данный вид деятельности не рассматривается большинством россиян как стимул, напротив, многие понимают труд на общественное благо как «принудиловку», неоплаченную работу. Поэтому пользоваться данным методом нужно осторожно.
Какие проблемы может решить
- Отсутствие морального удовлетворения от основной работы;
- Придание жизни дополнительных смыслов;
- Смена видов деятельности – лучший отдых.
Условия применения
- Добровольность;
- Неформальный характер;
- Обязательное неформальное участие в акциях высшего менеджмента и руководящего состава.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Активное сопротивление коллектива
«+»
- Моральное удовлетворение;
- Сплочение коллектива.
«-»
Проблемы внедрения
- Сопротивление и непонимание персонала;
- Необходимость долгой подготовительной компании, «моральная» подготовка коллектива
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - нет
- Применима - ПА
- Нейтральна – ПР
- Запрещена – ИН, ХО, ЛЮ
Примеры стимулов
- Участие в благотворительных акциях;
- Участие в благоустройстве территории;
- Благотворительный взнос от имени сотрудника.
В следующий раз рассмотрим социально-бытовые стимулы
Поделиться