Методические рекомендации по внедрению нематериального стимулирования: Социально-психологические

В прошлый раз мы рассмотрели Корпоративно-системные стимулы, теперь остановимся на социально-психологических.

Используемые сокращения (по Герчикову)

  • ПА - патриотический
  • ХО - хозяйский
  • ИН - инструментальный
  • ПР -профессиональный
  • ЛЮ - люмпенизированный

II. Социально-психологические

1- признание

Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания

Какие проблемы может решить:

  • Снижение лояльности работников по отношению к организации;
  • Уменьшение инновационной активности сотрудников;
  • Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством;
  • Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
  • Высокая текучесть кадров;
  • Снижение производительности труда.

Условия применения

  • В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
  • Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем;
  • Примеры поведения образцовых сотрудников должны внушать доверие в организации;
  • «Арбитры», выносящие решение о поощрении, должны пользоваться доверием;
  • Наличие системы коммуникаций, разъясняющей суть программы до и после принятия решения о поощрении;
  • Продуманная форма;
  • В словах признания не должна использоваться никакая критика.

«+»

  • Удержание сотрудников на рынке с высоким спросом на рабочую силу;
  • Может применяться по отношению к большинству сотрудников;
  • Наличие образцов для подражания, получивших общественное признание, может послужить стимулом для будущего поведения других сотрудников;
  • Стимулирование творческого потенциала работников
  • Практически не требует затрат.

Проблемы внедрения

  • Поощрение неправильного отношения к работе;
  • Поощрение слабых или неверных результатов;
  • Применение нематериальных программ вместо материальных.

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - ПА
  • Применима - ПР
  • Нейтральна – ИН, ХО, ЛЮ
  • Запрещена - нет

а) личная похвала

В чем выражается: Признание, выраженное работнику наедине или в письменном виде без церемонии вручения

«+»

  • Стимулирует творческий потенциал работников;
  • Не требует никаких затрат и подготовительных мероприятий

«-»

  • Слишком частая или однообразная может демотивировать

Примеры стимулов

  • Устная похвала непосредственного руководителя;
  • Письменная похвала непосредственного руководителя в виде записки или электронного письма;
  • Благодарственное письмо сотруднику с отправкой копии вышестоящему руководству;
  • Изготовление именных визиток, ежедневников и т. д. с корпоративной символикой;
  • Благодарность в приказе;
  • Почетная грамота;
  • Благодарность в стихах;
  • Визит знаменитости/ужин со знаменитостью.

б) общественное признание

Признание, выраженное публично с проведением соответствующей церемонии

Примеры стимулов

  • Наименование должностей;
  • Предоставление знаков отличий, иногда уникальных;
  • Обед (ужин, поход в ресторан) в компании директоров, с семьей учредителя;
  • Размещение фотографии сотрудника на сайте компании, в ее коридорах, на Доске почета и т.д.;
  • Изготовление рекламной продукции с изображением или именами сотрудников;
  • Упоминание личных достижений в годовом отчете компании;
  • Приглашение родственников сотрудника на годовой отчет;
  • Отмечание успехов (гудок сирены; звонок в колокол после получения определенной суммы прибыли; праздник по окончании финансового года).
  • Право символического разрезания ленточки, первого входа в новый офис, первого тестирования нового продукта и т.д.;
  • Право приглашения друзей, близких для разового обслуживания в компании;
  • Лучшее место для парковки.         

     

2 – подарки за высокие результаты работы и творческие достижения

Условия применения

  • В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
  • Четко прописанная «иерархия» в зависимости от достижения;
  • Усиливает ценность неформальный характер подарка: личная подпись на нем Генерального директора, выгравированное на нем имя сотрудника;
  • Подарок должен быть чем-то запоминающимся, в идеале он должен храниться в семье получателя как ценная реликвия.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
  • Использование в качестве подарка неподходящих предметов (слишком дешевых; не отвечающих потребностям сотрудников; уцененный товар, который производит/продает фирма и т. д.);
  • Необходимость платить налоги за подарки (подобные выплаты работодатель должен брать на себя).

«+»

  • Поощрение, которое будет постоянно «напоминать» о себе

Проблемы внедрения

  • Формальный характер, не учитывающий особенности и пристрастия сотрудника;
  • Необходимо тщательно продумывать кому и какой подарок будет уместен

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - ПА
  • Применима – ИН, ПР, ЛЮ
  • Нейтральна –  ХО
  • Запрещена - нет

Примеры стимулов

  • Сувениры;
  • Книги;
  • Букет цветов (с доставкой в офис или на дом);
  • Корзина фруктов или сладостей (с доставкой в офис или на дом);
  • Бутылка вина или шампанского;
  • Билеты в театр, кино, на концерт или спортивное мероприятие;
  • Купоны на посещение ресторана, массажного кабинета и т. д.;
  • Подарочные сертификаты на покупки;
  • Сертификаты на дни впечатлений;
  • Подарки по каталогу на основе заработанного количества очков;
  • Поездка куда-либо на двоих;
  • Выходные в отеле на двоих;
  • Безделушки, привезенные руководителем из командировок.

3 – стимулирование ответственностью

В чем выражается

Подчеркивание заслуг работника с помощью возложения дополнительной ответственности или заданий повышенного уровня.

Какие проблемы может решить

  • Уменьшение инновационной активности сотрудников;
  • Снижение производительности труда;
  • Невозможность карьерного роста сотрудников в пределах организации.

Условия применения

  • В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
  • Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Высокая текучесть кадров

«+»

  • Стимулирует творческий потенциал работников;
  • Позволяет решать вопрос карьерного и профессионального роста ценных сотрудников.

«-»

  • Является внутренне ограниченным видом стимулирования: в организации не так много должностей, на которых возможно расширение полномочий;
  • Не все люди способны руководить и брать на себя ответственность и не все к этому стремятся;
  • Возложение новых обязанностей требует дополнительных затрат на подготовку специалиста.

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - ХО
  • Применима – ИН, ПР
  • Нейтральна – ПА
  • Запрещена - ЛЮ

Примеры стимулов

  • Обслуживание VIP-клиентов.      
  • Право участия в ежемесячных совещаниях на высшем уровне. 

4 – возможность напрямую обращаться к руководству

В чем выражается: Предоставление сотрудникам возможности обращаться к руководству минуя формальные процедуры

Какие проблемы может решить

  • Снижение лояльности работников по отношению к организации (может помочь улучшить ситуацию в случае наличия у руководства необходимых коммуникативных навыков);
  • Возрастание количество конфликтных ситуаций между работниками и руководством;
  • Искажение предоставляемой высшему руководству информации менеджерами среднего звена.

Условия применения

  • Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем;
  • Невозможность наказания сотрудника за контакт с высшим руководством со стороны линейных менеджеров.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Снижение лояльности работников по отношению к организации (ухудшит ситуацию в случае, если руководство не обладает необходимыми коммуникативными навыками и эмоциональной гибкостью).

«+»

  • Получение информации высшим руководством «из первых рук»;
  • Возможность внедрения изобретений и инноваций минуя долгую бюрократическую процедуру.

«-»

  • Возможность использования данного канала связи для сведения счетов.

Проблемы внедрения

  • Технические сложности;
  • Нехватка времени у руководителя на ознакомление с обращениями и обратную связь

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - ХО
  • Применима – ИН, ПР, ПА
  • Нейтральна – нет
  • Запрещена - ЛЮ

Примеры стимулов

  • Голосовая почта руководства, доступная всем подчиненным;
  • Совместные трапезы руководства и подчиненных.

5 – комфортное рабочее место

В чем выражается: Предоставление работникам удобного и оснащенного необходимой техникой рабочего места, использование эргономичной мебели, соблюдение всех норм охраны труда и т. п. действия, направленные на сохранение здоровья сотрудников.

Какие проблемы может решить

  • Уменьшение инновационной активности сотрудников;
  • Снижение производительности труда;
  • Высокая заболеваемость среди персонала.

Условия применения

  • Предоставление комфортных условий всем сотрудникам;

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Предоставление комфортных условий только высшему менеджменту или отдельным категориям работников;

«+»

  • Стимулирование творческого потенциала работников;
  • Сокращение затрат на оплату больничных листов;
  • Повышение производительности труда.

Проблемы внедрения

  • Дороговизна

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая – ПР
  • Применима – ИН, ЛЮ
  • Нейтральна – ПА, ХО
  • Запрещена - нет

Примеры стимулов

  • Переоснащение офиса;
  • Разрешение подчиненным украшать рабочие места фотографиями близких и т. д.;
  • Выделение небольших сумм на покупку  подчиненными безделушек и конфет на свой вкус;
  • Возможность взять в командировку супруга/супругу.

6 – условия для релаксации

В чем выражается: Предоставление возможности сотрудникам для восстановления сил в течение рабочего дня.

Какие проблемы может решить

  • Уменьшение инновационной активности сотрудников;
  • Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством;
  • Снижение производительности труда;
  • Рост заболеваемости.

Условия применения

  • Удовлетворенность первичных потребностей работников

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Неудовлетворенность первичных потребностей сотрудников

«+»

  • Стимулирование творческого потенциала работников;
  • Сокращение затрат на оплату больничных листов;
  • Улучшение микроклимата в коллективе

«-»

  • Некоторые категории работников без должного контроля могут начать злоупотреблять «релаксацией»

Проблемы внедрения

  • Необходимо специальное помещение для организации;
  • Необходим специалист для проведения или, по крайней мере, консультант при организации

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - нет
  • Применима – ПР
  • Нейтральна – ИН, ПА, ХО
  • Запрещена - ЛЮ

Примеры стимулов

  • Комнаты отдыха;
  • Мероприятия с абсурдными конкурсами (лучший пузырь из жевательной резинки, соревнования по прыжкам на одной ноге);
  • Медицинский центр с услугами массажа, массажа биологически активных точек, хиропрактики, фитотерапией, сеансы йоги

7 – признание ошибок руководства

Какие проблемы может решить

  • Снижение лояльности работников по отношению к организации (может помочь улучшить ситуацию в случае наличия у руководства необходимых коммуникативных навыков);
  • Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством.

Условия применения

  • Максимально открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней, доведение во всех сотрудников максимума информации о происходящем;
  • Действовать необходимо на опережение, откровенно, с чувством юмора.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
  • Снижение лояльности работников по отношению к организации (ухудшит ситуацию в случае, если руководство не обладает необходимыми коммуникативными навыками и эмоциональной гибкостью);
  • Низкий культурный уровень сотрудников.

«+»

  • Возрастание доверия к руководству;
  • Возможны предложения по улучшению ситуации.

«-»

  • Падение авторитета руководителей (при ошибках исполнения)

Проблемы внедрения

  • Психологическая неготовность как руководителей, так и трудового коллектива.

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - нет
  • Применима – ПР, ПА, ХО
  • Нейтральна – ИН
  • Запрещена - ЛЮ

8 – участие в делах муниципального образования и/или благотворительность

В чем выражается: Участие сотрудников в благоустройстве территории, благотворительных акциях, вовлечение в волонтерское движение. К сожалению, данный вид деятельности не рассматривается большинством россиян как стимул, напротив, многие понимают труд на общественное благо как «принудиловку», неоплаченную работу. Поэтому пользоваться данным методом нужно осторожно.

Какие проблемы может решить

  • Отсутствие морального удовлетворения от основной работы;
  • Придание жизни дополнительных смыслов;
  • Смена видов деятельности – лучший отдых.

Условия применения

  • Добровольность;
  • Неформальный характер;
  • Обязательное неформальное участие в акциях высшего менеджмента и руководящего состава.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Активное сопротивление коллектива

«+»

  • Моральное удовлетворение;
  • Сплочение коллектива.

«-»

Проблемы внедрения

  • Сопротивление и непонимание персонала;
  • Необходимость долгой подготовительной компании, «моральная» подготовка коллектива

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - нет
  • Применима - ПА
  • Нейтральна – ПР
  • Запрещена – ИН, ХО, ЛЮ

Примеры стимулов

  • Участие в благотворительных акциях;
  • Участие в благоустройстве территории;
  • Благотворительный взнос от имени сотрудника.

В следующий раз рассмотрим социально-бытовые стимулы

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 

Поделиться