Маленькие действия делают великих лидеров

Лидерству традиционно учили как набору больших действий, таких как трудный разговор или наставничество. В действительности, эффективное руководство - это комплексная деятельность, в которой человек делает много вещей одновременно. Один из способов научиться делать это лучше - думать о лидерстве как о серии небольших действий, которые отрабатываются на практике, а затем тщательно упорядочиваются и переплетаются во время взаимодействия. Например, вместо того чтобы думать о чем-то как о "трудном разговоре", лидер может стремиться обезоружить, затем показать признательность, затем обратиться к ценностям. Исследования выявили 25 таких действий, и умение применять их в нужных обстоятельствах может помочь стать лучшим лидером.

Джули, химик-органик, занималась исследованиями лекарств в лаборатории. Ее начальник, Гордон, был известным ученым, но очень темпераментным. Однажды она зашла в кабинет Гордона, чтобы попросить его высказать свое мнение о проекте научной статьи, которую они готовили в соавторстве. Эта работа представляла собой месяцы напряженной исследовательской работы. Гордон сказал ей, что это "худший кусок мусора", который он когда-либо видел.

Джули ответила: "Гордон, я ничуть не удивлена тем, что вы считаете эту работу мусором. Честно говоря, у меня было точно такое же чувство, когда я ее писала. Мне казалось, что я бессвязно говорю. Я всегда поражаюсь, когда читаю ваши статьи, потому что они такие невероятно ясные и понятные. Собственно, это одна из причин, по которой я хотел работать с вами и почему я был так взволнован, когда вы предложили мне должность прошлой осенью. Результаты нашего исследования могут быть чрезвычайно важными, и я знаю, что если статья будет хорошо написана, она может оказать огромное влияние. Возможно, статья уже не подлежит ремонту, но мне интересно, есть ли у вас какие-либо предложения о том, как я могу сделать ее лучше. Я хочу научиться у вас как можно большему.*

Настроение Гордона, казалось, мгновенно улучшилось. Он просмотрел статью, указывая на проблемы, которые необходимо решить, и предлагая свои идеи. Джули опубликовала статью в лучшем журнале и получила за нее крупную премию. (Это пересказ реальной истории из книги выдающегося психотерапевта доктора Дэвида Бернса.)

В этом взаимодействии между Джули и ее боссом кто был ведущим, а кто следующим?

Иногда мы становимся свидетелями замечательных актов лидерства со стороны людей, подобных Джули, которые не имеют формального образования в области лидерства. И на самом деле, многие легендарные лидеры имели даже меньшую подготовку, чем она: Авраам Линкольн получил всего один год школьного образования, Мать Тереза и Элеонора Рузвельт не посещали колледж, а Нельсон Мандела и Махатма Ганди, по их собственному признанию, были бедными учениками. Как же обычные люди поднимаются к экстраординарному лидерству?

Ни один вопрос не может быть более важным для организаций сегодня. Широкомасштабные потрясения, которые меняют привычный ход вещей, делают невозможным для нескольких лидеров на самом верху взять на себя все бремя видения будущего и продвижения перемен. Опрос Gartner среди более чем 6500 сотрудников и более 100 CHRO по всему миру показал, что "лучшие организации полагаются на своих сотрудников, а не на руководителей, чтобы возглавить перемены".

Поведение и компетенции

Эксперты традиционно подразделяют дисциплину лидерства на такие виды поведения, как ведение сложных разговоров, построение доверия, предоставление обратной связи, наставничество, вдохновение, влияние и изменение поведения других людей. Начинающим лидерам предлагается освоить каждую модель поведения в отдельности. Это может оказаться сложной задачей, поскольку каждое поведение имеет свою собственную структуру и контрольный список, что затрудняет освоение и выполнение всего того, что им предписано. Но на семинарах по лидерству, которые мы проводили для клиентов Mentora Institute, всплыла еще более фундаментальная проблема этой поведенческой модели.

Вернемся к тому, как Джули взаимодействовала с Гордоном. Отвечая на его замечания, вела ли Джули с ним сложный разговор? Устанавливала с ним доверие? Давала ему обратную связь? Наставляла его? Вдохновляла его? Влияла на него? Изменить его поведение?

Разве она не делала все вышеперечисленное - и это тоже всего за 35 секунд?

Похоже, что эти модели поведения не разделимы. Учитывая это, можно ли усовершенствовать архитектуру лидерства таким образом, чтобы ему было легче научиться?

За последние 10 лет наша исследовательская группа в Mentora собрала и проанализировала более 1000 образцовых моментов лидерства - бесед, встреч, конфликтов, переговоров и выступлений, которые люди проводили со своими коллегами, партнерами, оппонентами, аудиторией и даже друзьями и семьей и в которых они добивались необычайного эффекта. На первый взгляд, мы заметили множество различий в ситуациях, в которые попадали эти люди, и в том, как они реагировали. Но когда мы копнули глубже, то обнаружили три общие темы.

Во-первых, они привносят в эти моменты одно и то же намерение: Как я могу пробудить лучшее в себе и лучшее в других в стремлении к нашей общей позитивной цели?

Во-вторых, для достижения этого намерения они стремятся активировать в себе и других одну или несколько из пяти энергий:

  • Цель: Обязательство преследовать благородную, поднимающую настроение цель.
  • Мудрость: Спокойная восприимчивость к истине - со всеми ее нюансами - в любой ситуации.
  • Рост: Постоянное стремление к полному раскрытию своего потенциала.
  • Любовь: Укрепление тепла, понимания и связи.
  • Самореализация: Возбуждение человеческого духа, лежащего в основе человека.

В-третьих, они используют простые действия для активизации этих энергий в себе и других. Джули, например, использовала пять действий для активации мудрости, любви, цели и роста:

  1. Снять с охраны: Она начала с подтверждения некоторой правды в том, что говорил Гордон, - что письменная работа не соответствует его уровню.
  2. Оценить: Она внесла теплоту во взаимодействие, оценив Гордона за качество его писанины.
  3. Сплавьте противоположности:Соглашаясь с тем, что статья написана некачественно, она отметила, что исследование в ней было превосходным.
  4. Апелляция к ценностям:Она апеллировала к ценностям Гордона, подчеркивая, что статья, когда она будет опубликована, окажет большое влияние на научное сообщество.
  5. Развивать партнерство для роста:Она пригласила Гордона помочь ей расти как писателю.

Каждое действие начинается как внутреннее действие - направление ваших намерений, чувств и мыслей для активации нужной энергии внутри. Затем вы можете приступить к внешнему действию - использованию правильного выражения лица, тона и слов в общении с другими людьми.

Если бы Джули решила внешне оценить письмо Гордона, а внутри злилась на него, Гордон мог бы заметить, что она притворяется, или, как минимум, она чувствовала бы себя неискренней. Внутреннее действие должно предшествовать внешнему. По нашему опыту в Mentora, тренинги по лидерству, направленные исключительно на то, чтобы научить людей говорить или делать правильные вещи, часто оставляют у обучающихся ощущение неаутентичности.

В конечном счете, действия - это строительные блоки поведения. А из небольшого набора действий можно построить бесчисленное множество моделей поведения лидера. Так устроена природа: ослепительное разнообразие снаружи, несколько строительных блоков внутри. Бесчисленные жидкости, твердые тела и газы построены всего из 118 или около того элементов; бесчисленные книги и слова написаны с помощью всего 26 букв английского алфавита; бесчисленные мелодии написаны всего из двенадцати нот западной музыкальной шкалы.

Этот подход накладывает на нас одно требование: необходимость быть скромным, признать, что независимо от того, каких высот вы достигли в лидерстве, следующий шаг в вашем продвижении может заключаться в практике нескольких простых действий, которые вы в настоящее время не используете.

Три преимущества тренинга Энергия/Действие

В нашей работе с клиентами мы перешли к использованию подхода Энергия/Действие, поскольку он дает три преимущества.

Достижимость.

Наука об обучении показывает, что мастерство в какой-либо дисциплине достигается только путем разбиения ее на простые элементы, а затем их изучения и отработки, сначала по отдельности, а затем в комбинациях. На выполнение большинства действий уходит от пяти до 10 секунд, поэтому они гораздо более обучаемы, чем полноценное поведение. Через несколько недель после прохождения тренинга Energy/Action менеджер по персоналу компании Lululemon поделился: "Поскольку действия настолько просты, я обнаружил, что уже включил многие из них в свою повседневную работу и жизнь.

Аутентичность.

При таком подходе вы выбираете правильное действие от одного момента к другому и выполняете каждое действие аутентично, предварительно согласовав свои слова и действия с тем, что вы думаете и чувствуете. Один инженерный менеджер в компании SAP заметил: "Мне не нужно искать различные инструменты или рамки у других. Вместо этого я сосредоточен на активизации пяти энергий, лежащих в моей основе, и выражении их через правильные действия.

Agile.

Поскольку вы можете выбирать новое действие каждые несколько секунд, ваш путь действий может меняться по мере развития ситуации, например, когда вы встречаете сопротивление или замечаете, что другая сторона немного отступает. Один из руководителей United Health Group отметил: "Работая с энергиями и действиями, я могу адаптировать свой стиль поведения в зависимости от уникальной ситуации, в которой я нахожусь в данный момент".

Подход "энергия/действие" позволяет вам добиваться мастерства руководства небольшими шагами, каждый из которых становится большим скачком в расширении нашего поведенческого репертуара. TЭтот подход "маленькие шаги, большие скачки" может быть тем, как Ганди, Линкольн, мать Тереза, Мандела и другие прошли путь от обычных людей до выдающихся лидеров.

Об авторе

Хитендра Вадхва, доктор философии, является профессором практики в Колумбийской школе бизнеса, где его курс "Личное лидерство и успех" стал самым популярным факультативом по лидерству. Он является основателем Mentora Institute и Mentora Foundation, а также автором книги "Внутреннее мастерство, внешнее влияние".

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться