Лучшие вопросы для собеседования от 10 генеральных директоров

Каким вы видите себя через пять лет? Пожалуйста, расскажите о ситуации, в которой вам удалось проявить лидерские качества. Назовите свой основной недостаток.

Это стандартные вопросы, которые часто звучат на собеседованиях, и почти у каждого соискателя есть на них стандартные ответы ("Основной недостаток? Я слишком сильно увлекаюсь работой".)

Поднимаясь на более высокие ступени корпоративной лестницы, будьте готовы к менее банальным вариантам. На руководящих должностях больше ценятся личные качества. Представители Quartz поговорили с 10 генеральными директорами и другими руководителями высшего звена, чтобы узнать об используемых ими приемах проведения собеседований, и попросили назвать особые вопросы, которые они задают кандидатам. Все они используют разные методы, но при этом пытаются оценить способ мышления и склад ума собеседника.

Тщательно составленные резюме вам больше не помогут. Будьте готовы к неожиданностям!

"Вы предпочитаете, чтобы вас уважали или боялись?"

Майкл Грегуар, генеральный директор компании CA Technologies, которая занимается разработкой программного обеспечения, задает вопрос в стиле Макиавелли. Он всегда застает собеседника врасплох и "показывает, что тот думает о своем стиле руководства".

В теории правильного ответа на этот вопрос не существует, но на практике "правильность" определяется должностью, на которую претендует соискатель. Для командной работы уважение важнее страха. Если же отдел, которому требуется руководитель, переживает не лучшие времена, кнут принесет больше пользы, чем пряник.

"Почему вы пришли сюда?"

Задавая этот открытый вопрос, генеральный директор компьютерной фирмы Travelport Гордон Уилсон ждет вполне конкретного ответа.

"Удивительно, как часто люди начинают говорить о том, какую выгоду сулит им эта работа, а не о том, какую пользу они могут принести", - говорит Уилсон. Ответ позволяет ему судить, насколько кандидат думает о себе и сможет ли он влиться в коллектив.

Может быть, он ищет тех, кто соблюдает баланс? "Как минимум!" - говорит Уилсон. - "Мне нужны люди с соотношением 75/25. Специалист, который приносит пользу компании, обязательно получает и личную выгоду".

"Расскажите о своей заветной мечте".

Подготовка к собеседованию значит очень много, особенно если речь идет о встрече с Чжан Синь, со-основателем и генеральным директором компании SOHO China, которая занимается строительством коммерческой недвижимости.

Любой кандидат, знакомый с историей Чжан и услышавший от нее этот вопрос, должен знать, что чересчур амбициозных ответов на него попросту не существует. В конце концов, она сама заработала свои миллиарды, построив свою империю с нуля. Чжан работала на небольшой швейной фабрике в Гонконге и экономила деньги, чтобы получить образование в Великобритании. После этого она открыла свою компанию, которая быстро стала крупнейшим застройщиком в Китае.

Нет нужды уточнять, что Чжан предпочитает тех, кто "свободен духом".

"Я интересуюсь, как он относится к другим людям".

Рик Гойнгс, генеральный директор компании Tupperware, которая одной из первых занялась прямыми продажами, разговаривает не только с кандидатами, но и людьми, которые с ними контактировали.

"Я расспрашиваю водителя, который забирал потенциального сотрудника из аэропорта, своего помощника и секретаря в приемной. Мне интересно, как кандидат относится к другим людям. Так я могу узнать, как он обычно себя ведет", - говорит Гоингс.

Его цель - оценить некогнитивные способности кандидата, которые требуются лидерам, чтобы вдохновлять людей и вести их за собой. Разумеется, он задает вопросы и самим кандидатам, но информация, полученная из других источников, кажется ему более ценной.

"Назовите свою любимую карточку собственности в "Монополии". Почему она вам нравится?"

Кен Моэлис, основатель и генеральный директор инвестиционного банка Moelis & Co, любит задавать этот неожиданный вопросы всем выпускникам со степенью магистра бизнеса, претендующим на должности среднего уровня.

"Так я узнаю, что кандидат думает о рисках и наградах", - говорит Моэлис.

"Расскажите о своем провале".

Некоторые генеральные директора любят изучать былые неудачи кандидатов. Таким образом они пытаются понятно, насколько стрессоустойчив и скромен кандидат. "Меня привлекают люди, которые честно и открыто говорят о своих неудачах, не забывая упомянуть о своих недостатках, и объясняют, каким образом неудача помогла им стать лучше", - говорит Роджер Крэндалл, генеральный директор американской страховой компании MassMutual.

Тем же способом пользуется основатель и генеральный директор лондонского хедж-фонда Algebris Давид Серра.

Серра спрашивает просит кандидата рассказать о крупнейшей допущенной им ошибке и об уроках, которые удалось из этого извлечь.

В финансовых компаниях опасность подстерегает сотрудников на каждом углу, поэтому им требуются руководители, которые не будут паниковать, если что-то пойдет не по плану, и смогут признать свою ошибку, если таковая возникнет. Расплывчатые ответы, в которых кандидаты выступают в роли наблюдателя и списывают неудачу на случайные обстоятельства, не вызывают никакого доверия.

"Давайте поговорим о вашем детстве. Кем вы хотели стать в возрасте 7-8 лет?"

Вице-председатель инвестиционного банка Barclays Барбара Бирн признает, что "не умеет оценивать технические навыки". Она предполагает, что кандидат, попавший в ее кабинет, достаточно умен, и проводит особую проверку. Она хочет знать, насколько интересен ее собеседник и можно ли поболтать с ним в самолете на пути из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, не уснув от скуки.

По мнению Бирн, детские мечты - это неплохая тема для разговора.

"Иногда все понятно с самого начала", - утверждает Бирн.

Проверка винной картой

Похожим методом пользуется генеральный директор нью-йоркской компании по разработке программного обеспечения Infor Чарльз Филлипс. "Каждый из нас умеет недолго блефовать", - говорит он.

Вместо обычного собеседования на руководящую должность Филлипс приглашает кандидата на ужин с другими руководителями. "Мне хочется посмотреть, как человек ведет себя в ситуации, структура которой заранее неизвестна", - говорит он.

Проверка начинается в самом начале ужина. "Я подаю кандидату винную карту", - рассказывает Филлипс. Он может убедить окружающих, что хорошо разбирается в вине, притвориться, что он в нем разбирается, выбрать самую дорогую бутылку или попросить кого-то о помощи. Процесс выбора и аргументы, приведенные в пользу своего варианта, - это лишь первая часть проверки. "Кроме того, я оцениваю, как кандидат общается с официантом", - продолжает Филлипс. - "Мне нравится этот момент".

Еще одна проверка проводится в конце, когда кандидата просят рассказать анекдот. Она позволяет определить наличие чувства юмора, а также умения быстро реагировать на странные и непонятные ситуации.

Проверка слов делом

В беседе с президентом и техническим директором аутсорсинговой компании Tech Mahindra Атулом Кунваром расслабиться не удастся. Он каждый раз задает разные вопросы, руководствуясь интересами кандидатов.

И это не просто светская болтовня. "Когда один из кандидатов упомянул, что любит петь, я попросил его спеть для нас, то есть для глав компании", - вспоминает Кунвар. - "Кандидат не растерялся и пел очень хорошо. Я понял, что передо мной стоит увлеченный человек, способный развиваться самостоятельно. Мы наняли его, и в стрессовых ситуациях он никогда не терялся. Именно такие люди нам и нужны".

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Qz.com
Перевод: 
  • Айрапетова Ольга

Поделиться