Лидерство пятого уровня: Триумф смирения и яростной решимости

Советы директоров обычно считают, что для преобразования компании из хорошей в великую требуется экстремальная личность, эгоцентричный вождь, который возглавит корпорацию. Вспомните "Бензопилу" А. И. Данлапа или Ли Якокку. Но это не так, считает автор и эксперт по лидерству Джим Коллинз. Важнейшим ингредиентом для приведения компании к величию является наличие лидера "пятого уровня", руководителя, в котором крайнее личное смирение парадоксальным образом сочетается с сильной профессиональной волей. В этой статье 2001 года Коллинз рисует убедительный и контринтуитивный портрет навыков и личностных качеств, необходимых для эффективного лидерства. Он выделяет характеристики, присущие лидерам 5-го уровня: смирение, воля, яростная решимость и склонность отдавать должное другим, а вину возлагать на себя. Коллинз подкрепляет свою теорию 5-го уровня красочными историями об 11 таких лидерах из недавней истории бизнеса. Он сравнивает успехи в преобразовании бизнеса таких внешне скромных, даже застенчивых руководителей, как Колман М. Моклер из Gillette и Дарвин Э. Смит из Kimberly-Clark, с успехами таких великих бизнес-лидеров, как Данлап и Якокка, которые добивались личной известности. У некоторых лидеров есть семя 5-го уровня внутри, у некоторых - нет. Но Коллинз предлагает использовать результаты своего исследования, чтобы стремиться к пятому уровню - например, путем привлечения нужных людей и создания культуры дисциплины. "Наша собственная жизнь и все, к чему мы прикасаемся, станут лучше, если мы приложим усилия", - заключает он.

Идея вкратце

Из 1435 компаний из списка Fortune 500, которые изучал известный исследователь менеджмента Джим Коллинз, только 11 достигли и сохранили свое величие - доходность акций, по крайней мере, в три раза превышающую рыночную - в течение 15 лет после крупного переходного периода.

Что объединяло эти 11 компаний? У руля каждой из них стоял лидер "пятого уровня".

Лидеры пятого уровня сочетают в себе парадоксальное сочетание глубокой личной скромности и сильной профессиональной воли. Это редкое сочетание также противоречит нашим представлениям о том, что делает великого лидера.

Такие знаменитости, как Ли Якокка, могут попасть в заголовки газет. Но такие мягкотелые, жесткие лидеры, как Дарвин Смит из Kimberly-Clark, привели свои компании к величию и удерживают их там.

Дарвин Смит - генеральный директор компании Kimberly-Clark, производящей бумажную продукцию с 1971 по 1991 год, - олицетворяет собой лидерство пятого уровня. Застенчивый, неловкий, избегающий внимания, он также проявлял железную волю, решительно пересматривая основной бизнес компании, несмотря на скептицизм Уолл-стрит. В результате компания Kimberly-Clark, ранее не имевшая успеха, стала мировым лидером в своей отрасли, обеспечив доходность акций в 4,1 раза выше, чем на общем рынке.

Идея на практике

Смирение + воля = уровень 5

Как лидеры уровня 5 проявляют смирение? Они регулярно приписывают успех своих компаний другим людям, внешним факторам и удаче. Но когда результаты оказываются неудовлетворительными, они винят себя. Они также действуют тихо, спокойно и решительно, полагаясь в мотивации на вдохновляющие стандарты, а не на харизму.

Вдохновляющие стандарты демонстрируют непоколебимую волю лидеров 5-го уровня. Совершенно нетерпимые к посредственности, они стоически хранят решимость сделать все необходимое для достижения высоких результатов, отбросив все остальное. И они подбирают превосходных преемников, желая, чтобы их компании стали еще более успешными в будущем.

Можно ли развить лидерство пятого уровня?

Лидеры пятого уровня находятся на вершине иерархии четырех более распространенных уровней лидерства и обладают навыками всех четырех. Например, лидеры 4-го уровня катализируют приверженность четкому, убедительному видению и энергичное стремление к нему. Можете ли вы перейти с уровня 4 на уровень 5? Возможно, если в вас есть "семя" уровня 5.

Лидеры без семени, как правило, обладают монументальным эго, которое они не могут подчинить чему-то большему и более устойчивому, чем они сами, то есть своим компаниям. Но для лидеров с семенем подходящие условия - например, самоанализ или глубоко преобразующее событие, такое как угрожающая жизни болезнь, - могут стимулировать прорастание семени.

Выращивание до 5-го уровня

Выращивайте семена 5-го уровня, практикуя эти дисциплины лидеров 5-го уровня:

Первый кто. В первую очередь занимайтесь людьми, а стратегией - во вторую. Засадите нужных людей в автобус, а ненужных - высадитепотом выясните, куда его вести.

Парадокс Стокдейла. Смиритесь с жестокими фактами вашей текущей реальности, сохраняя абсолютную веру в то, что вы одержите победу.

Строительный маховик прорыва. Продолжайте толкать ваш организационный "маховик". При постоянных усилиях импульс увеличивается, пока - бах! - маховик не достигнет точки прорыва.

Концепция ежа. Представьте свою компанию в виде трех пересекающихся кругов: что она может делать лучше всего, как лучше всего работает ее экономика и что зажигает страсти ее сотрудников. Исключите все остальное.

В 1971 году обычный на первый взгляд человек по имени Дарвин Э. Смит был назначен генеральным директором Kimberly-Clark, старой заскорузлой бумажной компании, акции которой за предыдущие 20 лет подешевели на 36% по сравнению с общим рынком. Смит, внутренний юрист компании с мягким характером, не был уверен, что совет директоров сделал правильный выбор, и это чувство усилилось, когда один из директоров Kimberly-Clark отозвал его в сторону и напомнил, что ему не хватает некоторых качеств для этой должности. Но генеральным директором он стал и оставался им в течение 20 лет.

Об авторе

Джим Коллинз руководит лабораторией управленческих исследований в Боулдере, штат Колорадо. Он является автором книги Good to Great: Why Some Companies Make the Leap...and Others Don't (HarperBusiness, 2001), а также соавтор, совместно с Джерри И. Поррасом, книги Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies (HarperBusiness, 2002).

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться