Тони Хсие, бывший генеральный директор Zappos, легендарный интернет-предприниматель и управленческий мыслитель, умер в возрасте 46 лет. Его кончина вызвала бурные эмоции и воспоминания, и вполне понятна спешка в оценке влияния его руководства. Но для того, чтобы сделать это в отношении Тони, необходимо думать о нем как о художнике, а не только как о давно работающем генеральном директоре, как о человеке, движимом большими идеями, экспериментами и великими страстями, а не только бизнес-планами и показателями курса акций. Как и у многих художников, то, что делало Тони таким легким для восхищения, было гениальным и беспорядочным одновременно, что делает его наследие таким богатым, а его уроки - такими ценными.
Шокирующая потеря Тони Хсиеха, легендарного интернет-предпринимателя и управленческого мыслителя, вызвала излияние чувств и воспоминаний. Одно из особенно проникновенных воспоминаний прозвучало от другого любимого всеми новатора. Джейсон Фрид, соучредитель и генеральный директор компании Basecamp, опубликовал в Твиттере сообщение, которое отражает то, что делало Тони таким особенным - и, на мой взгляд, таким сложным для объяснения. "С первого момента нашей встречи он удивил меня", - написал Фрид. "Он был художником с титулом генерального директора. ... Образец того, как нужно жить. Он был удивителен".
Когда уходят из жизни известные бизнес-лидеры, будь то спустя долгое время после их ухода со сцены или, как в случае с Тони, в молодом возрасте 46 лет, возникает понятная спешка в оценке их влияния. Чтобы сделать это в отношении Тони, нужно думать о нем как о художнике, а не только как о давно работающем генеральном директоре онлайнового обувного гиганта Zappos, как о человеке, движимом большими идеями и великими страстями, а не бизнес-планами и целевыми показателями цены акций. Это помогает понять его огромные успехи в конкурентной борьбе, его причудливые организационные эксперименты, а также его периодические неудачи и разочарования. Как и у многих художников, то, чем Тони так легко восхищаться, было гениальным и беспорядочным одновременно, что и делает его наследие таким богатым, а его уроки - такими ценными.
Впервые я лично увидел артистизм Тони в мае 2008 года, когда посетил штаб-квартиру Zappos в Лас-Вегасе. Я был на западе, выступал с докладами, у меня выдался свободный день, и я связался с PR-службой Zappos, чтобы лично увидеть, что представляет собой эта шумная компания, годовой объем продаж которой только что превысил 1 миллиард долларов. Мне ответил сам генеральный директор, который предложил провести для меня экскурсию и объяснить, что он и его коллеги создают. Этот визит стал началом десятилетнего разговора во время поездок в Лас-Вегас, на конференциях и по электронной почте о брендинге, культуре, инновациях, социальных изменениях и многих других темах, которые определяли работу Тони.
Та первая экскурсия была перформансом первого порядка, формальным осмотром, который быстро стал эквивалентом рабочего места в Лас-Вегасе. Я встретил Тони в вестибюле, он взял "флаг экскурсии" и поднял его, когда мы отправились в путь. Офисы, и без того кипевшие энергией, становились еще более наэлектризованными по мере того, как мы проходили: Один отдел, мимо которого мы проходили, шумел свистками и ручными хлопушками. Сотрудники другого отдела звонили в колокольчики и трясли помпонами. Сотрудники отдела моды играли танцевальную музыку и фотографировались, когда мы проходили мимо. Экскурсия закончилась посещением так называемой комнаты королевской власти, где парень по имени доктор Вик, штатный тренер компании по жизни, надел на меня корону, усадил на брошенный стол и сфотографировал на память.
Как и многое в Zappos, этот опыт был одновременно удивительным и странным, именно поэтому компания Тони стала такой успешной. Его главная идея заключалась в том, что розничная торговля в Интернете может быть не только ценой, качеством и выбором, хотя Zappos предлагает все это. Все, что делала (и делает) Zappos, было направлено на то, чтобы развлечь, поразить, удивить и иным образом привлечь покупателей - "доставить счастье", по словам Тони, что стало названием его книги-бестселлера.
Но Тони понимал, что нельзя создать что-то особенное на рынке, если не создать что-то мощное на рабочем месте. Чтобы создать бренд страсти для клиентов - а меня по сей день поражает страсть клиентов Zappos - Тони должен был поддерживать культуру страсти среди своих коллег. Как он объяснил HBR в 2010 году, даже решение о переезде штаб-квартиры Zappos из Сан-Франциско в Лас-Вегас в 2004 году было частично основано на том, что сделает его нынешних сотрудников наиболее счастливыми.
Это величие было не без странностей. В 1994 году, за два года до того, как Тони стал соучредителем своей первой компании (которую он продал Microsoft за 265 миллионов долларов), и за пять лет до его прихода в Zappos в качестве советника и инвестора, Джим Коллинз и Джерри Поррас опубликовали свой мегахит Built to Last, в котором были определены атрибуты процветающих компаний. Одним из этих признаков была "культовая культура", построенная на горячо поддерживаемой идеологии, индоктринации, тесном взаимодействии и элитарности.
Я увидел отголоски этого анализа в тесно сплоченной культуре Zappos. Это заставляет меня задуматься о том, как на протяжении десятилетий студенты Техасского университета A&M произносили лозунг, описывающий их знаменитую самобытную (и похожую на культ) культуру: "Снаружи, глядя внутрь, вы не сможете ее понять. Если смотреть изнутри, вы не сможете это объяснить". Я бы сказал то же самое о Zappos. Я искренне восхищался культурой Zappos, но никогда не мог представить себя ее частью (и не только потому, что я не очень хорошо отношусь к помпонам). Я не настолько энергичен и, возможно, слишком скептически отношусь к своим коллегам, чтобы так полностью потерять себя в организации.
Дело в том, что Тони был не просто новатором, он верил в то, что нужно идти на крайние меры. Он создал настолько интенсивную, настолько аутсайдерскую, настолько перформативную культуру компании, что она по своей природе была не для всех, именно поэтому он создал свое знаменитое "предложение" для новых сотрудников, которым буквально платили за увольнение (без осуждения), если они не могли вызвать необходимый энтузиазм для жизни в Zappos.
Рвение Тони также привело к тому, что в 2014 году он принял радикальную модель под названием "холакратия" - полностью децентрализованную организацию без названий должностей, без менеджеров и без иерархии. Когда его нововведение встретило сопротивление, Тони предоставил своим коллегам выбор: принять идею или покинуть компанию. Примерно 18% "заппонцев" предпочли уйти. Тони придерживался этой модели, хотя в начале этого года появились сообщения о том, что Zappos наконец-то начала "тихо отходить от холакратии". И, конечно же, в 2009 году Amazon купил Zappos в ходе сделки стоимостью 1,2 миллиарда долларов, что, по словам Тони в 2010 году, позволило компании "продолжать строить свою культуру, бренд и бизнес. Мы будем свободны быть самими собой".
Я не хочу опровергать веру Тони в экстремальный подход к организационному дизайну. Несправедливо прославлять радикальное мышление, когда оно приносит успех, а затем порицать это же мышление, когда эксперимент не удается. Смысл для тех из нас, кто хочет учиться на больших идеях Тони, заключается в том, что прорывные инноваторы, как правило, страдают от неудач так же часто, как и от прорывов, поэтому так мало из нас имеют смелость следовать по их пути. Для такого художника, как Тони, чтобы его вклад был значимым, он почти обязан быть грязным.
Это подводит нас к его попыткам нарисовать на холсте еще большего размера, чем Zappos, его так называемому проекту "Даунтаун" по переосмыслению и перепланировке давно заброшенной части Лас-Вегаса. В 2013 году компания Zappos отремонтировала и переехала в старое здание мэрии Лас-Вегаса. Тони не хотел иметь изолированный, отгороженный стеной кампус, как у Apple и Nike. Что если бы Zappos могла спроектировать новую штаб-квартиру, думал он, и окружить ее художниками, гиками, предпринимателями - не просто сотрудниками Zappos, а людьми, которые могли бы подпитывать компанию непредсказуемыми видами энергии и творчества?
Тони любил говорить, что он "ценит столкновения, а не удобство", и что он переключил свое мышление "с ROI, возврата на инвестиции, на ROC, возврат на связанность". Он хотел, чтобы район рядом с новой штаб-квартирой Zappos стал "мировой столицей коворкинга и совместного обучения"
Когда я услышал видение Тони и узнал, что он инвестирует 350 миллионов долларов из собственных средств в преобразование района, это показалось мне поистине захватывающим. Невозможно было отрицать ни масштаб его идей, ни глубину его приверженности. (Тони фактически переехал из своей просторной квартиры в трейлер Airstream в авангардном парке трейлеров, который появился в этом районе). Увы, реальность проекта "Даунтаун" так и не оправдала славных замыслов, а его деятельность вызвала немало критики - хотя район прошел долгий путь. Его единственный в своем роде Контейнерный парк Даунтауна - это место для покупок и обедов, где магазины и рестораны размещаются в переоборудованных морских контейнерах. Здесь также проходит "Life is Beautiful Music & Art Festival" - масштабное мероприятие под открытым небом, которое в 2019 году стало вторым в мире фестивалем с самой большой прибылью. "Это постоянный эксперимент с новыми идеями", - сказал однажды Тони о проекте "Даунтаун". "Вся суть в том, что нет никакого генерального плана".
Это очень хороший способ подвести итог жизни и творчеству Тони. Будучи предпринимателем, он постоянно экспериментировал. И хотя у него никогда не было генерального плана, всегда оставалась глубокая приверженность гуманным и прогрессивным ценностям: глубокая связь с клиентами, мощная преданность культуре и коллегам, страсть к жизни, жажда творчества. Мы все стали богаче благодаря компании, которую построил Тони, и урокам, которые он преподал. Его искусство будет жить, но мне будет глубоко не хватать художника.
Об авторе
Билл Тейлор является соучредителем Fast Company и автором книги Simply Brilliant: How Great Organizations Do Ordinary Things in Extraordinary Ways. Узнайте больше на сайте williamctaylor.com.
- Hbr.org
Поделиться