Кризис в высшем образовании: проблема привлечения и стимулирования преподавателей

В России наблюдается серьезный кризис социально-трудовых отношений, особенно остро проявляющийся в сфере высшего образования. Недооценка высококвалифицированного интеллектуального труда приводит к тому, что преподаватели вузов получают несоразмерно низкую зарплату, что вынуждает их искать более выгодные рабочие места в других отраслях.

Низкая зарплата и старение ППС

Средняя заработная плата преподавателей вузов значительно ниже, чем в таких отраслях, как промышленность, строительство, а также в других сферах, требующих высокой квалификации. Например, в 2006-2007 годах средняя заработная плата старшего преподавателя Смоленского государственного университета (СмолГУ) составляла 4 009 - 4 151 руб., в то время как у инженера-программиста – 14 955 - 16 301 руб.

Низкая оплата труда препятствует привлечению молодых специалистов в вузы, что приводит к старению профессорско-преподавательского состава (ППС). В среднем возраст штатных преподавателей в государственных вузах Смоленской области составляет 51,9 года.

Необходимость создания эффективной системы мотивации

В настоящее время многие модели стимулирования труда ППС не ориентированы на качество работы преподавателя, а их внедрение не обеспечивает достойный уровень жизни, что приводит к утечке мозгов из сферы образования.

Необходимо создание эффективной системы стимулирования, ориентированной на качество преподавательской деятельности. Такая система должна учитывать два ключевых фактора: низкий уровень оплаты труда и недостаточное бюджетное финансирование.

Предлагаемые меры стимулирования

Автор предлагает ряд мер для стимулирования преподавателей вузов:

  • Разработка оценочной системы, ориентированной на аттестацию ППС в соответствии с системой показателей деятельности преподавателей, кафедр и вуза в целом. В качестве основных показателей предлагается использовать критерии, утвержденные Росаккредагентством для аттестации и аккредитации вузов.
  • Применение индивидуального подхода к заключению контрактов между администрацией и преподавателем с целью достижения более высоких результатов его профессиональной деятельности.
  • Введение надбавок за:
    • Значимость и результаты работы
    • Активную учебно-методическую и научную работу
    • Подготовку нового курса
    • Защиту диссертации
    • Издание учебников, учебных пособий и монографий
    • Публикацию статей в международных и профильных изданиях
    • Наличие званий, степеней и других отличительных знаков
    • Научное руководство диссертационными работами
    • Работу по организации и обеспечению учебного процесса
  • Введение выплат социального характера.
  • Использование мер морального поощрения (благодарственные письма, грамоты).
  • Предоставление права бесплатного обучения на курсах повышения квалификации, участия в стажировках.

Использование информационных технологий

Для оптимизации системы стимулирования автор предлагает использовать прикладную программу - имитационную модель. Такая модель позволит:

  • Формировать решения по распределению бюджетных и внебюджетных средств
  • Автоматизировать расчет показателей для оценки деятельности преподавателей
  • Хранить в электронной базе данных личные карточки преподавателей и другую необходимую информацию

Заключение

Необходимо создавать систему стимулирования и мотивации труда преподавателей вузов, которая разумно сочетала бы различные формы и виды мер стимулирования. Важно усилить роль тех видов стимулирования, которые способствуют решению не только экономических, но и психологических, социальных задач, стоящих перед трудовыми коллективами вузов и обществом в целом.

Для оптимизации систем стимулирования необходимо учитывать изменения, которые происходят в характере и содержании труда преподавателей вузов.

Ключевые слова: высшее образование, преподаватели, стимулирование, мотивация, зарплата, качество образования, утечка мозгов, старение ППС.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться