Когда возвращение старого генерального директора является хорошей идеей?

В последние недели и J.C. Penney, и Procter & Gamble заменили действующего генерального директора его предшественником. Такой подход к преемственности не является распространенным - и, конечно, большинство советов директоров компаний не стремятся сделать его таковым. В конце концов, возвращение бразд правления бывшему руководителю попахивает отчаянием и неудачным планированием преемственности. Но это не значит, что это неправильный шаг. На самом деле, иногда он работает впечатляюще хорошо - вспомните триумфальное возвращение Стива Джобса в Apple и Говарда Шульца в Starbucks. Хотя и Джобс, и Шульц были основателями компаний, которые они вернулись, чтобы спасти, а А.Г. Лафли и Майрон Ульман - нет.

Одно мы знаем, что компании предпочитают инсайдеров - людей, уже работающих в организации, - при найме генеральных директоров. Возможно, громкие внешние назначения и получают больше шума в прессе, но Strategy& изучает тенденции смены генеральных директоров в крупнейших публичных компаниях мира уже тринадцать лет, и предпочтение инсайдеров остается неизменным. В исследовании 2012 года "Время новых генеральных директоров" мы обнаружили, что 71% новых генеральных директоров в том году были инсайдерами, а 25% работали в одной компании всю свою карьеру. В этом есть смысл. Инсайдеры знают свою компанию, включая ее возможности и потенциальные слабости, и поэтому должны быть лучше подготовлены к эффективному руководству. Неудивительно, что инсайдеры, как правило, приносили более высокий совокупный доход акционерам за время своей работы.

Мы также знаем, что невозможно понять все сложности работы генерального директора, пока сам не побываешь им. Вы никогда не сможете полностью подготовиться к интенсивности, масштабам и предельной ответственности этой работы - вы должны испытать ее на себе. И только 16% из числа новых руководителей компаний, прибывших в 2012 году, имели опыт работы в качестве генерального директора. Более того, ни Рон Джонсон, ни Боб Макдональд не были генеральными директорами до того, как заняли эти должности в J.C. Penney и P&G, соответственно.

Таким образом, вернувшиеся генеральные директора, как минимум, обладают двумя характеристиками, которые должны очень понравиться советам директоров: инсайдерским статусом в компаниях, к которым они возвращаются, и, предположительно, опытом успешного управления этими компаниями. Даже если они официально не работали, они часто близки к своей прежней организации. Если рыночные условия не отличаются радикально от тех, в которых они работали ранее, они, как никто другой, понимают истинные проблемы компании и то, как она должна на них реагировать. Они знакомы со многими игроками и могут быстро принимать кадровые решения. Другими словами, вернувшиеся генеральные директора достаточно хорошо знают рынки, таланты и доступные варианты, чтобы действовать быстро - и могут быть эффективными капитанами во время потрясений. Они также достаточно отстранены от работы, чтобы не быть напрямую связанными с текущим положением дел.

В случае с P&G и J.C. Penney у советов директоров было дополнительное преимущество в том, что они вернули лидеров, которые имели опыт руководства в условиях кризиса. Начало первой работы А.Г. Лафли на посту генерального директора было не совсем гладким - P&G находилась в серьезном упадке, когда он вступил в должность в 2000 году, - но благодаря сильному руководству и ориентации на инновации он удвоил продажи компании за время своего пребывания на посту. Майрон Ульман привел французскую компанию LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton к удвоению активов люксовых брендов в 1990-х годах; в J.C. Penney ему удалось получить прибыль даже тогда, когда рецессия ударила по клиентам Penney сильнее всего в 2010 году.

Вероятно, у советов директоров обеих компаний было мало времени на поиск подходящего нового человека - внутри или снаружи - как только положение действующего генерального директора стало несостоятельным. Директорам в такой ситуации имеет смысл дать себе некоторую передышку, вернув лидера со статусом инсайдера и опытом работы на уровне генерального директора. Они могут быть уверены в том, что их компании находятся в надежных руках, в то время как у них есть необходимое количество времени для определения долгосрочных потребностей компании в руководстве. В конце концов, решение о выборе генерального директора - это самое важное решение, которое когда-либо приходилось принимать совету директоров.

Об авторе

Кен Фаваро - ведущий директор компании act2, независимого консультанта для руководителей, команд и советов директоров, расположенной в Бронксвилле, Нью-Йорк.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться