Для многих из нас власть, которую мы ощущаем на работе - сколько, когда и рядом с кем - может колебаться. Это может привести к неожиданному росту стресса и снижению благосостояния. Чтобы решить эту проблему, рассмотрите следующие стратегии, позволяющие сделать дисбаланс власти более управляемым. Во-первых, продуманно планируйте свои задачи, чтобы сгруппировать виды деятельности с одинаковым уровнем власти. Во-вторых, придайте своей работе рутинный характер и продумайте "тематические" дни с похожими видами деятельности. В-третьих, создайте ролевую трансцендентную идентичность, чтобы охватить различные уровни власти. И наконец, активно управляйте своим благополучием.
Большинство из нас бесчисленное количество раз отвечали на следующий вопрос: "Чем вы занимаетесь на работе?". Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, ответите что-то вроде "менеджер проекта", "специалист по ИТ-поддержке" или "вице-президент по продажам"
Но названия должностей - это не глаголы. Хотя они могут что-то сказать о вашем формальном положении в организационной иерархии, они не обязательно отражают, насколько влиятельным вы ощущаете себя на работе, ежедневно и ежеминутно.
Например, рассмотрим следующие цитаты двух разных людей из нашей личной и профессиональной сети - Нины и Моргана - об их ощущении власти на работе.
"Я устанавливаю и соблюдаю сроки выполнения проекта для каждой интегрированной проектной группы, сообщаю о результатах и утверждаю решения о финансировании. ... Ко мне приходит много людей с вопросами или за советом, включая руководителя инженерной службы. На мне лежит большая ответственность, и я часто чувствую себя достаточно влиятельной". -Нина
"Я стараюсь поддерживать чистоту на офисной кухне. Я отправляла электронные письма и вывешивала таблички. Кажется, ничто из того, что я делаю, не влияет на людей. В итоге получается, что я просто мою за всеми посуду. ... Когда я не в офисе, я обычно нахожусь в дороге, пытаясь организовать личные мероприятия для потенциальных клиентов в незнакомых городах. Я провела много поздних ночей, рассылая приглашения незнакомым мне людям, и только после этого пришло пять человек. Бывает много тревожных вечеров, когда я наблюдаю за дверями и надеюсь, что еще больше людей войдут! Это может быть неловко. В такие моменты я чувствую себя истощенной и бессильной". -Морган
Исходя из вышеописанного опыта, вы могли предположить, что Нина - влиятельный руководитель, а Морган работает на низкой должности. Однако официальная должность Нины - "административный помощник", а официальная должность Моргана - "вице-президент и управляющий директор в Северной Америке"
Почему у Нины и Моргана свои взгляды на чувство власти, которые не отражены в их должностях? И почему это имеет значение? Наше исследование показало, что переживание власти на работе от первого лица может значительно отличаться от уровня власти, о котором говорят наши названия должностей. Мы обнаружили, что эти ощущения власти могут колебаться на ежедневной основе. Важно отметить, что за эти колебания приходится платить: ухудшение самочувствия.
Как смещение власти может привести к стрессу
Опыт, который описывают Нина и Морган, на первый взгляд несовместим с их официальными должностями, но не является нетипичным. В частности, они отражают разницу между объективной позиционной властью и субъективным ощущением власти. Позиционная власть подразумевает контроль над ценными ресурсами (наем и увольнение сотрудников, распределение бюджета, управление подчиненными и т.д.) и обычно отражается в названии должности и положении на организационной схеме. Субъективное ощущение власти, с другой стороны, - это внутреннее понимание индивидом своей власти по отношению к другим.
Звания и другие показатели позиционной власти - это статичные снимки, которые больше говорят о карьерном этапе сотрудника, чем о его повседневном субъективном опыте. В реальности работники, скорее всего, сталкиваются с динамичным потоком переживаний, которые связаны с широким спектром чувств, связанных с их субъективным ощущением власти. Для большинства опыт колебания между психологическими состояниями высокой и низкой власти (или наоборот) в различных ситуациях является относительно обычным. Например, в нашей собственной жизни как ученых мы можем опубликовать статью в Harvard Business Review в тот же день, когда исследовательский проект, в который мы вложили годы, был отклонен редактором научного журнала и анонимными рецензентами.
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку Совет дня по управлению Быстрые, практические советы по управлению, которые помогут вам лучше выполнять свою работу. Подписаться Спасибо за подписку! Вы можете просматривать другие наши рассылки или отказаться от них в любое время, управляя настройками своей электронной почты.
Недавно мы пытались лучше понять, как колебания напряжения влияют на самочувствие сотрудников на работе. В четырех исследованиях мы обнаружили, что этот опыт связан с ухудшением самочувствия. В одном из исследований, например, мы попросили 616 студентов пройти через компьютерную организационную симуляцию с различными колебаниями напряжения. Мы обнаружили, что чем чаще участникам приходилось переключаться с одного режима работы на другой, тем чаще они сообщали о том, что испытывают психологический дистресс. В другом исследовании мы спросили 100 сотрудников об их ежедневном опыте в течение 10 дней. Каждый день сотрудники несколько раз сообщали о своей ощущаемой силе, о том, насколько они расстроены и сколько соматических симптомов (например, головная боль или напряжение глаз) они испытывают. Мы обнаружили, что чем больше колебалось ощущение власти у сотрудников в течение дня, тем больше дистресса и соматических симптомов они испытывали в конце дня.
Эти результаты позволяют предположить, что стресс на работе может зависеть от того, чем мы занимаемся, и насколько сильными или бессильными мы себя чувствуем, а не от нашего фактического положения на работе. Почему так происходит?
Одно из возможных объяснений заключается в том, что работа - это динамичный набор ролей, каждая из которых связана с определенным набором предписанных обязанностей и способов поведения. Когда эти модели поведения кажутся несовместимыми друг с другом, или когда количество времени, доступного для выполнения всех ролевых требований, недостаточно, сотрудники могут испытывать стресс и другие формы снижения благополучия. Роли с высоким и низким уровнем власти, в частности, ассоциируются с принципиально разными поведенческими ожиданиями и образом мышления, создавая ролевую напряженность, которую сложно успешно преодолеть, если постоянно переключаться с одной роли на другую.
Например, от бессильных сотрудников часто ожидают, что они будут робкими и тихими, будут искать указаний от более старших коллег и избегать раскачивания лодки. От властных сотрудников, напротив, часто ждут напористости и буйства, контроля над ситуацией и навязывания своей воли другим. Если ваша работа требует от вас и того, и другого, вы можете испытывать дистресс, потому что вы (и другие в вашей организации) ожидаете, что эти чувства будут взаимоисключающими. Именно это мы и обнаружили в наших исследованиях: Сотрудники, чье ощущение власти колебалось чаще (по сравнению с теми, кто колебался реже), испытывали большее напряжение между конфликтующими ролями с высокой и низкой властью, что, в свою очередь, было связано с увеличением психологического и физического вреда.
Стратегии снижения частоты колебаний власти
К счастью, существуют способы борьбы с негативными последствиями таких эмоциональных американских горок. Ниже мы приводим несколько стратегий, которые помогут вам снизить частоту колебаний энергии в вашей жизни и справиться с неизбежными колебаниями энергии, которые вы можете испытывать ежедневно.
Обдуманно планируйте задачи.
Просмотрите свой календарь за прошедшую неделю, чтобы определить типы событий (встречи, задачи и т.д.), которые побуждали вас чувствовать себя более и менее сильным. В будущем старайтесь планировать задачи по группам в зависимости от того, насколько сильными или бессильными они заставляют вас себя чувствовать.
Например, группируйте такие задачи, как дача советов или встреча с подчиненным, в один и тот же день недели, если это возможно. Аналогично, рассмотрите возможность группировки в календаре задач, которые, скорее всего, заставят вас почувствовать себя неважным и бессильным, например, просьба о помощи или разговор с начальником. Вы, вероятно, не можете контролировать, насколько вы заняты, но вы, вероятно, можете контролировать, когда определенные события происходят в течение рабочей недели или дня, и вам следует воспользоваться этой гибкостью расписания, чтобы минимизировать частоту колебаний напряжения.
Введите в свою работу рутину.
В одном из наших исследований мы обнаружили, что колебания напряжения особенно вредны, когда сотрудники работают над новыми и незнакомыми задачами, а не над рутинными. В связи с этим мы советуем по возможности выполнять работу последовательно и регулярно. Возьмем в качестве примера Джека Дорси, генерального директора Twitter. Он использует подход "тематических дней", когда каждый день посвящает одной области своего бизнеса (понедельник - совещания с руководством, вторник - разработка продукта и т.д.). Это помогает ему сосредоточиться на выполнении основной задачи и позволяет более эффективно справляться с прерываниями.
Существует множество других способов создания рутины на работе: приходить и уходить с работы в одно и то же время каждый день, выделять первые 15 минут на планирование своего дня или придерживаться регулярных интервалов между перерывами. Создание распорядка не только повышает предсказуемость вашего рабочего процесса, но и помогает легче ориентироваться в многочисленных ролях, которые вам приходится играть на работе.
Создайте идентичность, трансцендентную роли.
Колебания власти вредят благополучию, отчасти потому, что они могут порождать когнитивный диссонанс. Однако вы можете избавиться от этого "или-или" мышления, создав ролевую трансцендентную идентичность, которая подчеркивает оба типа власти как необходимые составляющие себя.
Вместо того чтобы думать, что вы "начальник" или "подчиненный", попробуйте принять нюансы, связанные с "решением проблем", "построением отношений" или "содействием изменениям". Интеграция ваших различных рабочих "я" в единую ролевую трансцендентную идентичность поможет вам избежать разрозненных и конфликтующих менталитетов. Обстоятельства вашей повседневной работы остаются здесь и сейчас; постарайтесь принять их, а не сопротивляться им.
Активно управляйте своим благополучием.
Как бы нам ни хотелось избежать перепадов напряжения и связанных с ними стрессов на работе, в какой-то степени они неизбежны. К счастью, существует целый ряд мер, которые могут предпринять сотрудники, включая упражнения по выразительному письму, общение в социальных сетях, короткие перерывы в работе и упражнения на внимательность. Важно, что все эти меры просты, дешевы (или бесплатны) и могут быть выполнены практически в любом месте.
За последний год многие сотрудники - и мы в том числе - пережили эмоциональные американские горки, поскольку пандемия Ковид-19 изменила динамику власти и усугубила стресс, связанный с работой, беспрецедентным образом. Однако, в конечном счете, всем сотрудникам важно осознать, что стресс, вызванный колебаниями напряжения, - это нормально; практически все испытывают такие чувства в тот или иной момент. Поэтому, когда это происходит, не стоит давать себе поблажек и использовать некоторые из рекомендуемых нами стратегий. Мы все заслуживаем немного больше сострадания к себе в эти дни, даже когда речь идет об управлении тем, как колебания напряжения заставляют нас чувствовать себя каждый день.
Об авторе
Эрик М. Аничич - доцент кафедры менеджмента и организации в Школе бизнеса Маршалла Университета Южной Калифорнии. Его исследования посвящены формам и функциям социальной иерархии в группах.
- Hbr.org
Поделиться