Показано, что сотрудники, которые смеются вместе, более креативны, более склонны к сотрудничеству и более продуктивны. А руководители, которые включают смех и шутки в свою работу (при условии, что они уместны по своей природе), лучше мотивируют сотрудников. Однако новое исследование показало, что использование юмора руководителем может быть неоднозначным благословением, оказывая иногда неожиданное негативное влияние на организационное поведение. Юмор руководителя может служить мощным сигналом для членов коллектива о допустимости нарушения норм, что, в свою очередь, может привести к увеличению случаев девиантного поведения, таких как разглашение конфиденциальной информации, фальсификация финансовых отчетов или употребление алкоголя на рабочем месте. Хотя юмор может быть эффективным организационным инструментом, руководители должны помнить о своем статусе ролевых моделей.
Принято считать, что рабочее место, наполненное смехом, - это хорошо. Несколько исследований показали, что хороший юмор не просто улучшает настроение людей или ускоряет рабочий день; он действительно приносит прибыль. Было доказано, что сотрудники, которые смеются вместе, более креативны, более склонны к сотрудничеству и, как следствие, более продуктивны и прибыльны. Кроме того, доказано, что юмор повышает статус - руководители, которые включают смех и шутки в свою работу (если они уместны по своей сути), получают больше поддержки своим инициативам, лучше мотивируют сотрудников, зарабатывают больше денег и быстрее получают повышение.
Лидеры задают тон всему рабочему месту. Сотрудники наблюдают и интерпретируют то, что делает или говорит лидер, и соответствующим образом корректируют свое поведение. Именно поэтому руководителям так важно понимать, как правильно - и как неправильно - использовать юмор на рабочем месте, чтобы организация в целом только выиграла.
Мы с коллегами (Майкл Кристиан, Женю Ляо, Джаред Най) хотели понять, какое влияние шутки руководителя могут оказывать на поведение и действия его или ее сотрудников. В новой исследовательской работе, которая будет опубликована в Журнале Академии менеджмента, мы обнаружили, что использование юмора лидером может быть неоднозначным благословением, оказывая порой неожиданное влияние на организационное поведение. Действительно, мы обнаружили, что юмор может привести к непреднамеренному негативному поведению сотрудников.
Мы собрали данные от сотрудников в Китае и США в три разных момента времени, каждый из которых отделен примерно двумя неделями. В первом опросе мы попросили сотрудников сообщить, насколько юмористически настроены их руководители на рабочем месте. Затем, во втором опросе, мы попросили сотрудников рассказать о своих отношениях с руководителями, а также об их восприятии того, насколько приемлемы нарушения норм (т.е. действия, противоречащие общепринятому поведению) на их рабочем месте. В последнем опросе мы измерили самоотчеты участников об их вовлеченности в работу и поведении.
При анализе данных мы применили концепцию теории доброкачественных нарушений (BVT), впервые разработанную ученым-поведенцем Питером Макгроу из Университета Колорадо в Боулдере. Макгроу и его коллеги из Лаборатории исследования юмора (HuRL) придумали BVT как способ ответить на извечный вопрос: что делает вещи смешными?
В двух словах, теория гласит, что для того, чтобы ситуация была смешной, необходимо три фактора: 1) она воспринимается как нарушение (другими словами, она идет вразрез с принятыми нормами того, как все должно быть); 2) она доброкачественная (не несет прямой угрозы); и 3) эти факторы происходят одновременно (не будет смешно, если они происходят по отдельности).
Применяя эту концепцию в контексте рабочего места, мы объединили ее с другой теорией, известной как обработка социальной информации. Она фокусируется на том, как сотрудники интерпретируют действия своих лидеров в качестве подсказок о том, как вести себя на рабочем месте, определяя тем самым, где лежат границы в плане того, какие виды поведения считаются "приемлемыми".
Объединив эти теории, мы посмотрели, как выражение юмора лидера сигнализирует о приемлемости нарушений норм на рабочем месте. Например, если эта приемлемость была высокой, то это могло привести к тому, что последователи все чаще проявляли девиантное поведение, которое в нашей работе определялось как хроническое отсутствие на работе, игнорирование указаний руководителя, разглашение конфиденциальной информации, фальсификация финансовых отчетов или употребление алкоголя на рабочем месте.
Наш анализ показал, что юмор может оказывать широкий спектр воздействия на организационное поведение. С одной стороны, он может улучшить восприятие членами команды своих социальных отношений с руководителями - то, что мы называем обменом между руководителями и членами (LMX) - что, в свою очередь, приводит к повышению вовлеченности сотрудников в работу, то есть они становятся более привязанными к своей работе, более трудолюбивыми, более энергичными и более продуктивными. Однако некоторые формы юмора со стороны лидера могут также служить мощным сигналом для членов команды о том, что нарушать правила в негативном ключе - это нормально.
В нашем исследовании было установлено, что важным фактором является степень использования лидерами агрессивного юмора, например, поддразнивания сотрудников или рассказывания грязных шуток. Наши результаты показали, что лидеры, склоняющиеся к этой более рискованной форме юмора, чаще подготавливают почву для плохого поведения сотрудников и реже всего формируют в своих командах чувство вовлеченности в работу.
Наши выводы не следует рассматривать как призыв прекратить рассказывать шутки на работе или даже как повод лишить тренеров по юмору работы. Доказательства того, что юмор является важным инструментом, позволяющим начальникам успешно мотивировать свои команды на достижение более высоких результатов, по-прежнему очевидны. Тем не менее, хотя юмор может быть эффективным организационным инструментом, наше исследование усиливает мысль о том, что руководители должны помнить о своем статусе ролевых моделей. Благодаря своему положению, их действия служат социальным сигналом для сотрудников, что приводит как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Руководителям следует внимательно следить за тем, как они представляют себя в своих командах, повышать навыки самоконтроля и лучше понимать, какие виды юмора уместны в различных ситуациях.
Шутка может начинаться как "просто шутка", но для руководителей, в частности, ее воздействие может иметь далеко идущие последствия.
Об авторе
Кай Чи (Сэм) Ям - доцент кафедры менеджмента и организации в Национальном университете Сингапура.
- Hbr.org
Поделиться