Какие страны являются наиболее конкурентоспособными в плане привлечения и найма талантов?

Новый Глобальный индекс конкурентоспособности талантов, составленный INSEAD, показывает, что страны с высоким уровнем дохода лидируют в развитии резервов знаний и профессиональных талантов. Страны с низким уровнем дохода испытывают трудности в обеих областях.

Талант - это двигатель конкурентоспособности и инноваций для современной глобально связанной мобильной экономики. Те, кто освоил развитие навыков внутри своих стран и снизил барьеры для входа иностранных талантов, создают динамичные и устойчивые экономики. Те же, кто этого не сделал, сталкиваются с широким спектром проблем - от нехватки квалифицированных кадров до высокой безработицы.

INSEAD в партнерстве с Сингапурским институтом лидерства в области человеческого капитала и компанией Adecco составил первый рейтинг 103 стран по их способности привлекать и развивать таланты. Согласно индексу, первые десять мест занимают в основном европейские и богатые страны, плюс Сингапур и США, а также большой разрыв между процветающими странами и странами с низким уровнем дохода.

Индекс глобальной конкурентоспособности талантов (GTCI) показывает, что странам необходимы оба набора навыков глобальные знания и профессиональные для построения передового, основанного на знаниях общества, что является сложной задачей, которая в некоторых случаях опирается на сильные образовательные традиции, а в других - на иммиграционную политику.

Швейцарская формула

На вершине турнирной таблицы GTCI находится Швейцария. По словам Пола Эванса, академического директора INSEAD GTCI, Швейцарию отличает сильная сторона как в профессиональных навыках, так и в глобальных знаниях, причем по всему спектру показателей. В то же время Швейцария имеет две местные особенности, добавил Бруно Ланвин, исполнительный директор INSEAD по глобальным индексам: процветающая программа ученичества и система, при которой работники могут переходить из аудитории на рабочее место.

Индекс GTCI оценивает страны по 48 переменным, разделенным на две группы. В первую входят профессиональные и технические навыки для работы в таких областях, как здравоохранение и машиностроение, а также навыки глобальных знаний, которые охватывают целый ряд должностей, включая предпринимателей, исследователей, менеджеров и других специалистов. Вторая группа рассматривает то, как страны создают условия, привлекают, выращивают и удерживают таланты для развития этих выходных навыков.

Преимущество малых стран

Ланвин говорит, что рейтинг отражает три различных типа ситуации в ведущих странах. Страны и города-государства, входящие в первую десятку, используют стратегию, в которой особое внимание уделяется привлечению талантов. В число этих стран входит Сингапур, занимающий второе место, за ним следует Дания, к которой присоединяются скандинавские страны - Швеция, Финляндия и Исландия, а также Люксембург, Нидерланды и Великобритания. Многие из этих стран, особенно в Европе, имеют долгую историю развития сильных систем образования. "У них есть доходы, у них есть ресурсы, у них есть инфраструктура. Им просто нужны люди, которых не генерирует их демография", - говорит Ланвин.

Второе место в первой двадцатке занимают крупные индустриальные страны, которые имеют устоявшуюся традицию иммиграции для привлечения талантов, такие как США (9 место), Канада (11 место) и Австралия (15 место).

А третья ситуация наблюдается в развивающихся странах, которым нужны таланты для создания инфраструктуры, развития экономики и повышения темпов роста ВВП. Такие чемпионы по талантам, как Черногория и Малайзия, заняли 26-е и 37-е места соответственно за их внимание к навыкам, которых не хватает их соседям, и развитие человеческого капитала, пользующегося особым спросом.

Связь с инновациями

Ланвин отмечает, что, как и ожидалось, показатели конкурентоспособности стран по талантам и ВВП на человека тесно коррелировали в GTCI богатые страны поднимались на вершину GTCI, бедные страны занимали нижние позиции. Но что было удивительно, так это еще более сильная корреляция между конкурентоспособностью талантов и инновационными показателями, добавил он.

Быстрые ученики

В каждом мировом регионе были страны, которые выделялись среди других. Например, несмотря на то, что Германия занимает 20-е место и ее часто хвалят за сильную промышленную базу, Бельгия по индексу GTCI находится немного выше Германии, в основном благодаря своей системе образования, которая ведет к формированию более сильной глобальной рабочей силы знаний, в то время как в Германии больше внимания уделяется профессиональным навыкам.

Среди развивающихся стран есть страны с развивающейся экономикой, которые превзошли своих региональных коллег. В странах Африки к югу от Сахары, которые находятся в самом низу таблицы по уровню ВВП на человека, Южная Африка выделялась большой долей женщин в парламенте, что является показателем стремления страны к развитию и привлечению талантов. В Латинской Америке Чили заслуживает внимания благодаря высокой социальной мобильности и открытости границ. В Азии Китай опережает другие страны региона благодаря постоянным усилиям по укреплению системы высшего образования.

Сильные показатели этих стран свидетельствуют о том, что "глобальная конкуренция за таланты останется быстро меняющимся полем, в котором сравнительные преимущества может быть трудно сохранить", - отмечают авторы.

Устранение разрыва

Индекс GTCI показывает, что глобальное распространение конкурентоспособности талантов действительно однобоко. На первом месте находятся богатые страны, которым необходимо развивать как глобальные знания, так и профессиональные навыки, в отличие от стран с развивающейся экономикой, занимающих более низкие позиции. Самый большой разрыв наблюдается в области глобальных знаний, где богатые страны гораздо сильнее благодаря развитой экосистеме университетов и институтов, стимулирующих инновации, которые развивающимся странам трудно воспроизвести в краткосрочной перспективе.

В богатых странах, которые способны развивать, привлекать и удерживать таланты, действует добродетельная обратная связь. В отличие от них, GTCI показывает, что бедные страны могут оказаться не в состоянии удержать квалифицированных работников, которых они развили и привлекли. Более того, многие из этих развивающихся стран стремятся расширить свой резерв квалифицированных специалистов.

Притяжение мегаполиса

Индекс свидетельствует о том, что в глобальной войне за таланты появляется еще один фронт. По словам Эванса, для повышения конкурентоспособности крупная страна может лучше соответствовать маневренности наиболее успешных малых стран и городов-государств за счет усиления конкуренции между городами в пределах своих границ.

Эванс приводит несколько примеров растущего влияния городов как притягательного центра для талантливых специалистов: Барселона, которая превратилась в центр информационных технологий; индустрия моды, где сегодня существует несколько столиц "la mode", причем Париж уже не является доминирующим, включая Лондон, Милан, Нью-Йорк и Токио; и Сингапур, который, несмотря на скромный размер рынка, позиционирует себя как ворота в Азию благодаря созданию инфраструктуры мирового класса и налаживанию партнерских отношений.

"Десять лет назад, если вы работали в крупной американской компании... люди спрашивали, не хотите ли вы перейти на руководящую должность в Китае? Сегодня, как правило, на этот вопрос отвечают так: "Вы отправите меня в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу или в западные провинции?". говорит Эванс.

Устранение дисбаланса

Авторы отмечают, что для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров, которая наблюдается во всем мире и наиболее остро ощущается в некоторых странах и регионах, потребуется повысить трансграничную мобильность талантов, расширить доступ к образованию для женщин, инвалидов, маргинализированных этнических и бедных групп населения, а также активизировать программы ученичества, чтобы удержать квалифицированных работников и создать рабочие места на местах.

Для решения сложных и взаимосвязанных задач, необходимых для повышения конкурентоспособности талантов, потребуется сотрудничество правительства, бизнеса, организованной рабочей силы, педагогов и отдельных людей путем создания партнерств, отмечают авторы.

Скачать полный текст отчета "Глобальный индекс конкурентоспособности талантов" можно здесь.

Пол Эванс, научный руководитель Глобального индекса конкурентоспособности талантов INSEAD, и Бруно Ланвин, исполнительный директор INSEAD по глобальным индексам, при участии Сары Вахтер, автора исследования.

Составлено Полом Эвансом, научным руководителем Индекса конкурентоспособности талантов INSEAD, и Бруно Ланвином, исполнительным директором INSEAD по глобальным индексам.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Theundercoverrecruiter.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться