Рост поляризации вряд ли исчезнет в ближайшее время, и это может иметь серьезные последствия для компаний, независимо от того, занимают они публичную позицию или нет. Однако, используя избирательный и стратегический подход, руководители компаний могут уменьшить вред поляризации сначала в своих компаниях, а затем и в более широких сообществах, сосредоточившись на вопросах и ситуациях, в которых они заинтересованы сами, имеют авторитет и влияние. Авторы предлагают 12 стратегий, которые помогут преодолеть разногласия.
Рост политической поляризации может иметь серьезные последствия для бизнеса. Компании, которые высказываются по спорным вопросам, могут столкнуться со снижением лояльности клиентов со стороны тех, кто придерживается противоположных убеждений, ростом внутренних конфликтов между сотрудниками или снижением продаж из-за бойкотов. Кроме того, публичная позиция часто может усугубить социальную напряженность. Например, после стрельбы в школе в Паркленде, штат Флорида, в 2018 году компания Delta Air Lines, как сообщалось, отменила скидку для членов NRA. Несмотря на то, что этот шаг затронул очень мало людей, он еще больше усилил напряженность вокруг контроля над оружием и побудил законодателей штата поставить под угрозу освобождение авиакомпании от налога на топливо.
Тем не менее, бездействие не всегда является лучшей стратегией. Поляризация также может повлиять на компании, которые не высказываются, в виде снижения лояльности клиентов, непредсказуемости рынка, вызванной публичной дезинформацией, или упущенных возможностей из-за страха обратной реакции. Молчание также может восприниматься как молчаливая поддержка одной из сторон вопроса. Например, компания Uber подверглась широкомасштабному бойкоту за молчание по поводу запрета на поездки в США в большинство мусульманских стран в 2017 году, что некоторые расценили как одобрение этой политики.
Эти риски усугубляются растущими ожиданиями того, что компании должны проявлять "корпоративную государственную мудрость", играя более заметную общественную роль в социальных и политических вопросах. Примечательно, что мнения руководителей компаний разделились почти поровну по вопросу о том, занимать ли публичную позицию по спорным социальным вопросам или нет.
Если как отстаивание позиции, так и молчание могут привести к обратному результату, какие действия могут предпринять руководители компаний, чтобы эффективно уменьшить раскол - и защитить свой бизнес во все более поляризованные времена?
Пересечение раскола
Вместо того чтобы фокусироваться на ложной бинарности: просто занять публичную позицию или хранить молчание, руководителям компаний лучше понять и рассмотреть контекст растущей поляризации и сделать это стратегически.
Сначала наведите порядок у себя дома.
Прежде чем вступать в публичные дебаты, руководители должны убедиться, что они разобрались с поляризацией в своих собственных организациях. Это не только поможет избежать обвинений в лицемерии, но и создаст более прочную основу для внешнего влияния.
Рабочее место - одно из немногих оставшихся социальных пространств для повторяющегося межгруппового взаимодействия и сотрудничества. Мы можем работать в одиночку, но мы все равно работаем вместе. Каждый день мы взаимодействуем с коллегами, которые не обязательно разделяют наши социальные и политические взгляды, чтобы выполнить общую задачу, создавая позитивные связи через границы различий, которых может не быть в обществе в целом. Это ценный и важный источник социальной сплоченности сам по себе.
Более того, атмосфера разногласий может негативно повлиять на настроение сотрудников - и на их производительность. Исследование 2016 года показало, что 24% работников заявили, что политическая обстановка, вызывающая разногласия, приводит к негативным результатам на работе, включая низкое качество работы и снижение производительности. Чтобы решить и избежать этих негативных последствий, руководители могут приложить усилия для преодоления разногласий и укрепления сотрудничества между группами сотрудников на рабочем месте.
Знай себя: Прислушивайтесь к своим сотрудникам, чтобы лучше понять их прошлое, интересы и ценности - особенно в различных культурных и географических группах. Руководители могут добиться этого с помощью круглых столов, анонимных опросов и других форматов, которые способствуют открытому общению и обратной связи с сотрудниками. Если руководители лучше понимают свои команды и организации, они смогут лучше решать общие проблемы сотрудников. Например, после того как компания Basecamp запретила обсуждение социальных и политических вопросов, около 30% ее сотрудников уволились, чего можно было бы избежать, если бы руководство имело более четкое представление о том, что нужно или чего хотят сотрудники.
Выработайте последовательную позицию: Четко сформулируйте философию вашей компании в отношении участия в решении социальных вопросов и убедитесь, что она соответствует ранее установленной политике, ценностям и целям компании. Четкие и стабильные ожидания могут не только уменьшить путаницу и неадекватное поведение, но и предотвратить разочарование сотрудников, которые считают, что компания должна делать больше - или меньше - в социальных вопросах, или считают, что политика применяется непоследовательно. Например, в 2020 году компания Starbucks подверглась критике, когда сотрудники отметили, что одежда для прайда была разрешена на рабочем месте, в то время как одежда Black Lives Matter была запрещена. В конечном итоге компания отменила запрет и приняла последовательную политику.
Создавайте точки соприкосновения: Сделайте межгрупповые контакты основной ценностью организации, формируя общую идентичность на основе аполитичных интересов. Корпоративные волонтерские программы, которые позволяют сформировать чувство единства вокруг общих социальных интересов, являются одним из мощных рычагов для создания значимых взаимодействий. Например, Американский Красный Крест в Лос-Анджелесе создал программу для объединения представителей различных конфессий, включая бахаистов, мусульман, христиан и буддистов, для обсуждения общей цели увеличения разнообразия донорской крови и организации общественных акций по сбору крови.
Содействие здоровому взаимодействию: Создайте четкие правила и нормы для открытых дискуссий, которые поощряют честное и уважительное общение - и даже разногласия - между сотрудниками. Руководители могут способствовать продуктивному общению, создавая открытые форумы для межгруппового взаимодействия, следя за дезинформацией и поощряя вежливое и инклюзивное поведение. Например, когда компания Cisco создала форумы для сотрудников для обсуждения сложных социальных вопросов, она также внедрила "цветовой спектр" комментариев, чтобы подсказать сотрудникам, как поддерживать уважительное общение.
Вовлечение скрытого большинства: Убедитесь, что люди с умеренными или невыраженными взглядами чувствуют себя комфортно в организации. Исследование 2018 года отнесло 67% американцев к "истощенному большинству", которые говорят, что устали от политики и чувствуют себя забытыми в текущих дебатах. Такие сотрудники могут чувствовать себя нежелательными в сильно политизированной среде. Например, в 2015 году компания Starbucks подверглась критике после того, как призвала клиентов обсуждать расовые вопросы с сотрудниками, многие из которых чувствовали себя некомфортно во время таких дискуссий на работе, но, возможно, не могли отказать. Как позже сказал тогдашний генеральный директор Говард Шульц, "эти дискуссии должны были состояться, но не так, как мы их провели". Руководители могут создать безопасную и уважительную среду, в которой эти люди не будут чувствовать давления, чтобы занять публичную или искусственную позицию.
Влияйте на свою экосистему.
Генеральные директора могут оказывать определенное прямое влияние на поведение клиентов, поставщиков и других заинтересованных сторон в рамках своей внешней бизнес-экосистемы. Благодаря этим отношениям лидеры могут расширить свое влияние и воздействие, особенно в вопросах, представляющих общий интерес. Сильная экосистема может усилить выражение и реализацию цели компании и предоставить более широкие возможности для решения проблемы поляризации.
Объяснение четкой цели: Цель компании - это мост между ее внутренними устремлениями и возможностями и ее внешним воздействием, включая способность решать проблему поляризации. Однако, если при донесении информации о цели полагаться в основном на звуковые фразы СМИ или посты в социальных сетях, это может привести к обратному результату; люди с большей вероятностью не поймут двусмысленно краткие или плохо сформулированные заявления. К счастью, лидеры могут легко вступить в более насыщенное взаимодействие с непосредственными заинтересованными сторонами компании. При общении с клиентами и внешними заинтересованными сторонами лидеры также должны убедиться, что они используют простую и понятную терминологию. Например, компания Ben & Jerrys размещает на своем сайте четкие определения вопросов, которые она поддерживает, что помогает избежать путаницы или неправильного толкования.
Убедитесь в уважительном взаимодействии: Борьбы с дезинформацией недостаточно для снижения поляризации, если тон публичного общения враждебен. Организация "Больше общего", которой руководит один из нас (Матье), разрабатывает инициативы по устранению раскола в обществе. Согласно ее исследованиям, 70% немцев и 86% французов обеспокоены растущей ненавистью в публичной риторике.
Лидеры бизнеса могут влиять на то, как заинтересованные стороны взаимодействуют - по крайней мере, на платформах, управляемых компанией - и могут уменьшить антагонизм, предотвращая использование токсичных или поляризующих высказываний. Twitter недавно разработал функцию, которая обнаруживает и помечает "нецензурные" сообщения до их отправки. По сообщениям, во время тестирования эти флажки побудили 34% людей изменить или удалить свои сообщения и написать на 11% меньше оскорбительных сообщений в будущем.
Развивайте коалиции единомышленников: Компании все чаще объединяются по таким вопросам, как нормы поведения на рабочем месте, обязательства в области ОЭЗ и ИО и усилия по изменению климата. Работая вместе, компании не только усиливают свое влияние и воздействие, но и могут обмениваться новыми навыками и тактиками для борьбы с растущей поляризацией. Например, News Media Alliance, двухпартийный альянс организаций новостных СМИ, сотрудничает с целью выработки политических рекомендаций и выступает за свободную и независимую прессу.
Инвестиции в новые решения: Лидеры могут бороться с поляризацией, инвестируя в новые платформы, инструменты или концепции, которые непосредственно учитывают контекст растущей поляризации как внутри корпорации, так и за ее пределами. Эти решения могут включать методы повышения эффективности сотрудничества между группами или выявления и выделения общих черт. Например, компании могут внести свой вклад в организации, которые поддерживают дискуссию между различными группами, чтобы помочь уменьшить поляризацию. Одной из таких организаций является "Америка в одной комнате" - группа из Стэнфорда, которая способствует проведению политических дебатов среди разнообразной и репрезентативной выборки американского населения.
Инициировать более широкое влияние.
Рост доверия общества к бизнесу - и снижение доверия к государственным институтам - означает, что руководители компаний могут использовать свой общественный статус для содействия более широким социальным изменениям. Однако отдельным лидерам следует максимизировать свой авторитет и влияние, сосредоточившись на нескольких конкретных областях интересов и знаний, которые соответствуют убеждениям и действиям их собственных компаний и поддерживаются другими участниками их экосистем. Кроме того, лидеры будут иметь больше возможностей для формирования новых вопросов, чем тех, которые уже сильно поляризованы. И наоборот, реактивное погружение в хорошо развитые споры - особенно там, где они не навели порядок в собственном доме - может быть рискованным и вредным.
Поощряйте обсуждение на основе фактов: Компании должны подкреплять свои сообщения фактами, проверенными независимыми экспертами, и продвигать независимую журналистику, основанную на фактах. Эти действия могут помочь предотвратить распространение дезинформации среди сотрудников и в обществе в целом. Кроме того, компании могут избегать сотрудничества с известными распространителями дезинформации. Например, сообщается, что в 2020 году многие компании отказались от рекламы в Facebook из-за предполагаемых задержек в прекращении распространения дезинформации на платформе компании.
Катализировать инклюзивные сообщества: Лидеры могут уменьшить антагонизм и улучшить межгрупповое взаимопонимание, предпринимая такие действия, как инвестирование в инклюзивные маркетинговые методы или создание общественных форумов и мероприятий для межгруппового взаимодействия. Значительное большинство людей в западных демократических странах говорят, что их утомляет разделение в обществе. Руководители компаний могут использовать это стремление к единству, поощряя межгрупповые контакты в публичных коммуникациях и действиях. Именно так поступила датская телекомпания TV2, сделав пропаганду социальной сплоченности основной частью своего имиджа.
Наводить международные мосты: Бизнес становится все более глобальным, и многие компании поддерживают экономические отношения с клиентами, поставщиками и инвесторами за пределами международных границ. Лидеры могут использовать свое международное присутствие для связи между различными регионами и расширения круга заинтересованных сторон, чтобы охватить более широкий спектр перспектив. Например, Microsoft привлекает корпоративных волонтеров к участию в своей программе обучения технологиям в Африке, обеспечивая совместный опыт для людей из разных стран и способствуя дальнейшему развитию местных отношений. Такое взаимодействие через границы является потенциально мощным рычагом против вновь возрождающейся оси поляризации: геополитического разделения и национализма.
Рост поляризации вряд ли исчезнет в ближайшее время, и это может иметь серьезные последствия для компаний, независимо от того, занимают они публичную позицию или нет. Однако, применяя избирательный и стратегический подход, руководители компаний могут уменьшить вред поляризации сначала внутри своих компаний, а затем и в более широком сообществе, сосредоточившись на вопросах и ситуациях, в которых они заинтересованы сами, имеют авторитет и влияние.
Об авторе
Мартин Ривз является председателем Института Хендерсона компании Boston Consulting Group в Сан-Франциско и соавтором книги The Imagination Machine (Harvard Business Review Press, 2021).
- Hbr.org
Поделиться