На этой неделе руководители трех компаний, виновных в недавнем масштабном разливе нефти в Персидском заливе, были подвергнуты допросу со стороны законодателей в ходе нескольких заседаний Сената. Однако вместо того, чтобы взять на себя ответственность, они набросились друг на друга в попытках переложить вину. Никто не был впечатлен.
Игра в вину никогда не работает. Глубокие исследования показывают, что люди, обвиняющие других в своих ошибках, теряют статус, хуже учатся и хуже работают по сравнению с теми, кто признает свои ошибки. Исследования также показывают, что то же самое относится и к организациям. Группы и организации, где царит культура вины, находятся в невыгодном положении, когда речь идет о творчестве, обучении, инновациях и продуктивном принятии риска.
Вот почему создание культуры психологической безопасности - одна из самых важных вещей, которые может сделать руководитель.
Но это нелегко, и некоторые недавние исследования предлагают еще одну причину этого: Обвинение заразно. Ряд недавних исследований, проведенных в сотрудничестве с Ларисой Тиденс из Стэнфордской высшей школы бизнеса, показал, что достаточно просто увидеть, как кто-то другой возлагает вину за ошибку на другого, чтобы люди начали обвинять других в совершенно несвойственных им неудачах. Это отличается от феномена "пнуть собаку", когда человек с большей вероятностью обвинит человека, стоящего ниже его в иерархии, когда его самого обвинил вышестоящий. Вместо этого оказывается, что для того, чтобы "подхватить" вирус вины, достаточно быть подверженным тому, что кто-то другой передает ответственность.
Как это происходит? Наши результаты, опубликованные в журнале Journal of Experimental Social Psychology, показали, что происходит заражение цели. Микроб", который распространяется, - это цель защиты своего самовосприятия. Когда люди наблюдают, как другие защищают свое эго, это распространяется. Настроение и социальное обучение были исключены в качестве альтернативных объяснений.
Эти выводы означают, что вина может распространяться вирусным путем. Они также, к счастью, дают некоторое представление о том, как предотвратить распространение вины в своей организации. Вот несколько практических шагов, которые вы можете предпринять:
- Не обвиняйте других в своих ошибках. Когда вы совершаете ошибку, возникает огромный соблазн указать пальцем в другое место. Не поддавайтесь ему. Вы не только добьетесь уважения и лояльности со стороны своих последователей, но и поможете предотвратить возникновение культуры вины.
- Когда вы обвиняете, делайте это конструктивно. Бывают случаи, когда ошибки людей действительно необходимо вынести на публику. В таких случаях обязательно подчеркните, что цель - учиться на ошибках, а не публично унижать тех, кто их совершает.
- Показывайте пример, уверенно принимая на себя ответственность за неудачи. Наши результаты показали, что обвинения заразительны, но не среди тех, кто чувствовал себя психологически защищенным. Поэтому постарайтесь воспитать в себе хроническое чувство внутренней безопасности, чтобы снизить вероятность того, что вы будете срываться на других.
- Всегда фокусируйтесь на обучении. Создание культуры, в которой главным приоритетом является обучение, а не избегание ошибок, поможет добиться того, что люди будут свободно говорить о своих ошибках и учиться на них.
- Награждайте людей за ошибки. Некоторые компании начинают поощрять сотрудников за ошибки, если эти ошибки могут преподать ценные уроки, которые приведут к будущим инновациям.
Натанаэль Фаст - доцент кафедры менеджмента и организации в Школе бизнеса Маршалла Университета Южной Калифорнии.
Об авторе
Натанаэль Джей Фаст - доцент кафедры менеджмента в Школе бизнеса Маршалла при Университете Южной Калифорнии. В своих исследованиях он изучает, как процессы, связанные с самим собой, влияют на способность людей формировать точные суждения, принимать обоснованные решения и эффективно руководить.
- Hbr.org
Поделиться