Как правильно провести собеседование

"Видите? Это наш сайт. Я просто хочу, чтобы он стал лучше? Вы можете сделать его получше? Я готов заплатить любую сумму!" Генеральный директор одного из предприятий, пожелавший остаться неизвестным. Бизнес-конференция, 1999г.

Знаете, что самое плохое в поисках новой работы?

Нет, не боязнь остаться безработным. Нет, не необходимость совершать телефонные звонки и рассылать электронные письма в огромных количествах. И это даже не постоянные собеседования, время и способ проведения которых может меняться по несколько раз. Будет ли это личная встреча? Телефонный звонок? Звонок по Skype?

Неважно. Хуже всего, когда человек, который проводит собеседование, не имеет ни малейшего понятия о том, как делать это правильно.

Десять лет назад со мной произошел забавный случай. Специалист по подбору кадров одной из компаний предлагал мне приличные деньги. Он назначил встречу в удобное время, в удобном месте. Меня устраивало абсолютно все.

Предварительная беседа прошла успешно. Я был настроен очень оптимистично. В конечном итоге, это была одна из ключевых вакансий для той компании, и я знал, что собеседований может быть несколько... После четвертого интервью мне позвонил рекрутер и сказал: "Мы приглашаем вас на собеседование с..."

Я ответил: «Нет».

Рекрутер был сильно удивлен. Он немного помолчал, а затем спросил: "Что значит... нет?"

"В точности то, что я сказал. Я больше не приду. Не вижу смысла. Кроме того, в течение двух дней я планирую покинуть город, чтобы отправиться в отпуск, который мне так необходим. Я уезжаю, и мне не нужна отсрочка. Мне правда нужно уехать".

"Но ведь это.. мм.. должно быть.. планировалось, что это будет последнее собеседование. На нем будут наш директор по инвестициям и президент компании. Они хотели бы поговорить с вами лично прежде, чем примут окончательное решение. Я мог бы организовать эту встречу в течение двух дней. Вы согласны?"

"Хорошо. Я уезжаю в пятницу, в два часа дня. Если вы успеете все организовать до этого срока, я приду. Если нет - значит, так тому и быть".

Та беседа состоялась. Более того, выяснилось, что один из участников встречи был моим знакомым. Мы смеялись и шутили... В общем, беседа прошла отлично. Развязка была неожиданной. Мне сказали: "Знаешь, Дейв, у нас тут есть еще люди, которые хотели бы с тобой встретиться..."

Я ответил: «Нет».

Эти люди не привыкли слышать отказ. Они в недоумении посмотрели друг на друга, затем на меня... А затем один из них спросил: "Что значит... нет? Почему нет?"

"Просто потому, что я приезжаю уже в пятый раз", - объяснил я. -  "Пять. Раз. Я встретился с каждым потенциальным подчиненным. Я встретился со своим непосредственным начальством. Я встретился с теми, с кем (может быть!) пересекался бы в холле пару раз в месяц. Я встретился даже с теми, с кем по долгу службы никогда бы не столкнулся, даже если работал бы в этой компании лет тридцать. Поэтому... Нет, простите. Мне нравится должность. Мне нравятся возможности,  которые она предоставляет. Я был бы не против с вами поработать. Но если вы до сих пор не поняли, что я - тот, кто вам нужен... Пожалуй, я больше ничего не хочу. Кроме того, через пару часов я отправляюсь в отпуск, и в ближайшие две недели меня не будет в городе. Ваша система найма сильно недоработана. Вот, в общем-то, и все, что я хотел сказать. Спасибо за потраченное время и предоставленную мне информацию".

Я пожал им руки и вышел из комнаты.

Я сказал в точности то, что хотел. Я на самом деле хотел получить эту работу. Если бы мне это удалось, было бы прекрасно... Но нельзя бесконечно держать людей в ожидании, пытаясь принять коллективное решение. Таким образом, мой собственный опыт позволяет дать вам несколько полезных советов, которые помогут вам провести собеседование правильно.

  • Заранее определите ожидания. Если кандидат думает, что пришел побеседовать с кем-нибудь из отдела кадров, а его ожидает комиссия из десяти человек, он почувствует себя неловко. Разумеется, всем нам интересно, как он отреагирует на стрессовую ситуацию. Но даже если он будет широко улыбаться и пожимать руки присутствующим, наверняка в глубине души он пожелает им всем скорейшей смерти.
  • Тщательно подготовьтесь. Представители работодателя очень любят жаловаться на неподготовленных кандидатов, но я не раз слышал аналогичные жалобы со стороны соискателей. Распечатайте резюме. Не забудьте его прочитать! Вам следует знать все необходимое о личных и профессиональных качествах кандидатах, а также о должности, на которую он претендует.
  • Соблюдайте этикет. Конкурс талантов - это, конечно, неплохо. Если вы хотите упростить процесс подбора кадров и написали шаблонное письмо, которое рассылаете всем кандидатам, прошедшим предварительный отбор, это тоже неплохо. Но почему бы вам, к примеру, не использовать функцию "слепая копия", чтобы кандидаты не получали лишних вопросов о том, почему они планируют сменить работу?
  • Сообщите все необходимые подробности. Сколько бесед вы планируете провести? Одно? Два? Пять? Зная об этом заранее, соискатели смогут сориентироваться и  не тратить свое и ваше время понапрасну, если ваши условия им не подходят. Представьте, что человек уже прошел три собеседования, и ему говорят, что это далеко не конец... Угадайте, что он подумает о вашей компании? Не удивляйтесь, если вы приобретете репутацию работодателя,  который не ценит чужое время.
  • Настройтесь на положительный лад. Специалисты по подбору кадров так часто советуют соискателям сохранять позитивный настрой, однако сами зачастую пребывают в отвратительном расположении духа. Помните, что тот, кто проводит собеседование, является лицом компании, и он должен соответствовать нормам корпоративной культуры.

Ах да, вы хотите знать, чем закончилась моя история? Их представитель позвонил мне на следующий день, когда я уже нежился на пляже. Он позвонил, чтобы сделать предложение. Я проигнорировал свое шестое чувство и принял его. И знаете что? Мы не сработались. Всегда доверяйте своим инстинктам. Если компания зарекомендовала себя не с лучшей стороны, не стоит с ней связываться.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
  • David Phillips
Источник: 
  • Linkedin.com
Автор перевода: 
  • Айрапетова Ольга
+1
0
-1
Аватар пользователя Ekaterina88

Замечательная статья, спасибо, местами было весело и грустно! Это ведь прям проблема, что те кто подбирает себе кадры и проводит собеседование даже не представляют о том как это делается и об обычных правилах этикета, а эти анкеты на 10 листов которые предлагаю почти везде заполнить соискателю вакансии в какой-нибудь компании, можно подумать человек устраивается в ФСБ, такие анкеты были раньше только при устройстве в государственные органы, ну тут то понятно, но зачем фирме занимающейся например продажей носков знать всех моих родственников и всю мою жизнь за последние 10 лет. Кадры это лицо предприятия, руководители обратите внимание на своих представителей!