Как избавиться от потерь в офисе: практическое руководство по бережливому производству

В основе бережливого производства лежит стремление выявить, проанализировать и устранить все потери в производственном процессе. Потери - это действия, которые требуют времени и ресурсов, но не добавляют ценности конечному продукту или услуге. Покупатель платит за ценность, а потери - это операции, которые ваша компания совершает с товаром или услугой, но за которые, возможно, платят ваши клиенты, хотя этого быть не должно.

В этой статье мы рассмотрим шесть распространенных видов потерь, с которыми сталкиваются компании различных отраслей, и предложим практические методы их устранения.

1. Перепроизводство

Создание чего-либо до того, как это действительно требуется, - это потери. Перепроизводство является худшим из всех видов потерь, поскольку оно приводит к другим потерям. Например, составление коммерческого предложения для клиента до того, как он сделал запрос, влечет за собой дополнительные потери: лишняя обработка, перемещение, движение и т. д. Чтобы понять, какие операции необходимы, а от каких можно отказаться, нужно четко представлять, что вы производите и что нужно вашему клиенту.

Примеры:

  • Составление отчетов, которые никто не читает;
  • Изготовление лишних копий документов;
  • Отправка одного и того же документа по электронной почте или факсу несколько раз;
  • Ввод повторяющейся информации во множество документов;
  • Бессмысленные собрания.

Инструменты для устранения:

  • Стандартизированная работа;
  • Выравнивание рабочей нагрузки;
  • Изучение потребности в той или иной операции.

2. Ожидание

Любое ожидание (людей, подписи, информации и т. д.) - это потери. Этот вид потерь можно сравнить с низко висящим яблоком, которое легко сорвать и использовать по назначению. Часто мы не замечаем потери времени, просматривая стопку документов, ожидая завершения процесса или задержек в получении информации.

Примеры:

  • Большое количество обязательных подписей и разрешений;
  • Зависимость от других сотрудников при выполнении задач;
  • Задержки в получении информации;
  • Проблемы с программным обеспечением;
  • Выполнение задачи разными отделами;
  • Отсутствие ответственных за выполнение задач.

Инструменты для устранения:

  • Карта потока создания ценности;
  • Система 5S;
  • Курьеры;
  • Система документооборота.

3. Движение

Любые перемещения людей, документов и/или обмен электронными сообщениями, которые не создают ценности, - это потери. Этот вид потерь возникает из-за плохой планировки офиса, неисправного или устаревшего оборудования и отсутствия необходимых материалов.

Примеры:

  • Поиск файлов на компьютере;
  • Поиск документов в картотеке;
  • Постоянное перечитывание справочников / баз данных в поисках информации;
  • Передача документов на следующий этап работы вручную;
  • Выполнение одной задачи разными отделами при отсутствии эффективного взаимодействия;
  • Отсутствие ответственных за выполнение какой-либо задачи.

Инструменты для устранения:

  • Стандартизированная работа;
  • Перепланировка рабочего пространства;
  • Короткие организационные совещания;
  • Карточки канбан для канцелярских принадлежностей;
  • Отслеживание документов.

4. Перемещение

Бесполезное перемещение документов влияет на время, необходимое для выполнения любой работы в офисе. Даже при наличии свободного доступа к Интернету и электронной почте, клиентам часто посылаются документы, имеющие небольшую или нулевую ценность.

Примеры:

  • Отправка ненужных документов;
  • Слишком частая регистрация документов, находящихся в работе;
  • Передача документов на следующий этап работы вручную;
  • Выполнение одной задачи несколькими отделами;
  • Неправильная расстановка приоритетов.

Инструменты для устранения:

  • Равномерное распределение рабочей нагрузки;
  • Система документооборота;
  • Стандартизированная работа;
  • Средства визуального контроля.

5. Брак

К потерям в результате брака относится любое действие, которое привело к появлению дефектов, и дополнительная обработка, необходимая для их устранения.

Примеры:

  • Ошибки при вводе данных;
  • Ошибки при установлении цен;
  • Передача неполной документации на следующие этапы обработки;
  • Утеря документов или информации;
  • Некорректная информация в документе;
  • Неэффективная организация файлов в компьютере или папок в картотеке;
  • Неправильный подбор сотрудников для обслуживания клиента.

Инструменты для устранения:

  • Обеспечение предсказуемого результата;
  • Средства визуального контроля;
  • Стандартизированная работа;
  • Система документооборота;
  • Журнал учета остановок и незапланированных заданий;
  • Короткие организационные совещания;
  • Средства предупреждения ошибок.

6. Нерациональное использование рабочей силы

Труд людей используется нерационально, когда работники выполняют задания, не требующие для создания ценности всех имеющихся у них знаний, навыков и способностей.

Примеры:

  • Нарушение сроков выполнения проектов;
  • Неравномерное распределение рабочей нагрузки из-за недостаточно широкой квалификации персонала;
  • Частые прогулы и большая текучесть кадров;
  • Неадекватная система управления результативностью;
  • Недостаточная оценка профессиональных навыков перед приемом на работу.

Инструменты для устранения:

  • Учет рабочих процессов;
  • Стандартизированная работа;
  • Система документооборота;
  • Короткие организационные совещания;
  • Обоснование перехода к бережливому офису.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Какие потери можно быстро устранить?
  • Что можно сделать, чтобы немедленно повысить степень удовлетворения запросов потребителей?

Применяя эти методы и инструменты, вы сможете существенно сократить потери в офисе, оптимизировать рабочие процессы и повысить эффективность работы своей компании.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться