Как хвалить сотрудников. 2 правила

Многие руководители признают, что нет ничего сложнее, чем давать негативные отзывы. Им приходится использовать различные подходы - к примеру, новый сотрудник может извлечь из критики выгоду, а более опытный специалист будет упрямо отстаивать свою точку зрения.

В теории, давать положительные отзывы куда проще. Сотрудник совершает выдающийся поступок, вы признаете его вклад в общее дело, и все счастливы.

Тем не менее, такой подход не всегда эффективен. Иными словами, руководителям приходится постоянно думать о том, какое послание заключено в их словах.

Что происходит, когда сотрудники не воспринимают похвалу, а напротив, кажутся удреченными? Руководитель теряется в догадках. Ему кажется, что он не может хвалить неправильно.

Определенные правила существуют не только для критики, но и для похвалы. Следуя им, вы дадите своим сотрудникам понять, что цените их вклад. Представляем вашему вниманию две основные ошибки и способы их избежать.

Откажитесь от метода "бутерброда"

Комплимент-"бутерброд" - это метод, согласно которому руководитель добавляет к критике похвалу, чтобы не ранить чувства сотрудника. Такая тактика позволяет привыкнуть к тому, что похвала и критика всегда идут вместе, и это не всегда хорошо.

В некоторых случаях руководители инвертируют подход и считают нужным покритиковать сотрудника даже основная цель разговора - это похвала. В результате сотрудник думает, что его работа никогда не будет оценена по достоинству.  В статье "Девять составляющих эффективной похвалы" Джефф Хейден пишет: "Когда мне говорят, что я отлично справился с жалобой клиента, а затем начинают перечислять, что я должен сделать в следующий раз, я слышу только последнюю часть монолога". Иными словами, сотрудник может пропустить похвалу и сосредоточиться только на критике.

Не стоит хвалить кого-нибудь, а сразу после этого обсуждать его ошибки или недочеты. Акцентируйте внимание на хорошем.

Если вам необходимо озвучить некоторые тонкости, сделайте это, но не считайте такой монолог похвалой. Найдите другую возможность похвалить сотрудника без лишних оговорок.

Не переусердствуйте

Наверняка не раз вы сталкивались с ситуациями, в которых вас чрезмерно хвалили так, что вы чувствовали себя неловко. Если руководитель усиленно расписывает заслуги сотрудника, он может подумать, что все его предыдущие достижения не имеют никакой ценности.

Иногда достижение действительно заслуживает исключительной похвалы. Предположим, один из стажеров посетил важное мероприятие и заключил сделку с крупным спонсором или заранее решил вопрос, который со временем превратился бы в серьезную проблему. Разумеется, вы рады, что такой человек присоединился к вашей команде, и вы хотите, чтобы он знал, как высоко вы его цените. Но если вы перестараетесь с похвалой, стажер подумает, что эта работа ему не подходит. Как правило, люди хотят совершенствоваться и успешно преодолевать трудности, а не служить объектом поклонения для коллег.

Если сила отклика не соответствует реальному вкладу (например, сотрудник просто приехал вовремя и выполнил свои обязанности, а вы хвалите его так, будто он заключил крайне выгодную сделку), это обесценит все последующие отклики.

В статье "Пять способов выразить признательность сотрудникам" Меган Биро пишет: "Признание должно соответствовать приложенным усилиям и результату, в противном случае оно теряет смысл".

Хвалите искренне и конкретно. Вместо того, чтобы сказать, что речь сотрудника изменила ход всего мероприятия, скажите, что благодаря ей количество откликов увеличилось вдвое. Вместо того, чтобы назвать презентацию лучшей из тех, что вы видели, сообщите, что слайды и ответы на вопросы очень понравились и запомнились всем присутствовавшим. Если сотрудник, который раньше всегда опаздывал, приходил вовремя в течение последней недели, не говорите ему, что он сделал над собой невероятное усилие. Скажите, что вы заметили и цените его пунктуальность.

Каждый руководитель должен оценивать работу своих сотрудников. Иногда отзывы бывают положительными, иногда - отрицательными, но в любом случае их нужно преподносить правильно.

Первая публикация: 2015-07-20

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Mashable.com
Перевод: 
  • Айрапетова Ольга
+1
0
-1