Исследования показывают, что организации выигрывают, когда сотрудники берут творческие отпуска

Наметилась тенденция к росту числа работодателей, предлагающих своим сотрудникам более длительные отпуска и творческие отпуска, и факты свидетельствуют о том, что от этого выигрывают все. Субботники и длительные отпуска полезны не только для сотрудников, чтобы отдохнуть и восстановить силы - они приносят пользу организации, поскольку проверяют организационную структуру на стрессоустойчивость и предоставляют промежуточные роли, позволяя перспективным сотрудникам взять на себя больше лидерских функций. Исследование 129 профессоров, взявших академический отпуск, показало, что психологическое воздействие длительного отдыха - снижение стресса и улучшение самочувствия - сохраняется надолго после возвращения профессоров на работу. А исследование, проведенное среди 61 менеджера некоммерческих организаций, показало, что субботние отпуска пошли на пользу не только людям, взявшим отпуск, но и сотрудникам, которые замещали ушедших в отпуск, - они стали более эффективными и ответственными и оставались таковыми даже после возвращения ушедших.

В это время года многие сотрудники используют свой отпуск, и иногда может показаться, что в офисе никого нет. Но вместо того, чтобы сетовать на то, что в сезон отпусков трудно что-то сделать, недавние исследования и корпоративные эксперименты говорят о том, что, возможно, сотрудники берут отпуск в недостаточном количестве - и даже если они берут отпуск, им следует брать его чаще. Наметилась тенденция к росту числа работодателей, предлагающих своим сотрудникам больше долгосрочных отпусков и академических отпусков, и факты свидетельствуют о том, что от этого выигрывают все.

Хотя академические отпуска все еще редкость в корпоративной Америке, их число быстро растет. По данным исследования, проведенного Обществом управления человеческими ресурсами, в 2017 году доля компаний, предлагающих творческий отпуск (как оплачиваемый, так и неоплачиваемый), выросла почти до 17% работодателей. Это значительный рост по сравнению с 1977 годом, когда компания McDonald's ввела, возможно, первую корпоративную программу академического отпуска в США.

Хотя тип (оплачиваемый или неоплачиваемый), продолжительность (недели или месяцы) и другие детали академического отпуска варьируются, исследования показывают, что тенденция к росту числа академических отпусков обусловлена двумя основными факторами. Субботники и длительные отпуска не только помогают сотрудникам отдохнуть и восстановить силы - они приносят пользу организации, поскольку проверяют организационную структуру на стрессоустойчивость и предоставляют промежуточные роли, позволяя перспективным сотрудникам взять на себя больше руководящих функций.

Поскольку концепция академических отпусков наиболее популярна в академической среде, большинство исследований, посвященных их влиянию на сотрудников, проводились на примере изучения профессоров. В одном примечательном исследовании сравнивались 129 университетских профессоров, взявших академический отпуск в определенный семестр, и 129 таких же квалифицированных коллег, не взявших его. Обе группы были обследованы до, во время и после отпуска для оценки уровня стресса, психологических ресурсов и даже общей удовлетворенности жизнью. Неудивительно, что исследователи обнаружили, что у тех, кто взял академический отпуск, по возвращении снизился уровень стресса, увеличились психологические ресурсы и общее благополучие. Удивительно, однако, то, что эти позитивные изменения часто сохранялись еще долгое время после возвращения на работу. Это говорит о том, что не только отдохнувшие сотрудники получают пользу от отдыха, но и организация тоже.

Однако более значительная польза для организаций приходит неожиданным образом. Предоставление руководителям академических отпусков или длительных отпусков на самом деле может быть средством проверки организационной структуры на стрессоустойчивость и дать начинающим руководителям шанс вырасти. В одном исследовании ученые опросили 61 руководителя в пяти различных некоммерческих организациях, имеющих программы академического отпуска. В каждой организации были немного разные требования, но все они требовали не менее трех месяцев отпуска и не рекомендовали руководителям посещать офис во время академического отпуска.

< <

Серия "Вы и ваша команда"

Время отдыха


  • 5 правил для отпуска, который действительно того стоит
    Чему научилась одна компания, заставив сотрудников использовать время отпуска
    Как вести переговоры о предоставлении отпуска

Исследователи обнаружили, что большинство опрошенных руководителей заявили, что отпуск позволил им генерировать новые идеи для инноваций в организации и помог им обрести большую уверенность в себе как в лидерах. Они также отметили лучшую способность сотрудничать с советом директоров, скорее всего, потому, что планирование и проведение академического отпуска послужило опытом обучения для всех участников.

Что самое интересное, исследователи обнаружили, что большинство опрошенных руководителей заявили, что временные лидеры (те, кто замещал их во время отпуска) были более эффективными и ответственными после возвращения взявших академический отпуск. Многие даже сообщили, что временные руководители продолжили выполнение некоторых обязанностей и сделали отношения между руководителем и подчиненными более совместными. Некоторые организации сообщили, что они стали гораздо увереннее в планировании преемственности, поскольку смогли попробовать себя в роли временных руководителей, чтобы оценить квалификацию и возможности развития, которые еще необходимы. Одна компания проводила национальный поиск будущего исполнительного директора, но в итоге наняла заместителя директора после ее высокой эффективности в качестве временного руководителя.

По крайней мере, ротация людей на длительный период времени позволяет организациям провести стресс-тест своей организационной структуры. В идеале, ни одна команда не должна настолько зависеть от одного человека, чтобы производительность труда снижалась во время длительного отпуска. И хотя на бумаге эта схема может выглядеть хорошо, единственный способ узнать наверняка - проверить ее. Это одна из основных причин, по которой существует одна из самых уникальных политик предоставления отпусков/отгулов: подход компании The Motley Fool, который называется "Поручение дурака". Каждый месяц руководство The Motley Fool выбирает случайное имя из списка компании и предоставляет этому человеку две недели оплачиваемого отпуска с одной лишь загвоздкой: Он должен быть использован в течение следующего месяца. Это способ убедиться, что сотрудники получают столь необходимые перерывы, а компания готова к неожиданным отлучкам.

Независимо от того, идет ли речь о долгосрочном отпуске или неожиданном отпуске, успех продления отгулов - как для сотрудника, так и для организации - является и поощрением, и предупреждением. Предупреждение заключается в том, что большинство организаций, вероятно, не предоставляют сотрудникам достаточно времени для отдыха. Поощрение? Продленный отпуск окупается.

Об авторе

Дэвид Буркус - организационный психолог и автор четырех книг, в том числе "Лидерство из любой точки". Для получения дополнительной информации посетите его веб-сайт.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться