Горбачев, руководитель переломного периода

Никто, ни Иосиф в Египте, ни Альфред Слоун, никогда не сталкивался с такой масштабной управленческой задачей, как та, которую поставил перед собой Михаил Горбачев. В его собственных трудах и речах советская экономика предстает как огромная, терпящая крах промышленная корпорация, чьи рабочие деморализованы, а менеджеры самодовольны во всем, кроме привилегий. Монополия Советского Союза на внутреннем рынке привела к неясному равномерному распределению безопасности, но не достаточному богатству, чтобы его стоило распределять; на международных рынках он едва может удержаться на одном уровне с Сингапуром.

В течение 70 лет, сетует Горбачев, не было возможности открыто выступать за фундаментальные альтернативы советской системе планирования. Марксизм-ленинизм - или, по мнению Горбачева, его извращенная форма - подавлял предпринимательство и инновации, запрещая частное предпринимательство и обогащение. Международная конкуренция отвергалась как империалистическое окружение.

Горбачев, таким образом, взялся не только изменить курс государственного корабля, но и предоставить новые карты, установить новую навигационную систему, внедрить новую теорию командования и постепенно заменить экипаж. Была ли когда-нибудь подобная попытка поворота?

Очевидно, что вызов Горбачева заслуживает внимания американских менеджеров, и не только потому, что многие американские предприятия сами могли бы воспользоваться перестройкой. Реформы в Советском Союзе могут в конечном итоге означать новые коммерческие возможности для американских компаний и новую конкуренцию как на мировых рынках, так и в военной и дипломатической сферах. Советские усилия интригуют тем, как они раскрывают фундаментальные принципы производства в век компьютерных технологий. Независимо от того, удастся ему это или нет, усилия Горбачева представляют собой серьезный эксперимент в области административной реформы, который обещает использовать общие принципы управления, знакомые любому руководителю - стимулы, подотчетность, гордость, качество.

Не так давно советская экономика росла так быстро, что Никита Хрущев хвастался, что не позднее 1970-1980 годов советская экономика догонит и перегонит экономику Соединенных Штатов. Экономическая ситуация начала ухудшаться где-то в середине 1960-х годов. А к 1979 году, в последние четыре года правления Леонида Брежнева, объем производства в таких важных промышленных отраслях, как металлургия и угольная промышленность, начал падать. 1979 год также стал началом серии из семи неурожаев, что привело к введению продовольственного нормирования в ряде наиболее пострадавших регионов страны. К 1982 году рост ВНП упал до 0,7%, и впервые в истории рост доходов на душу населения фактически снизился.

Смерть Брежнева в ноябре 1982 года и приход к власти Юрия Андропова положили конец спаду. Бывший глава КГБ, Андропов начал восстанавливать дисциплину и порядок; 1984 год доказал, что запугивание само по себе может дать впечатляющие результаты (см. таблицу). Но они продержались недолго. При Черненко производство в основных отраслях промышленности снова упало, и когда Горбачев взял на себя управление, советский ВНП рос в два раза меньше, чем 5,3% в среднем за период с 1966 по 1970 год. (Сам Горбачев признал, что "национальный доход в последние четыре пятилетки стагнировал, а в начале 1980-х годов фактически упал")

Soviet Union, Inc: Годовой отчет 1982-1986 (Производство в январе-феврале в округленном проценте от предыдущего января-февраля) Источники: Экономическая газета, март 1982, март 1984, март 1985, март 1986.

Снижение советского ВНП было еще более серьезным, чем кажется, потому что советские экономисты регулярно учитывали производство, которое было не чем иным, как отходами. Каждый раз, когда советский завод производит тонну стали или пару обуви, экономисты предполагают потребление, инвестиции или капитализацию, и ВНП увеличивается. Та же процедура применяется и на Западе. Но если эти туфли никогда не будут потреблены или если сталь будет выброшена на свалку, экономисты не смогут это учесть. На некоторых заводах в Советском Союзе процент брака по качеству достигал 70%. И сам Горбачев язвительно заметил, что многие советские сталелитейные заводы отправляли продукцию из цеха "прямо на склад". Действительно, для производства одного доллара валового внутреннего продукта советским заводам требуется в три раза больше угля, чем западногерманским заводам.

Чем объясняются все эти отходы, низкое качество и неправильное распределение ресурсов? Как советский экономический рост мог быть таким впечатляющим в первые годы советского режима и таким невпечатляющим сейчас?

По словам Горбачева, секрет прошлого советского экономического успеха как раз и является источником его нынешних проблем - централизованно планируемая экономическая система, управляемая из Москвы с начала 1930-х годов. Существует Госплан, государственная центральная плановая организация; Госснаб, советское центральное агентство по снабжению, которое распределяет импорт и устанавливает производственные задания для советских заводов; и Госбанк, государственный банк. Существуют коллективизированные крестьянские хозяйства, находящиеся под контролем государства.

В рамках предыдущих усилий по обеспечению быстрого экономического роста центральные плановые органы устанавливали индивидуальные задания для заводов и ферм в виде количества продукции: тонн, единиц или метров. Если фабрика производила разнородные товары, задачи ставились в терминах валовой рублевой стоимости продукции. Как правило, чем выше процентное увеличение производства по сравнению с предыдущим периодом в единицах продукции или рублях, тем выше премия завода.

В течение многих лет эта система работала достаточно хорошо. Советский Союз испытывал такой дефицит продукции, что менеджеры на всех уровнях принятия решений концентрировались в основном на количестве. Если при этом страдало качество, это казалось небольшой платой: приоритетом было выживание. Но как только основные потребности были удовлетворены, а высокотехнологичная продукция наводнила международный рынок, качество стало играть все большую роль.

Если что и было, централизованное планирование усугубило проблему. Советским плановикам всегда было трудно, если не невозможно, контролировать качество из центра. Госплан и Госснаб сняли ответственность за качество продукции с менеджеров и операторов, поставив их в зависимость от грубых количественных показателей. Завод мог выглядеть хорошо на бумаге, но его продукция была некачественной. Действительно, кого волновало, продается ли продукция на самом деле?

В командной экономике Советского Союза цены рассчитывались по принципу "затраты плюс": чем выше производственные затраты, тем выше конечная цена. Там, где прибыль была лишь второстепенным фактором для руководителя завода, мало внимания уделялось контролю над затратами - любой американский оборонный подрядчик скажет вам, почему. А поскольку большие заводские премии зависели от высокой валовой стоимости продукции в рублях, советские менеджеры стремились создавать продукцию с чрезмерно большим количеством сырья, поэтому советские товары были такими большими и тяжелыми.

Та же расточительность поразила сельское хозяйство. Советские чиновники сообщают, что до 20% советского урожая ежегодно гниет на поле, что составляет потерю миллиардов долларов в конвертируемой валюте - приблизительную стоимость сельскохозяйственной продукции, которую Советский Союз был вынужден импортировать. Поскольку сельское хозяйство составляет около 20% советского ВНП по сравнению с примерно 3% в США, улучшение ситуации в этом секторе имеет решающее значение для советских планов развития.

Но дело не только в порче урожая. То, что не портится, кажется все более неадекватным. Нежелание СССР повышать розничные цены на основные продукты питания привело к серьезным экономическим перекосам - цены на хлеб не менялись с 1955 года! Увеличивающийся разрыв между оптовыми ценами на зерно и розничными ценами на хлеб побудил хитрых советских крестьян скупать до 15% выпекаемого хлеба и скармливать его скоту.

Со временем неспособность советской экономики реагировать на нужды потребителей и рыночную дисциплину начала давать о себе знать. Разочарованные низким качеством предлагаемых им товаров, рабочие все меньше и меньше хотели трудиться. Как выразился один рабочий: "Если они будут только делать вид, что платят нам, мы будем только делать вид, что работаем". Горбачев читал лекцию работникам телевизионного завода во Владивостоке в июле 1986 года: "Вы производите телевизоры, которые перестают работать через 13-15 минут, и при этом вы расстроены тем, как строят строители - крыша протекает и так далее". Это затруднительное положение с икрой и осетриной.

Появление высоких технологий сделало советское бюрократическое планирование вопиюще неумелым и громоздким. Сегодня управление промышленностью должно быть оперативным и технически сложным; те, кто отстает даже на мгновение, рискуют отстать от целого поколения производителей. Жизненные циклы продукции стали короче, рынки более специализированными, а в эпоху персональных компьютеров огромная премия отдается предпринимательству, независимости ума, быстрой коммуникации, совместному обучению - атрибутам, чуждым советской экономике и, более того, советскому обществу.

В 1960-е годы индустриальные общества делали упор на сталь и стандартные станки. Промышленная доблесть и экономическая мощь измерялись не тем, насколько сложными были компьютеры в стране, а тем, насколько крупным было производство стали и станков. Освоив базовую технологию в этих отраслях, ее можно было использовать снова и снова без особых изменений. Таким образом, Госплан мог составлять планы на пять лет вперед и не беспокоиться об изменении инноваций. Сегодня ситуация совершенно иная. Продукты и производственные процессы меняются из года в год.

Но новая технология ставит перед Советами другие, еще более важные проблемы. ПК могут функционировать не только как инструменты управления, но и как печатные машины и системы электронной почты. Может ли советское правительство поощрять менеджеров пользоваться ПК, принтерами, копирами и модемами, которые делают возможным интегрированное в компьютер производство, и при этом подавлять политический индивидуализм, сопровождающий новую технологию? Может ли полицейское государство управлять новой промышленной революцией? Ведь всего несколько лет назад, когда я сам пользовался аппаратом Xerox в московских офисах американской компании, КГБ предупредил меня, что аппарат будет конфискован, если он будет использоваться в дальнейшем не по назначению.

Именно в этом контексте Горбачев проводил кампанию за гласность, за большую открытость. Свертывание вмешательства КГБ в интеллектуальную и художественную жизнь было для него лишь следствием свертывания его вмешательства в экономику. Его первой задачей было повышение морального духа трудящихся. Он посетил многие отдаленные города и поселки, некоторые из которых никогда не видели царя, не говоря уже о генеральном секретаре коммунистической партии, и призвал людей работать усерднее. Он говорил им, что страна столкнется с кризисом, если они не сделают все возможное. Он распространил свою пропаганду на средства массовой информации, используя телевидение, радио и газеты для распространения информации и мобилизации поддержки.

Затем начались меры по борьбе с алкоголизмом. Продажа алкоголя была запрещена до 14:00, а количество точек продажи спиртных напитков было резко сокращено. Это оказало немедленное воздействие. В 1986 году продажи алкогольной продукции упали на 37%, что, в свою очередь, привело к снижению аварийности на дорогах (и, возможно, к снижению количества разводов). Что еще более важно, производительность труда работников выросла, а брак продукции уменьшился. Если только рабочие не обладали значительной предусмотрительностью, они должны были оставаться трезвыми как минимум до двух часов дня.

Как водится, акцент на дисциплине и борьба с пьянством были особенно важны для увеличения производства нефти. В конце 1983 года добыча нефти начала падать, и к 1985 году добыча за год сократилась на 3%. Горбачев вылетел на основные месторождения в Западной Сибири и выступил за лучшее качество нефти и против водки. После этого он уволил местных партийных чиновников и руководителей нефтяной промышленности. Через год производство выросло на 3%.

Но увещевания Горбачева оказались лишь короткой прелюдией к более комплексным действиям. В конце 1986 года он начал набрасывать ряд предложений по реформам - революционным по масштабам, "контрреволюционным" по советской традиции - которые вылились в программу, представленную им на пленуме Центрального комитета Коммунистической партии в июне 1987 года. Впервые советский лидер предложил нечто большее, чем просто усовершенствование централизованного бюрократического планирования. Скорее, он предложил зачатки рыночного подхода.

Горбачев намерен уменьшить роль административного принятия решений и централизованного планирования. Это означает сокращение контроля, который Госплан осуществлял над министерствами. Согласно новым предложениям, власть Госплана и Госснаба будет уменьшена; они будут контролировать производство и распределение только приоритетных товаров, таких как сталь, уголь, нефть и другие иконы старых пятилетних планов. Государственные нужды будут удовлетворяться путем издания государственных заказов. Цель - сократить количество госзаказов для таких тяжелых отраслей до уровня ниже 30% от общего объема производства, хотя в настоящее время средний показатель остается около 90%.

Снижая власть Госплана и Госснаба, Горбачев стремится усилить функции и полномочия по принятию решений менеджеров на производственных предприятиях. Начиная с января 1988 года, принятие экономических решений было официально децентрализовано. По закону, предприятия, производящие 60% промышленной продукции, перешли на самофинансирование; они должны финансировать не только свою текущую деятельность, но и будущий рост за счет собственной прибыли, амортизации или, при необходимости, возвратных кредитов. Они больше не могут рассчитывать на субсидии из государственного бюджета. Предприятия, работающие в минус, будут объявлены банкротами и закрыты.

Менеджеры этих предприятий теперь имеют больше полномочий решать, что производить. Они сами определяют цели производства в зависимости от рыночного спроса и, в определенных пределах, сами принимают решения о заработной плате, премировании, найме и даже увольнении.

Согласно программе Горбачева, цены на сырье будут меняться в зависимости от спроса и предложения. Цены на товары больше не будут устанавливаться по принципу "затраты плюс", хотя ценообразование останется под строгим государственным контролем до 1990 года. Это означает, что если все пойдет по плану, то цены на дефицитные товары - например, мясо, телевизоры, модную одежду, за которой всегда большие очереди, - будут выше.

Новый механизм ценообразования может привести к временной инфляции, но рост цен и увеличение прибыли должны стимулировать заводы к увеличению производства, что в свою очередь приведет к сокращению очередей и снижению цен. (В то же время цены на товары, спрос на которые невелик, будут падать, опустошая полки магазинов и заставляя снижать прибыль и сокращать производство. Предположительно, сокращения вызовут волну увольнений работников, что редкость для советских предприятий.

Горбачев разрешил 100 крупнейшим советским предприятиям и 21 министерству самостоятельно заниматься внешней торговлей. Согласно июльским реформам, большая часть импорта и экспорта (которые в прошлом должны были проходить через Министерство внешней торговли) может осуществляться напрямую между советскими торговцами и иностранными партнерами. Это изменение должно привести к большей отзывчивости советских экспортеров. Это также должно повысить подверженность советских производителей мировой конкуренции.

После 60 лет самоизоляции Советский Союз оказался с одной из самых защищенных экономик в мире. Горбачев, похоже, полон решимости поднять Советский Союз до мировых конкурентных стандартов в области технологий и качества продукции. На данный момент Горбачев и его советники призывают к конвертируемости рубля и даже к участию Советского Союза в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, Международном валютном фонде и Всемирном банке.

По случайному совпадению, в прошлом для советских граждан было важно не то, сколько у них рублей, а то, сколько ассигнаций или продовольственных талонов им выдала Москва. Чтобы сделать переход к рыночным силам более жестким, Горбачев приказал создать оптовые склады, которые будут продавать производственные материалы держателям рублей.

Решение разрешить создание совместных предприятий на советской территории с иностранными партнерами - особенно из капиталистического мира - является еще одной частью усилий Горбачева по более эффективной адаптации советской промышленности к течениям мировой технологии. Реформы позволяют иностранцам иметь не более 49% акций в таких предприятиях, и Горбачев настаивает на том, чтобы президент и главный операционный директор любого совместного предприятия были советскими гражданами.

Есть и другие ограничения. Строгие правила препятствуют репатриации прибыли и ограничивают продажи компаний, находящихся в совместной собственности, на советском рынке. И все же не стоит недооценивать идеологическое и экономическое значение этих предложений о сотрудничестве с западными и дальневосточными транснациональными корпорациями. В отличие от Ленина, чьей народнохозяйственной политикой он восхищался, Горбачев не оправдывал реадмиссию иностранных инвесторов тем, что два шага вперед требуют шага назад. Для Горбачева это полностью шаг вперед.

Еще одним шагом вперед стал указ Горбачева об узаконивании частных предприятий. Однако он наложил строгие ограничения на то, чем и когда могут заниматься новые предприятия. Ожидается, что бизнес останется семейным делом, они не могут нанимать работников. Кроме того, если предприниматели не являются пенсионерами или студентами, они могут заниматься своим бизнесом только после окончания обычной работы. Тем не менее, решение о развязывании частной инициативы говорит о том, что Горбачев хочет использовать энергию, которая ранее считалась коррумпированным стремлением к личному богатству. Обогащайтесь сами, вторит Горбачев Адаму Смиту, и обеспечивайте экономику большим количеством товаров и услуг. Он надеется, что деньги станут более значимыми, если будет больше товаров и услуг, которые можно купить.

Чтобы ускорить стремление к качеству, Горбачев направил инспекторов по качеству на 1500 крупнейших заводов Советского Союза. Эти инспекторы имеют право забраковывать только что произведенные товары и лишать премий как менеджеров, так и рабочих. Этот корпус госприемки принес свои плоды. Производство на многих советских заводах упало, но качество продукции улучшилось.

И наконец, что, возможно, наиболее радикально, Горбачев выступил за избрание руководителей и начальников цехов работниками предприятий. Он предлагает, чтобы кандидаты даже выдвигали свои кандидатуры путем тайного голосования, хотя на крупных заводах для принятия фактического решения должен избираться трудовой коллектив из числа рабочих. Смысл этой реформы заключается в формировании лояльности и большего чувства участия на рабочем месте.

Если предложения Горбачева имеют смысл на бумаге, они, что неудивительно, вызывают много споров. Действительно, его предложения настолько масштабны, что угрожают практически всем членам общества: рабочим придется работать больше, им грозит сокращение зарплаты или даже увольнение, руководители могут быть лишены работы, министры и бюрократы могут потерять свои кабинеты (а также лимузины и специальные правительственные магазины).

Дилемма Горбачева заключается в том, что, двигаясь слишком быстро для своих критиков, он может оказаться не в состоянии двигаться достаточно быстро, чтобы его план удался. Если бы он решил подходить к реформе более постепенно, то, возможно, ему удалось бы избежать отчуждения сразу стольких людей. Но тогда он не смог бы продемонстрировать, что эксперименты и срывы стоят усилий.

Чтобы успокоить недоброжелателей, Горбачев должен теперь доказать, что его реформы дали результаты хотя бы в строительстве жилья и доступности потребительских товаров лучшего качества. Будут ли рабочие работать усерднее, если они не видят более обильных и более желанных товаров, которые можно купить на заработанные деньги? Могут ли фабрики производить больше и лучше товаров без участия рабочих? Если рабочие решат работать больше, не окажутся ли они разочарованы плохо сконструированными машинами, на которых они работают?

"Люди делают историю, - писал Карл Маркс, - но не так, как им хочется". У Горбачева мало времени для решения целого ряда управленческих дилемм - дилемм, которые поставили бы в тупик даже самых находчивых руководителей. Если бы я был его консультантом, я бы посоветовал ему прямо посмотреть в лицо некоторым проблемам и предложил бы несколько возможных решений.

  • Если Горбачев хочет ликвидировать, как он говорит, ежегодные субсидии на потребительские товары в размере 70 миллиардов рублей (110 миллиардов долларов), ему придется повысить стоимость жилья в 20-30 раз, а цены на мясо - в 3 раза. Как утверждает польское руководство, такой рост цен может быть политически взрывоопасным. Действительно, когда в 1962 году в Советском Союзе были повышены цены на мясо, начались беспорядки, которые пришлось подавлять советскими войсками. Рост безработицы может привести к такому же результату, поэтому Горбачев нападает на экономистов, которые предупреждают, что для проведения значимых реформ потребуется минимальный уровень безработицы от 2,5% до 3,5% - в этот прогноз он, возможно, действительно верит. Как Горбачев может избавить экономику от непродуктивных работников и товаров и в то же время стимулировать производство и изобретение новых и более востребованных товаров?

Рекомендация: Переход от централизованного планирования к рынку будет разрушительным, независимо от того, насколько тщательно продуман этот переход. Но венгры и китайцы оказались несколько успешнее, чем, скажем, поляки, в преодолении этого препятствия. Во-первых, они сочетают повышение цен с надбавками к зарплате, особенно для самых низкооплачиваемых работников и пенсионеров. Во-вторых, они быстро развязали руки частному сектору и крестьянским инициативам.

В Китае крестьяне были, по сути, деколлективизированы. Государство сохранило право собственности на землю, но крестьянам разрешили заключать с государством контракты на длительное использование земли и выращивать то, что они хотят, не указывая, что, когда и как. Аналогичным образом, китайское правительство ослабило контроль над малыми предприятиями, производящими потребительские товары и услуги, кроме продуктов питания.

Конечно, цены выросли. Но так же росло и производство, и вскоре рост цен выровнялся. Уровень жизни почти всех людей повысился достаточно, чтобы рассеять недовольство. Горбачев, как и Дэн, должен настаивать на более либеральных условиях для тех, кто хочет создать частный бизнес, включая уменьшение бюрократической волокиты и разрешение нанимать на работу не членов семьи - то, что сейчас не разрешено. Частный бизнес может помочь поглотить часть работников, уволенных в результате закрытия обанкротившихся заводов. В то же время государство должно быстро модернизировать свои центры занятости и создать компьютеризированный банк вакансий.

  • Советский народ смирился с принципом, что доходы большинства работающих людей будут относительно равными. Исключение всегда делалось для партийных чиновников, которые имели доступ к специальным магазинам, клубам, автомобилям и курортам. Тем не менее, демонстративное потребление всегда ассоциировалось в общественном воображении с незаконными сделками во второй экономике или на черном рынке. Действительно, государство в конце концов закрыло частный кооператив такси в Красноярске, потому что водители явно зарабатывали слишком много денег.

Дилемма Горбачева: как он может успешно продвигать менталитет "обогащайся сам" после стольких лет противостояния ему? Как идеологические консерваторы смогут приспособиться к дифференциации доходов?

Рекомендация: Горбачев, как бы он ни был храбр, не осознал идеологических последствий того, что он делает. Горбачеву придется обуздать некоторые из грубых различий в доходах, но он должен открыто защищать социальные преимущества частной выгоды. Рост благосостояния потребителей, стимулируемый предпринимательством, поможет запугать идеологических сторонников жесткой линии. Не важно, красный медведь или черный, важно лишь то, что он знает, как найти мед.

  • Горбачев должен прекратить практику повышения заработной платы советских рабочих быстрее, чем производительность труда. Но по мере того, как он будет снижать зарплату, моральный дух рабочих и качество продукции будут падать. Посылать государственных инспекторов на крупнейшие заводы Советского Союза для отбраковки некачественной продукции - не выход. В западных экономиках некачественные товары вымываются с рынка, потому что их никто не покупает. Однако это рискованная и трудоемкая стратегия в Советском Союзе, где товары были в хроническом дефиците. Как Горбачев может улучшить качество и сделать это быстро, используя рыночные методы?

Рекомендация: Конкурентное давление для улучшения качества может быть ускорено, если Горбачев ускорит рост расширенного частного бизнеса. Советские потребители будут платить премию за качество, особенно за такие товары, как джинсы, стереосистемы и телевизоры. Горбачев должен позволить мелким частным производителям заполнить эту нишу. Он также должен ввести систему возмещения ущерба для тех, кто приобрел некачественные товары, чтобы потребители стали инспекторами. Штрафы должны быть в виде упущенной выгоды.

  • Чтобы сделать Советский Союз более демократичной экономической системой, Горбачев призвал к тайным выборам не только руководителей заводов, но и начальников цехов. Если у них будет свой собственный политический мандат, будет ли начальник цеха подчиняться приказам директора завода? Где будет лежать их лояльность? Как Горбачев может стимулировать чувство партнерства среди рабочих, не уничтожая необходимые прерогативы руководителей?

Рекомендация: Сохраните выборы для руководителей заводов и ферм, но не распространяйте процесс выборов на начальников низшего звена. Горбачеву также следует разработать программы аварийного обучения для руководителей промышленных предприятий, которые теперь должны примириться с большей неопределенностью и потенциально более беспокойной рабочей силой. Действительно, он уже начал двигаться в этом направлении - были созданы учебные программы, а западные бизнес-школы и корпорации попросили о помощи. Например, в марте Гарвардская школа бизнеса и Научно-исследовательский институт внешнеэкономической деятельности СССР в Москве начали совместный исследовательский проект, направленный на разработку рекомендаций по созданию совместных предприятий в Советском Союзе.

  • Горбачев надеется, что совместные предприятия помогут Советскому Союзу освоить высокие технологии и увеличить экспорт. Но советские консерваторы настаивают на множестве громоздких ограничений. На данный момент только 21 совместное предприятие получило официальное одобрение, и все они незначительны по масштабам и связаны с низкими - точно не высокими - технологиями. Самым сложным является завод по производству технологического оборудования для энергетической промышленности. Более типичными являются лесозаготовки в Сибири, гостиница, индийский ресторан и две точки Pizza Hut в Москве. Однако совсем другое дело - привлекать более сложные предприятия, если иностранный партнер не может осуществлять контроль качества или репатриировать прибыль. Дилемма Горбачева: как добиться вливания нужных ему технологий без риска идеологической реакции?

Рекомендация: Всеми средствами сохраняйте жесткий контроль над теми усилиями, которые не связаны с передачей сложных технологий, например, лесозаготовительными предприятиями. Но Горбачев должен разрешить высокотехнологичным компаниям репатриировать конвертируемую валюту, даже если они не производят никакого экспорта. По крайней мере, такие предприятия позволят импортозаместить компьютеры, копировальные аппараты и т.д.

  • Горбачев упразднил Министерство внешней торговли в январе, позволив предприятиям и министерствам напрямую заключать контракты на импорт и экспорт. Он также заявил, что рубль должен быть конвертируемым. Но если условия торговли для советских граждан и предприятий будут либерализованы, сможет ли Советский Союз избежать большого торгового дефицита? Как тогда защитить стоимость рубля?

Рекомендации: Увеличение торгового дефицита неизбежно. Горбачеву следует постепенно расширять число отраслей, подверженных конкуренции, а также определить график девальвации рубля. Такие меры могут только способствовать повышению качества, и они могут увеличить экспорт советских товаров, таких как лес и нефть.

  • Ключевым моментом горбачевской реформы является сокращение Госплана. До тех пор, пока власти в Москве могут предоставлять льготы, даже к их неформальным телефонным звонкам руководителям будут относиться с почтением, независимо от рыночных условий. Дилемма Горбачева: сможет ли он переориентировать управленческий класс так, чтобы он почувствовал себя вправе игнорировать тех, кто находится в центре?

Рекомендации: Не существует способа расширить полномочия всех менеджеров, не подорвав центр. Для начала следует упразднить все министерства и децентрализовать кадровые решения. До тех пор, пока они существуют, они будут склонны к излишнему вмешательству. Горбачеву следует урезать полномочия Госплана, чтобы он в какой-то степени напоминал японский MITI. Он должен быть координатором долгосрочного планирования и организатором долгосрочных капиталовложений, но не центром, диктующим руководителям предприятий.

В ближайшие месяцы Горбачеву придется сделать непростой выбор. Как и другие руководители по всему миру, он обнаружил, что изменить систему, которая столько лет сопротивлялась переменам, не так-то просто. Как он сам сказал, его программа реструктуризации означает, что многим "наступили на пятки"

Для Горбачева главный вопрос заключается в том, сможет ли он выдержать политическую критику, которая неизбежно последует за административными шагами, которые он должен предпринять для достижения успеха. Но может ли что-нибудь, кроме радикальной перестройки, ведущей к быстрым экономическим успехам, подавить критику? Вторая наиболее драматическая вещь в вызове Горбачева заключается в том, что ничто не потопит его более уверенно, чем половинчатые меры. Самое драматичное, что он это знает.

Об авторе

Маршалл И. Голдман - профессор российской экономики Кэтрин В. Дэвис в колледже Уэлсли, Уэлсли, Массачусетс, и заместитель директора Центра российских исследований Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться