В экономике есть понятие, которое называется "плохое равновесие". Это стратегия, которую могут принять все игроки в игре и сойтись на ней, но она не принесет желаемого результата ни для кого. Мы решили исследовать эту проблему в контексте онлайн-знакомств - прототипически идеальной лаборатории, полной плохих равновесий.
Первые свидания - это стратегия, на которую могут согласиться обе стороны, но которая не поможет им узнать, было ли свидание эффективным. Подумайте о первом свидании: мы пытаемся выразить себя и узнать о другом человеке, но не выразить себя слишком сильно и не обидеть навязчивостью. Мы предпочитаем дружелюбие, а не противоречия, даже рискуя показаться скучными. "У нас так много общего", - говорит один из персонажей фильма "Бест ин Шоу", иллюстрируя, что стратегии первого свидания дают результат. "Мы оба любим суп и снежный горох, мы любим прогулки на свежем воздухе, разговоры и молчание. Мы могли бы не разговаривать или разговаривать вечно и все равно находить, о чем не говорить".
Легко говорить о наших взглядах на погоду или еду. Но хотя это может гарантировать, что мы не провалимся на этом свидании, это не приближает нас к успеху, поскольку не дает нам полезной информации о том, подходим ли мы друг другу в долгосрочной романтической перспективе.
В нашем исследовании мы разобрали, как мы надеялись, сочные подробности первых знакомств между потенциальными партнерами. Но то, что мы обнаружили, было сплошным неравновесием. Анализ текста подтвердил идею о том, что людям нравится сохранять скучное равновесие любой ценой. Какие бы интересные вещи они ни хотели сказать, они их не говорили, а в письменных беседах представляли себя совершенно скучными. Диалог был скучным и состоял в основном из вопросов типа:
- Где вы учились в колледже?
- Какие у вас хобби?
- Какая у вас профессия?
Мы почувствовали желание не раскачивать лодку и решили столкнуть этих нерешительных датеров за борт. Поэтому с определенной группой датеров, согласившихся на эксперимент, мы ограничили тип дискуссий, в которые могли вступать онлайн-датеры. Мы буквально лишили их права спрашивать о чем угодно и дали им список, из которого они могли выбирать вопросы.
Вопросы, которые мы выбрали, не имели никакого отношения к тому, сколько у человека братьев и сестер или какой у него любимый сериал - Mad Men. Вместо этого мы постарались, чтобы все вопросы были личностно-откровенными, например:
- Сколько у вас было романтических партнеров?
- Когда вы расстались в последний раз?
- Были ли у вас венерические заболевания?
- Разбивали ли вы когда-нибудь чье-то сердце?
- Как вы относитесь к абортам?
Как вам эти ледоколы?
По сути, мы подстроили рынок, установив искусственный уровень риска, который помог бы избежать плохого равновесия. У датеров не было выбора, кроме как задавать вопросы, которые обычно считаются "запредельными" для первого свидания.
И их партнеры отвечали тем же, создавая гораздо более оживленные беседы, чем мы наблюдали, когда датеры сами придумывали вопросы. Вместо того чтобы говорить о чемпионате мира по футболу или любимом пироге, они делились глубоко пережитыми страхами или рассказывали историю потери девственности. Как отправители, так и получатели сообщили, что они были более счастливы от такого взаимодействия.
Мы считаем, что ограничение рынка подобными способами может заставить людей тяготеть к поведению, которое дает лучшие результаты для всех. (Вспомните, что в свиданиях, когда вы раньше узнаете о своей несовместимости, это лучший результат, чем тратить время на вежливое обращение друг с другом). В более общем смысле, это исследование предполагает, что некоторые ограниченные рыночные условия могут принести более желаемые результаты. Может быть, вы сможете использовать эту идею, чтобы зарядить энергией свою следующую встречу. Придумайте вопросы, на которые люди должны ответить, или запретные темы, которые помогут избежать плохого равновесия.
Заставляя людей выходить из зоны комфорта, рискуя нарушить равновесие в отношениях, мы в конечном итоге можем получить больше, чем если просто вернемся к тем тропам, которые безопасны для всех и не полезны никому.
Об авторе
В своем бестселлере Предсказуемо иррациональное: The Hidden Forces That Shape Our Decisions Дэн Ариели представляет часто юмористические и необычные результаты исследований, которые дают новое понимание человеческого поведения, что может помочь нам принимать лучшие решения как отдельным людям, как корпорациям и как обществу.
- Hbr.org
Поделиться