Если безработица так высока, почему так трудно нанять сотрудников?

Почему американские предприятия не ведут мировую экономику к восстановлению? В качестве виновников были названы нестабильность рынков капитала, системный риск, налоговая политика и неопределенность в сфере регулирования, и все они играют свою роль. Но есть еще один фактор, который затмевает все остальные и, если его не устранить, будет и дальше ставить США в невыгодное положение в мире - это огромное несоответствие между квалифицированными рабочими местами и талантами, необходимыми для их заполнения. Неспособность найти и воспитать эти таланты мешает американским компаниям внедрять инновации для достижения конкурентного преимущества.

Эта проблема тревожно распространена и не ограничивается только стартапами: Согласно 15-му ежегодному опросу руководителей компаний, проведенному компанией PricewaterhouseCoopers на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в январе прошлого года, почти 50% руководителей компаний из всех отраслей и во всех уголках земного шара заявили, что восполнить этот пробел в квалификации стало сложнее.

Как возможно, что поиск талантливых сотрудников является проблемой для американского (и европейского) бизнеса, когда уровень безработицы остается таким упрямо высоким? Почему сейчас руководители компаний испытывают такие же проблемы с поиском талантливых сотрудников, как и в условиях более жесткого рынка труда?

Проблема заключается в том, что финансовый крах, который привел к росту безработицы, затмевает собой продолжающиеся последствия цифровой трансформации мировых рынков. Эта трансформация происходила задолго до финансового кризиса, но в то время как другие тенденции заканчивались или переключались, трансформация к цифровой экономике продолжалась, практически не прерываясь.

На пути в будущее произошла интересная вещь. Такие инновации, как смартфоны и простота транспортировки финансовых данных с помощью мобильных технологий, оказали более непосредственный положительный эффект на развивающиеся экономики, чем на развитые; демография была на их стороне, и было мало унаследованных отраслей, которые нужно было вытеснять или творчески разрушать. Они обошли стороной большие капитальные затраты, необходимые для прокладки инфраструктуры, например проводов, и сразу перешли на мобильные телефоны.

Компании и промышленные сектора на Западе только начинают осознавать перспективы цифровой революции и понимать ее глубокое влияние. Как сказал один из руководителей банков, опрошенных в ходе нашего исследования: "Нашими будущими конкурентами будут не традиционные банки, а крупные технологические компании".

Смена парадигмы, происходящая здесь, только сейчас становится очевидной. Производственные компании начинают восстанавливать свои конкурентные преимущества за счет нового применения технологий в производственном процессе. Компании, производящие потребительские товары, пытаются понять, как продавать товары напрямую клиентам. Розничные компании, которые долгое время считались преимущественно внутренними игроками, расширяют свой охват на глобальном уровне, становясь "всеканальными" ритейлерами.

Традиционно такие преобразования создают дефицит навыков, который носит временный характер. Но преобразования такого масштаба займут гораздо больше времени, чем это было в недавнем прошлом. Это означает, что проблема несоответствия между талантами и спросом на постоянные инновации, скорее всего, останется на повестке дня руководителей компаний как на Востоке, так и на Западе еще долгое время после выхода из финансового кризиса.

Уже сейчас 75% руководителей компаний США и 70% руководителей компаний мира, участвовавших в нашем опросе, заявляют, что они инвестируют в обучение, чтобы обеспечить будущий приток квалифицированных сотрудников. Такое обучение, вероятно, должно быть непрерывным, поскольку цифровая революция проявляется в постоянных технологических инновациях. Однако компании не могут сделать это в одиночку. По мере того, как мы выходим из крупнейшей за последние 80 лет рецессии и входим в эту бурно развивающуюся цифровую экономику, руководители компаний ищут партнерства с правительством. Более того, 57% руководителей американских компаний заявили, что создание и развитие квалифицированной рабочей силы должно быть одним из главных приоритетов правительства. Таким образом, хотя желание инвестировать есть, руководители американских компаний стремятся наладить более тесное партнерство между государственным и частным секторами, чтобы полностью принять вызовы и возможности цифровой трансформации, которые, в свою очередь, помогут восстановить конкурентоспособность.

Но помимо этого, для того чтобы американские компании стали и оставались конкурентоспособными. Для того чтобы американские компании стали и оставались конкурентоспособными, им необходимо найти людей, которые не просто обучены, знакомы с этими постоянно трансформирующимися технологиями или чувствуют себя комфортно с ними, но и обладают предпринимательской жилкой, чтобы придумать практическое, продуктивное - и прибыльное - их использование.

Это сообщение является частью программы HBR Insight Center on American Competitiveness.

Об авторе

Боб Мориц является глобальным председателем PwC, которая охватывает 156 стран и насчитывает более 300 000 человек. Он является членом правления Generation Unlimited и сопредседателем Глобального совета лидеров Generation Unlimited.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться