Экологическая этика: от Будды до 21 века

Мыслящего человека узнают по священному благоговению перед жизнью, писал Виктор Гюго. На протяжении веков многие выдающиеся люди размышляли об этическом отношении к природе. Будда проповедовал принцип не причинения вреда всем живым существам, Пифагор и Плутарх считали доброе отношение к животным основой нравственного поведения человека. Святой Франциск Ассизский видел в живых существах своих братьев и сестер, Томас Мор и Мишель де Монтень призывали к милосердию по отношению к животным. Даже в самые голодные годы Ганди отказывался заставлять индусов есть мясо: Мы не можем убивать коров, мы должны быть солидарны со всей страдающей тварью.

Основоположниками экологической этики считаются американский эколог и природоохранник Олдо Леопольд (1887–1948) и немецкий врач и философ Альберт Швейцер (1875–1965). В своих работах они развивали идеи этики благоговения перед жизнью, которая должна распространяться на всех живых существ.

Развитие экологической этики тесно связано с появлением экологической теологии, изучающей этические взгляды различных религий, и экологической этнографии, исследующей традиции различных народов, в частности, американских индейцев.

Огромное влияние на становление экологической этики оказало движение покровительства животным. Еще в 1802 году во Франции была назначена премия за работу, которая дала бы ответ на вопрос о влиянии жестокости по отношению к животным на нравственный уровень населения. В 1809 году в Англии премьер-министр лорд Эсквин заявил в Палате лордов: Без сострадания к животным нет истинно хорошего воспитания, нет истинно доброго сердца. В 1822 году был принят первый в Европе закон о наказании мучителей животных. В 1824 году Ричард Мартин основал в Лондоне первое в мире общество покровительства животным. К концу 19 века таких обществ уже насчитывалось 780 по всему миру.

В 1959 году было создано Международное общество защиты животных. К 1998 году существовало 6 тысяч общественных организаций, занимающихся правами животных, которые проводили глобальные акции: Антипушную кампанию, Антикосметическую кампанию и Кампанию за улучшение условий содержания сельскохозяйственной птицы и скота.

В начале 1970-х годов экологическая этика стала преподаваться в университетах, а с середины 1970-х годов она оформилась в самостоятельную дисциплину. Особенно активно она развивалась в США, Англии, Австралии, Норвегии и Канаде.

В 1972 году Джон Б. Кобб-младший опубликовал первую статью по экологической этике в США Не поздно ли. Теология экологии. В этом же году Вильям Блэкстоун организовал конференцию Философия и экологический кризис. В 1973 году Арне Нейс опубликовал статью Движение глубинной экологии, положившую начало новому движению, а Ричард Рутли сделал первый доклад по экологической этике на мировом конгрессе.

В 1990 году были созданы Международное общество экологической этики и Международная ассоциация природоохранной философии. Появились журналы, посвященные экологической этике, такие как Экологическая этика (США), Экологические ценности (Англия), Трубач (Канада), Экология и этика (Германия) и др.

Вклад в развитие экологической этики внесли такие авторы, как Джодж Кайфер, Кристин Шрейдер-Фречет, Доналд Шофер, Том Аттиг, Робин Этфилд, Роберт Эллиот, Том Риган, Холмс Ролстон III, Питер Сингер, Эндрю Линзи, Пол Тейлор, Джон Пасмор, Макс Оелшлегер, Родерик Хэш, Стефэн Боросса, Юрйо Сепанмаа, Линда Грэбер и др.

В настоящее время экологическая этика развивается в нескольких направлениях, таких как освобождение животных, экоцентризм, экофеминизм, глубинная экология.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы, первый международный документ, подчеркивающий право на существование всех форм жизни.

В 1991 году в Законе Новой Зеландии Об управлении природными ресурсами была закреплена защита внутренней ценности экосистем.

В 1999 году в Новой Зеландии был принят закон о правах человекообразных обезьян, а в 2000 году была утверждена Декларация Земли.

В 2001 году Совет Европы запретил тестирование косметики на животных, а в 2002 году в Германии права животных были защищены Конституцией страны.

В 37 штатах США жестокое обращение с животными приравнивается к особо тяжким преступлениям. В Швейцарии животных официально называют существами, а не вещами. В Великобритании запрещено выращивать для производства меха пушных зверей, а владельцев свиноферм обязали обеспечивать своих питомцев игрушками.

В 2004 году в Австрии был принят новый закон о защите животных, который запрещает содержание цыплят в тесных клетках, обрезание собакам хвоста и ушей, связывание домашнего скота тугими веревками, а также содержание диких животных в цирках. В этом же году в Барселоне была запрещена коррида, а в Великобритании была запрещена любительская охота на зайцев и лисиц.

Экологическая этика продолжает развиваться, отражая растущее понимание важности взаимоотношений человека с природой.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться