Скандал с Джимми Сэвилом, разворачивающийся на BBC, - это последний пример того, как организацию призывают к ответу за последствия ее деятельности, которые раньше она могла спокойно игнорировать. Мы еще не знаем, что выяснит независимое расследование относительно того, что руководство "знало", не говоря уже о том, сколько карьер пострадает в результате, но ситуация уже содержит фундаментальный урок для компаний.
Для тех, кто не следит за развитием событий, Сэвил был любимым радио- и телеведущим Би-би-си, чьи программы приводили его в постоянный контакт с детьми на протяжении десятилетий. Он неустанно занимался благотворительностью, чаще всего помогая уязвимым детям. Согласно сотням обвинений, которые стали известны после его смерти в 2011 году, он также был растлителем детей.
Возникли вопросы о том, не поступили ли руководители Би-би-си неправомерно, замяв историю о Савиле, которую вела одна из их собственных новостных групп. Таким образом, обеспокоенность по поводу организационной культуры Би-би-си является многослойной: закрывали ли коллеги Сэвила глаза на преступление в их среде? И не повлияла ли финансовая заинтересованность Би-би-си в сохранении репутации Джимми Сэвила? Все это звучит знакомо. Отголоски дела Джерри Сандаски не заканчиваются на сходстве имен этих двух людей.
Но давайте предположим, что Би-би-си не знала, что предоставляет игровую площадку для хищника. Снимается ли с нее ответственность за тот прискорбный факт, что она это сделала? На более высоком уровне абстракции это история, которая происходит в каждом виде бизнеса. В самом общем смысле это прекрасный пример проблемы, которую раньше легко было рассматривать как "внешнюю", но теперь это не так.
Экстернальность - это термин, который экономисты используют для обозначения воздействия, создаваемого или способствуемого деятельностью компании, за которое она не несет ответственности и которое она поэтому не учитывает при принятии решений. Вспомните кислотные дожди в прежние времена. Или рак легких. А в данном случае - об опасности для детей. В случае с внешними эффектами, даже если предприятие знает об их негативном воздействии, оно не только склонно игнорировать их, но и имеет для этого весьма рациональные причины. Зачем брать на себя заботы и расходы, к которым вы не обязаны - особенно если ваши конкуренты этого не делают? Добавьте к этому, в случае с подозреваемым педофилом, тот факт, что любые действия с вашей стороны могут спровоцировать дорогостоящий судебный процесс, а в худшем случае - риск разрушить жизнь там, где, возможно, был дым, но не было огня.
С большей способностью воспринимать и измерять воздействие приходит и большая ответственность за его сдерживание. Сегодняшняя радикальная прозрачность поднимает планку. Еще совсем недавно общество просто не знало, насколько распространена педофилия и насколько хитрыми могут быть педофилы. Обыватели не задумывались о том, что любая организация, в которой взрослые работают с детьми, сопряжена с риском. Будь то некоммерческие организации, такие как церковь, школа, социальный клуб или детский дом, или коммерческие организации в сфере здравоохранения или развлечений, предприятия, предлагающие работу с детьми, могут стать магнитом для тех, кто хочет получить такой доступ по неправильным причинам. Теперь мы знаем.
Мы вдвоем уже писали об этих сферах, где осознание обществом проблем и ожидания того, что бизнес должен уметь с ними справляться, опережают то, что, по мнению бизнеса, он может или должен взять на себя. Мы считаем, что эти области составляют большую часть поля битвы в сфере регулирования в любой момент времени. Это те вопросы, по которым голоса активистов звучат громче всего, и где предприятия наименее привлекательны (и, как правило, тщетно, поскольку рамки того, чем можно управлять, всегда расширяются, а не сокращаются). Конечно, новый закон, принятый в прошлом месяце в Калифорнии, законопроект AB 1660, запрещает зарегистрированным сексуальным преступникам представлять интересы молодых талантов - то есть быть агентом, который говорит ребенку: "Я могу сделать из тебя голливудскую звезду". Закон имеет смысл, учитывая, как легко сейчас выявить таких преступников и принять меры. Но когда группа, стоящая за этим законом, ассоциация родителей детей-актеров, впервые выступила за его принятие в 2006 году, часть индустрии заблокировала его.
Предприятия с отличным менеджментом не борются с мудрыми правилами - более того, они их не ждут. Любая организация, в которой взрослые взаимодействуют с детьми, должна вкладывать средства в образование, профилактику, выявление и вмешательство. В конце концов, бесполезно требовать от организаций соблюдения стандартов поведения, не требуя того же от людей, входящих в эти организации. Когда дело доходит до создания благоприятной среды для педофилов - или усугубления любых уродливых внешних факторов - "злодеями" становятся не только корпорации, но и занятые менеджеры и работники, которые видят проблему и склонны действовать, но потом понимают, что гораздо проще не высовываться. Может ли такая компания, как BBC, научить полностью взрослых сотрудников моральным принципам - вопрос спорный. Но, по крайней мере, она может научить их тому, что бездействие не будет терпимым.
И это говорит о еще одной причине опережать кривую регулирования. Предприятиям уже давно предъявляются требования бороться с другими формами сексуальных домогательств, а также с дискриминацией и множеством других опасностей, которые не считаются главными в деятельности компании. Мы все видели результат: тренинги, на которые часто ходят, закатывая глаза и ставя галочки в отношении соблюдения требований. В компании, которая сама берется за решение проблемы, а не отмалчивается и в конечном итоге капитулирует перед чужими предписаниями, сотрудники могут гордиться такой инициативой и с большей вероятностью примут обучение близко к сердцу. Лидерство приносит гораздо больше удовлетворения, чем подчинение. Когда компании сами разрабатывают решения, они не только не мешают регулирующим органам. Они повышают вероятность того, что эти решения будут работать.
Об авторе
Кристофер Мейер и Джулия Кирби являются авторами книги Standing on the Sun: Как взрыв капитализма за рубежом изменит бизнес повсюду. Мейер является основателем компании Monitor Networks и консультирует по вопросам бизнес-стратегии. Кирби - редактор Harvard Business Review.
- Hbr.org
Поделиться