Хотим мы этого или нет, в России вопросу корпоративного облика работников со временем должно уделяться все больше внимания. Это связано с переходом на более цивилизованный уровень оказания услуг и повышением клиентоориентированности компаний. На данном этапе задача руководителя — убедить подчиненных, что дресс-код — это не ущемление личной свободы, а часть корпоративной культуры.
Что нужно знать о дресс-коде?
Термин «дресс-код» возник в Великобритании и за последние сто с лишним лет успел распространиться по всему миру. Он используется для обозначения регламента в одежде, который информирует о принадлежности человека к той или иной профессиональной или социальной группе, кругу общения, или даже к определенному общественному месту. Дресс-код компании является прямым продолжением корпоративной культуры и важной частью ее бренда. Доверие клиента к компании начинается с доверия к ее сотрудникам, внешний вид которых играет немаловажную роль.
Для кого вводится дресс-код?
В первую очередь, дресс-код придуман для потребителей, а не для служащих. Он демонстрирует уважение к деловым партнерам и клиентам и положительно сказывается на репутации компании.
Российские организации основное внимание уделяют форме одежды для представительских встреч — деловых переговоров, корпоративных вечеринок общественного значения. Кроме того, регламентируется стиль одежды для сотрудников, работающих в офисе, и перечень неприемлемой одежды (шорты, топики, декольтированные платья, шлепанцы, кроссовки).
В каких случаях введение дресс-кода целесообразно?
При введении любых организационных нововведений руководитель компании должен просчитывать их целесообразность и эффективность. Дресс-код — не исключение.
Основной причиной введения дресс-кода может стать возможность более эффективного выполнения рабочих функций и достижения лучших результатов при использовании определенной формы одежды.
Например, для работников творческих и интеллектуальных профессий, которых клиенты практически не видят (дизайнеров, копирайтеров, аналитиков, разработчиков стратегий), жесткие требования к форме одежды нецелесообразны. Скорее, наоборот.
Вводить требования к одежде целесообразно для тех категорий персонала, которые по ходу работы встречаются с клиентами: например, участвуют в переговорах или информируют потенциальных покупателей об услугах.
Другим мотивом к введению дресс-кода может послужить создание единого фирменного стиля, атрибута принадлежности к группе, символом солидности организации. Это связано с желанием запомниться клиенту образом и продемонстрировать определенное качество своей компании: на заправке — комбинезонами с фирменной символикой, в ювелирном магазине — обязательным маникюром на ухоженных руках, а в банке или аудиторской компании — солидным офисным костюмом.
Как ввести дресс-код, чтобы он не вызвал сопротивления?
Чтобы нововведенные правила дресс-кода были адекватно встречены сотрудниками, необходимы четкие и последовательные действия со стороны руководства. Инструкции с указанием всех обязательств и прав, а также санкции за их нарушение должны доводиться до сведения каждого сотрудника.
В правилах по дресс-коду прописываются обязательные и желательные требования к одежде. В обязательном порядке должен быть оглашен черный список, в котором следует сформулировать то, что является недопустимым.
Разработкой требований к форме одежды в офисе можно заниматься самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонних консультантов. Для успеха предприятия руководителю следует также максимально вовлечь рядовых сотрудников и руководителей различного уровня в подготовку и обсуждение требований. Не менее важно информировать и разъяснять, для чего необходимо нововведение. И, безусловно, руководство само должно демонстрировать заданные стандарты.
За чей счет поддерживать корпоративный стиль?
Если речь идет об униформе для работников физического труда, то затраты обычно ложатся на плечи компании. В крупных корпорациях компенсация за это уже учтена в высоких зарплатах. Компании среднего и малого бизнеса решают вопрос по-разному. Создают единый офисный гардероб, которым могут воспользоваться сотрудники, готовясь к переговорам или выставке. Предоставляют своеобразный кредит: покупают или шьют необходимую одежду за счет фирмы, а потом частями вычитают из зарплаты.
Однако, как правило, чаще всего праздник корпоративного единения проходит именно за счет сотрудников. Чтобы он прошел мирно и спокойно, будет лучше каким-либо образом компенсировать затраты персонала: например, повысить служащим зарплату или сделать целевую выплату на приобретение одежды.
Как добиться соблюдения дресс-кода?
Необходимо создать такую атмосферу в компании, в которой работник, не соответствующий правилам, сам почувствует себя максимально некомфортно.
Корпоративным революционерам, которые не хотят соблюдать требования дресс-кода, руководители должны делать замечания, а также проводить с ними беседы. В исключительных ситуациях возможно применение наказания — от выговора, объявленного в приказе, до штрафных санкций.
Следует отличать сопротивление нововведению касательно формы одежды от сопротивления системе в целом. Возможно, после беседы с нарушителем и анализа его поведения выяснится, что в организации присутствуют более существенные проблемы. Например, межличностные конфликты, неудовлетворенность данного сотрудника содержательной частью своей работы, поверхностное отношение руководства к вопросам его профессионального роста, плохие условия труда.
В любом случае относитесь внимательно к тому, что происходит с вашими сотрудниками, и если видите демонстрацию протеста, сначала разберитесь, в чем дело.
Важно помнить:
- И при проведении собеседований нужно обращать внимание кандидатов на необходимость соблюдения обязательных требований в одежде, чтобы впоследствии это не оказалось для них неприятным сюрпризом.
- Внедрение дресс-кода — это не одномоментный процесс. Это длительный проект, который требует четкого планирования и последовательных действий со стороны руководства.
Поделиться